Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Надя НАКХИЛИ,
доктор социологии

Учителя под властью учеников

Методы работы учителя зависят от тех, кто сидит за партой

В мире живут люди бедные и богатые, образованные и совсем неграмотные, высоколобые ученые и чернорабочие. У большинства из них со временем появляются дети. А дети неизбежно отправляются в школу – из таких разных семей, такой разной жизни. Каково им учиться вместе? Как их учить, таких непохожих? Исследования по этому поводу ведутся во многих странах мира. Может, лучше разделить малышей по разным школам, как в больших городах уже давно разделились жители по разным кварталам – престижным и бедным? Насколько эффективны смешанные школы, если оставить в стороне рассуждения о социальной справедливости и равенстве? Однозначного решения такой сложной проблемы не существует. Сегодня у большинства просто нет выбора. Ребенок учится в той школе, куда его сумели определить родители. Он чаще всего не может поменять педагога. Мы работаем в той школе, где нас взяли на работу, у нас такие ученики, какие есть. Но в наших силах, осознав проблемы (а они есть в любой школе), превратить их в преимущества.
Вот доклад, прочитанный французским социологом Надей Накхили весной этого года на международной университетской конференции, посвященной проблемам образования. Он касается вполне частной проблемы: как зависит манера поведения, методы работы учителя от социального происхождения учеников. Объектом исследования стали лицеи нескольких европейских стран.
Очевидно, что не только мы воспитываем учеников, но и они нас. Мы взаимно изменяем друг друга – не всегда к лучшему, порой вынужденно. Статистика – зеркало, которое помогает увидеть себя со стороны и при желании что-то зафиксировать или подправить.

Коэффициент свирепости

Учителя пользуются достаточной свободой действий. Закрыв за собой дверь класса, будь то интернат для бедняков или элитная школа, педагоги становятся хозяевами положения. Но их поведение существенно меняется в зависимости от окружения, они “адаптируются к контексту”.
Для простоты исследования мы поделили все школы на три группы: привилегированные, смешанные и школы из бедных кварталов. Опросы помогли установить, что в последнем типе школ дети настроены более агрессивно, протестно, чаще нарушают дисциплину, срывают уроки. Как реагируют на это учителя, администрация?
Начнем с наказаний. Стандартный их список примерно такой: кражи, словесное и физическое оскорбление, употребление или хранение наркотиков, посещение школы в нетрезвом виде, порча имущества, прогулы, опоздания, шум, грубость. Со списком мы обошли множество учеников, педагогов и администраторов, спрашивая, что за это бывает. Все наказания распределили по группам, от самых мягких до самых жестоких. Получилась своеобразная шкала, каждое деление которой договорились считать за один балл. Вооружившись измерительным инструментом, вычислили индивидуальные коэффициенты свирепости каждого педагога, каждой отдельной школы, учитывая все наказания, имевшие место в текущем учебном году.
Полученные результаты колебались между 30 и 60 баллами. (Не нашлось ни одного учителя, сумевшего обойтись вовсе без наказаний, но и изощренных садистов тоже не обнаружили.) Чем же объяснить такую существенную разницу в манере поведения? Первое, что приходит на ум, – личные качества педагога. Дополнительное исследование показало: не более 18% общей суммы баллов связано с личностными особенностями (возраст, пол, стаж, декларируемые ценности). 37% зависит от политики конкретной школы, ее традиций, установки администратора. Остальное – влияние социума. Почти половина коэффициента свирепости не зависит от взрослых, наказания совершаются как бы помимо их воли, в силу сложившихся обстоятельств, предрассудков. Казалось бы, логично предположить, что наибольшей свирепостью будут отличаться школы для бедных. Ничего подобного. Средний балл там самый низкий – 42. В престижных школах чуть выше – 44,5. И хуже всего в смешанных учебных заведениях – 46,9 балла. Получается, что в самых неблагополучных школах работают самые мягкосердечные педагоги. За одни и те же прегрешения они наказывают гораздо милосерднее, чем их коллеги из более спокойных школ. Связано ли это с потерей ориентиров, бессилием перед бесконечной волной правонарушений или с состраданием к детям, чья жизнь начинается не очень легко? Цифры об этом ничего не говорят. Зато ясно, что самая ожесточенная война между педагогами и учениками ведется в смешанных школах, где сталкиваются дети из разных социальных слоев.

Коэффициент понимания

Есть многое, что не является правонарушением, но не нравится взрослым (вульгарная лексика, внешний вид, манера поведения). Мы опросили старшеклассников, педагогов, администраторов, как они относятся к экстремальным проявлениям молодежной культуры, к невоспитанности учеников.
Понимающих учителей оказалось гораздо больше, чем терпеливых, разрешающих детям вести себя свободно. Скажем, понять, почему ученики отвлекаются во время урока, способны почти все педагоги (более 80%), они и свое детство помнят, и слабые стороны методики видят. Только терпеть столь естественное проявление скуки, избытка энергии, желания пообщаться не готов почти никто (меньше 10%). Значит, учителя часто поступают не по велению души, а из чувства долга, и этот долг, служебные обязанности противоречат человеческим качествам, подавляют их.
Воспользовавшись той же методикой выстраивания измерительной шкалы, мы подсчитали средние коэффициенты понимания и терпения в школах разного типа. Разброс получился огромный: коэффициент понимания колеблется от 0 (преподаватель вообще не хочет вникать в проблемы ребенка, не ведет никакого диалога) до 80 баллов (среди педагогов много людей понимающих, внимательных). Коэффициент терпения чуть стабильнее: от 0 до 60 баллов. Удручает здесь, конечно, ноль. Все под запретом, все по правилам. Похоже, есть учителя, считающие своих учеников одушевленными механизмами. Тип учебного заведения также влияет на поведение педагога. Самая благополучная картина опять в самых неблагополучных школах. За понимание – 49 баллов, за терпение – 21 балл. Престижные школы выглядят строже. Понимание – всего 33 балла, с терпением и того хуже – 13 баллов. Неужели, если у ребенка хорошие родители, ему не нужна поддержка педагога? Школы смешанного типа: понимание – 38, терпение – 16.

По отношению к некоторым формам поведения учеников выработана устойчивая нормативная реакция. Все педагоги всех школ, что бы они ни думали по этому поводу (учителя из неблагополучных учебных заведений готовы понять происходящее), совершенно нетерпимы к проявлениям детской агрессии, к нарушению дисциплины на уроке, к вульгарной речи. Правила поведения, рамки общепринятого жестко диктуют, что делать. Абсолютное единодушие, абсолютная победа должностного над человеческим. Самый большой разрыв – по отношению к детской лени. В престижных школах это недопустимое явление (хотя почти половина готовы понять разгильдяев), тогда как 33% педагогов из школ для неблагополучных детей согласны терпеть лентяя в классе, лишь бы сидел здесь, а не болтался где попало. Для таких детей школа – единственное и последнее прибежище, слабый шанс на лучшую жизнь. Многие преподаватели это хорошо понимают и поступают соответственно, нарушая все писаные и неписаные правила.
Правда, есть опасения, что терпение учителей размывает в сознании ребенка границы дозволенного. Он и сам начинает воспринимать как норму то, что за пределами школы нормой уже не считается. Тем неожиданней и болезненней будет для него реакция общества на грубость, лень, невоспитанность, которые в школе ему казались почти правильными формами поведения. Ведь никто не упрекал его, не ругал и не наказывал за это.

Что в итоге? Вопросы…

Как бы то ни было, наше исследование продемонстрировало различие в концепциях воспитания и обучения в школах из разного социального окружения. Однако вопросов осталось еще немало. Каким образом ученики добиваются от педагогов той или иной линии поведения? Как выстраиваются их взаимоотношения? До какой степени педагоги согласны приспосабливаться к среде? К сожалению, причины указанных различий мы интерпретировали интуитивно. Это требует дальнейших исследований. Нас интересуют и отдаленные последствия различных педагогических концепций. Каких результатов добиваются выпускники школ, насколько велики заслуги (или вина) педагогов в том, как складывается судьба детей? Вопросов больше, чем ответов.

Ученые добросовестно представили нам не только результаты работы, но отчасти и методику. Если педагогу захочется проверить, как воспитали его собственные ученики, какими стали коллеги после многих лет работы, можно провести независимое расследование, понять ситуацию в родной школе. И поделиться с газетой своими размышлениями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru