Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
НАБЛЮДЕНИЯ 

Анатолий БЕРШТЕЙН

Почему нам стыдно

Потому что стыд – это защитная реакция, охранная грамота, мгновенный удар совести, обнаруживающий несоответствие самому сокровенному в нас

Стыдно. Какое знакомое с детства слово. «Как тебе не стыдно?», «Ни стыда, ни совести», «Постыдился бы», «Совсем стыд потеряли»… Это были привычные слова, от которых отмахивались, а то и огрызались: «Стыдно, у кого видно». Но стыдно было.
Стыд был своеобразной идентификацией человека; он был понятным и действенным. Стыдно было не только за собственные поступки, но и за поступки других, и за поступки всего человечества.
Стыд, возможно, одна из самых первых «эпидермических реакций» человеческого организма. Совесть – это уже после, как отвердевший в нравственных понятиях стыд. А может быть, и наоборот: стыд – это мгновенный удар совести, немедленно обнаруженное несоответствие самому сокровенному в себе.
Сартр говорил: «В чувстве стыда я признаю, что я есть я, каким другие видят меня». То есть мне стыдно, что кто-то подумал, что я такой. Значит, я такой или я кажусь таким, каким не хочу быть. В любом случае – моя вина, и если все же я не такой, то должен проявить себя по-другому, должен изменить мнение о себе или изменить себя. Стыд – это как «агентурный провал»: представление о себе скрывали, а тут оно выплыло наружу и стало достоянием всех. Поэтому стыд – не только охранная грамота, но и сигнал к очищению.
А сегодня быть стыдливым стыдно, несовременно, немодно.
Что значит, когда молодой человек откровенно целуется с девушкой в присутствии других? Это демонстрация уверенности: я могу, я свободен, я раскрепощен, мне не стыдно. Правда, отсутствие стыда – это и лагерная психология тоже.
Именно стремлением защитить свою индивидуальность, свободу личной жизни объяснял стыд, особенно молодых людей, Милан Кундера. Это их реакция «на требование повесить занавески на окна; на настояние: письмо, адресованное А, не должно быть прочитано Б. Одна их азбучных ситуаций перехода к взрослому возрасту, один из первых конфликтов с родителями – это притязание на отдельный ящик для своих писем, своих записных книжек, притязание на ящик, запирающийся на ключ». Мы входим во взрослый возраст, писал Кундера, бунтуя от стыда.
Бунт с годами обычно проходит, а вот защитная реакция стыда остается. И она фундаментальна для человека и человечества.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru