ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N39
ПРОГРАММА НА ЗАВТРА
В поисках своевременных знаний
Качество подготовки и переподготовки
учителей вызывает заслуженные нарекания: во
многих вузах и ИПК по-прежнему учат
«упаковывать» знания в детские головы. И
изменить эту инертную, громоздкую систему совсем
непросто. Особенно если опять отдать этот
процесс на откуп чиновникам. Может быть, разумнее
обсуждать программы, по которым будут готовить
учителей, всем педагогическим сообществом?
Первая реплика в этом диалоге – перед вами.
Педагогические институты производят,
перерабатывают и оформляют знания как багаж,
готовый для отправки в школы. Этакие посылки для
детишек, которые, в свою очередь, приучаются с
первого класса быть бессловесным вместилищем
знаний. И после окончания школы чемоданы со
слитками знаний открываются, и начинается
распродажа. Если слитки хорошей пробы, они и
покупаются хорошо.
Студентов в педагогических вузах зачастую и учат
быть профессиональными носильщиками,
фасовщиками, упаковщиками и отправителями
багажа знаний.
Но разве жизнь состоит из слитков? Разве
человеческому сознанию суждено родиться и всю
жизнь пробыть в чемодане, наполняясь вместе с ним
мертвым золотом знаний?
Для полноценной человеческой жизни нужны не
мертвые, а живые знания, прирученные теми, кто
носит все-таки не интеллектуальные чемоданы, а
головы на плечах. Жизнь нуждается в свободных и
здоровых людях, которых повсюду, но неназойливо
сопровождают знания. Людям нужно лишь уметь к ним
легко и вовремя обращаться.
Школьная же система в своем массовом виде
функционирует для того, чтобы дети приобрели
слитки ЗУНов любой ценой, даже ценой их
собственного здоровья.
Чтобы образование стало действительно
здоровьесберегающим, необходимо, чтобы сами
педагоги приходили в школу с соответствующей
внутренней позицией, личностной философией
здоровьесберегающего образования. Тогда и
программы в педагогических вузах должны быть
совершенно по-другому организованы и
содержательно скорректированы. Видимо, здесь
особо следует учесть опыт гуманистической
психологии, экологической психологии и
педагогики, обратить более пристальное внимание
на педагогическое наследие Толстого, Френе,
Штайнера, Роджерса. Важно использовать и
различные формы тренингов, сочетая личностный
рост, развитие коммуникативной компетентности и
уверенности в себе с практическими занятиями по
релаксации, лечебной физкультуре и восточными
оздоровительными гимнастиками.
Необходимо разрабатывать и конкретные
образовательные технологии, методы и приемы, при
этом помня, что их транслируемость в
педагогическое сообщество относительна. Ведь в
основе их лежит личностное начало,
индивидуальность того или иного автора. В этом
смысле здоровьесберегающие технологии в
образовании должны быть наименее технологичны,
ибо школе нужна не социальная хирургия, а
социально-познавательная терапия.
Вот лишь некоторые основные принципы, по которым
могут и должны выстраиваться курсы методики
образования в вузах:
– принцип двигательного сопровождения
абстрактно-понятийного мышления;
– принцип познания природы в эколого-этическом
общении с ней;
– принцип эмпатического понимания и активного
слушания;
– принцип осознания «здесь и сейчас»
собственных мыслей, переживаний и намерений;
– принцип педагогической поддержки личностного
духовного роста учеников.
Важно не торопиться отдавать разработку и
внедрение таких студенческих курсов по
социально-терапевтической методике образования
в административно-бюрократические службы
образования. Необходимо, чтобы такие курсы могли
кристаллизоваться в педагогическом сообществе,
обсуждались бы на форумах. И сам процесс
обсуждения способствовал бы взаимопониманию
между общественно-педагогическими
объединениями, отдельными инициативными
авторами, представляющими науку и практику.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|