Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Камень частного преткновения

У негосударственных школ России появились новые проблемы

Государство препятствует развитию частных школ. К такому выводу пришли участники «круглого стола», прошедшего в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО). Разговор, в котором участвовали представители частных образовательных учреждений столицы, был посвящен обсуждению правовых проблем деятельности негосударственных школ.

Одна из главных проблем – это нарушение сроков лицензирования. По закону лицензия образовательному учреждению выдается не менее чем на три года. На практике частные школы подвергаются лицензированию каждый год.
Еще одна болезненная проблема негосударственных школ – отсутствие своего помещения. В этом случае судьба учащихся и педколлектива полностью зависит от воли арендодателя, который в любой момент может выбросить их на улицу. Такие прецеденты уже бывали. Правда, многие частные школы сегодня прочно стоят на ногах, имеют собственные здания и отличную материальную базу.
В этом контексте поправки к Закону «Об образовании», согласно которым аккредитованные негосударственные образовательные учреждения лишаются государственного финансирования, многим покажутся вполне оправданными: мол, нечего помогать буржуям, они и так справятся.
Однако, как считает руководитель методического центра «Развивающее обучение» в АПКиПРО Татьяна Данилина, такая точка зрения в корне неверна, поскольку конституционное право на бесплатное общее образование распространяется и на детей, которые обучаются в частных школах. Просто их родители вкладывают больше собственных средств в обучение, тем самым помогая государству.
Бюджетное финансирование составляет примерно 5% от всех расходов негосударственных школ. Ассигнования, пусть даже в таком
незначительном объеме – это факт признания государством значения и роли частного образования.
Сегодня в России действуют 683 негосударственные школы, в которых обучаются 68 тысяч детей. Это 1% от общего числа школ в стране и 0,4% от всего контингента учащихся. Эти цифры в последние годы остаются практически без изменений. Частных школ было бы гораздо больше, если бы государство не препятствовало их работе.
Кстати, динамика развития негосударственных вузов впечатляет гораздо больше, хотя их число – 392 – уступает даже количеству школ. Однако необходимо учитывать, что в стране действует всего 654 государственных вуза, и «частники» составляют 37,4% от общего числа учреждений высшего профессионального образования, а это уже серьезная сила, с которой нельзя не считаться.
По мнению председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Николая Булаева, к качеству образования в вузах независимо от формы собственности следует предъявлять одинаковые требования, поэтому правила лицензирования, аттестации и аккредитации должны быть общими как для государственных, так и негосударственных вузов.
В Министерстве образования и науки также считают, что негосударственные и государственные вузы равны перед законом.
Очевидно, это касается и негосударственных школ.
Участники «круглого стола» пришли к выводу, что у негосударственных школ есть только один выход: лучше работать и доказывать свою конкурентоспособность в сфере образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru