КРУГ ВОПРОСОВ
Камень частного преткновения
У негосударственных школ России
появились новые проблемы
Государство препятствует развитию
частных школ. К такому выводу пришли участники
«круглого стола», прошедшего в Академии
повышения квалификации и переподготовки
работников образования (АПКиПРО). Разговор, в
котором участвовали представители частных
образовательных учреждений столицы, был
посвящен обсуждению правовых проблем
деятельности негосударственных школ.
Одна из главных проблем – это нарушение
сроков лицензирования. По закону лицензия
образовательному учреждению выдается не менее
чем на три года. На практике частные школы
подвергаются лицензированию каждый год.
Еще одна болезненная проблема негосударственных
школ – отсутствие своего помещения. В этом
случае судьба учащихся и педколлектива
полностью зависит от воли арендодателя, который
в любой момент может выбросить их на улицу. Такие
прецеденты уже бывали. Правда, многие частные
школы сегодня прочно стоят на ногах, имеют
собственные здания и отличную материальную базу.
В этом контексте поправки к Закону «Об
образовании», согласно которым аккредитованные
негосударственные образовательные учреждения
лишаются государственного финансирования,
многим покажутся вполне оправданными: мол,
нечего помогать буржуям, они и так справятся.
Однако, как считает руководитель методического
центра «Развивающее обучение» в АПКиПРО Татьяна
Данилина, такая точка зрения в корне неверна,
поскольку конституционное право на бесплатное
общее образование распространяется и на детей,
которые обучаются в частных школах. Просто их
родители вкладывают больше собственных средств
в обучение, тем самым помогая государству.
Бюджетное финансирование составляет примерно 5%
от всех расходов негосударственных школ.
Ассигнования, пусть даже в таком
незначительном объеме – это факт признания
государством значения и роли частного
образования.
Сегодня в России действуют 683 негосударственные
школы, в которых обучаются 68 тысяч детей. Это 1% от
общего числа школ в стране и 0,4% от всего
контингента учащихся. Эти цифры в последние годы
остаются практически без изменений. Частных школ
было бы гораздо больше, если бы государство не
препятствовало их работе.
Кстати, динамика развития негосударственных
вузов впечатляет гораздо больше, хотя их число –
392 – уступает даже количеству школ. Однако
необходимо учитывать, что в стране действует
всего 654 государственных вуза, и «частники»
составляют 37,4% от общего числа учреждений
высшего профессионального образования, а это уже
серьезная сила, с которой нельзя не считаться.
По мнению председателя Комитета по образованию и
науке Госдумы РФ Николая Булаева, к качеству
образования в вузах независимо от формы
собственности следует предъявлять одинаковые
требования, поэтому правила лицензирования,
аттестации и аккредитации должны быть общими как
для государственных, так и негосударственных
вузов.
В Министерстве образования и науки также
считают, что негосударственные и
государственные вузы равны перед законом.
Очевидно, это касается и негосударственных школ.
Участники «круглого стола» пришли к выводу, что у
негосударственных школ есть только один выход:
лучше работать и доказывать свою
конкурентоспособность в сфере образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|