РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Драконов надо побеждать
Но так ли уж правильно – не плакать,
если грустно, и не бояться, если очень страшно?
Нам нравится думать, что мы ведем себя
правильно. И на самом деле этику, систему
ценностей каждый вырабатывает для себя сам, но
посыл для этого мы получаем от родителей и
учителей, через обстоятельства и фильмы, через
искусство, моду и рекламные ролики. Огромное
количество внешних воздействий объясняет нам, к
чему следует стремиться: родители воспитывают,
искусство вдохновляет, реклама провоцирует… Но
идеальные образы – они разные, и приходится
решать: все-таки к чему же и как нужно стремиться?
Когда начинают воспитывать ребенка, вскоре
становится ясно, что гораздо проще ориентировать
его на поступки: сказать «обманывать – плохо»
или «помогать – хорошо», тем самым сформулировав
общее правило, как отличить хороший поступок от
дурного. Поэтому так часто обращаются к примерам
и сравнивают: «Вот твой брат никогда не плачет» (а
почему плакать – плохо?) или: «Драконов надо
побеждать, рыцаря за это наградят в конце сказки.
Ты тоже должен быть храбрым и не бояться
драконов…» Поэтому ребенок сначала перенимает
образцы поведения и лишь потом, да и то не всегда
начинает задумываться: а так ли уж правильно – не
плакать, если грустно, и убивать дракона, если он
высиживает детенышей?..
Пик подражания чужим поступкам приходится на
подростковый возраст, когда человек формирует
представление о себе, пытается выбрать путь из
тех, которые видит перед собой, и поэтому очень
чувствителен к авторитетам. Соответственно он
стремится перенять и этическую систему, которая
подспудно присутствует в импонирующих ему
поступках.
В одном исследовании этических установок
подростков сравнивалось, насколько похоже
одиннадцатилетние и восемнадцатилетние
подростки описывают себя и предложенных
литературных персонажей. То есть насколько они
готовы принимать и перенимать образцы поведения
этих героев, заимствовать их моральные принципы.
Все предложенные персонажи имели разные
этические установки, но были чрезвычайно
обаятельны: Остап Бендер, Дон-Кихот, д’Артаньян и
Снусмумрик. Потому что кто же захочет быть
похожим на персонажа, который никому не нравится?
Предполагалось, что Дон-Кихот – это воплощение
первой этической системы, где чистота намерений
сочетается с избирательностью методов
достижения целей. Д’Артаньян – носитель второй
системы – стремится к благородным целям, но
неразборчив в способах их достижения. Остап
Бендер – персонаж, который движется в
собственном направлении, не обращая внимания на
сомнительность своих целей и методов. И наконец,
Снусмумрик – загадочный персонаж Туве Янссон,
играющий на губной гармошке и вообще не
совершающий поступков: он вне этики, он уходит и
приходит, когда ему хочется…
Результаты оказались любопытными. Пятиклассники
и особенно пятиклассницы тяготеют к сильному
сходству с д’Артаньяном и Остапом Бендером.
Остроумие и энергичность для них
привлекательнее задумчивости Снусмумрика и
рыцаря Печального Образа, что вполне
закономерно: в 11 лет обычно важнее события, чем
размышления. Да здравствуют шутки и шпаги! А
Дон-Кихот и подавно вызывает жалость с оттенком
презрения. Однако среди студентов соотношение
сходства с персонажами изменяется. Максимум
совпадений возникает с бродягой Снусмумриком –
таинственным, поэтичным и не вовлекающимся в
суету происходящего. Дон-Кихот тоже становится
ближе. То есть видно, что в конце подросткового
возраста интерес к внешней, «приключенческой»
стороне жизни ослабевает, а возрастает внимание
к ее внутренним событиям. Отсюда
привлекательность снусмумричьей позиции
невмешательства: хочется посмотреть на все со
стороны. И может быть, потом сочинить про это
песенку. Взрослеющий ребенок становится более
интровертом, он отстраняется и задумывается:
стоит ли проникать в спальню дамы под видом
другого, как д’Артаньян? Или полжизни провести в
погоне за стульями с сокровищами?
Между 11 и 18 годами жесткая и поверхностная
позиция по поводу того, на кого стоит быть
похожим, а на кого – ни за что, изменяется в
сторону меньшей категоричности. Возникает
больше вопросов и сомнений. То есть варианты
пересматриваются – даже когда предложено всего
четыре. А в действительной жизни их гораздо
больше, и, конечно, итоговый выбор сделать
сложнее.
18-летние опрошенные студенты находились в самом
разгаре поисков самих себя: все внешние
сложности откладываются на второй план, а в
фокусе внимания оказываются вопросы: «Кто я?»,
«Какой я?», «Куда мне?», «Что мне для этого
делать?» и «Чего делать нельзя?». В итоге (у
некоторых в начале подросткового возраста, у
других лет в 20) формируется определенная
этическая позиция. Она появляется из авторской
переработки всех вариантов, предлагаемых
окружением, из правил, запретов, рекомендаций и,
главное, реальных примеров и начинает
регулировать поведение. Теперь обстоятельства,
мода и привычки уже не властны над человеком. Он
знает, как он должен себя вести, что ему дозволено
сделать в крайнем случае и чего нельзя совершать
никогда. И можно начинать кого-нибудь
воспитывать…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|