ДОМАШНИЙ АРХИВ
ВСТРЕЧА ПОД ВЕЧЕРНИМ АБАЖУРОМ
“Пусть мысль нашу направляет
доброта...”
Сигурд Оттович Шмидт беседует с нашим
обозревателем
Дмитрием Шеваровым
Сигурд Оттович Шмидт –
просветитель и педагог, патриарх отечественной
исторической науки. Его первый печатный научный
труд был опубликован в апреле 1941 года. В
Историко-архивном институте он преподает вот уже
55 лет! Здесь каждую осень студенческая жизнь для
первокурсников начинается с лекции любимейшего
и старейшего профессора.
Созданный Шмидтом в 1949 году студенческий кружок
источниковедения вошел в студенческие предания
не только как научная школа, откуда вышли
выдающиеся ученые, но и как легендарное братство
молодых историков, преданных идеалам добра. Их
дружеский круг и поныне соединяет сотни людей по
всему миру.
Шмидт аристократичен и прост. Рядом с ним не
может быть уныния, скуки и занудства. Как
прекрасны его ободряющая улыбка, азартный
интерес к жизни, неизменная доброжелательность и
самоирония! Он давно нашел несколько детский и
юмористический прием, исключающий важность
собственной фигуры. Никогда не скажет, что «я
ужасно занят», а лукаво обронит: «Шмидт сейчас
очень занят, ему надо срочно закончить статью…»
И все-таки для «Первого сентября» 82-летний
профессор нашел время. Надо сказать, что Сигурд
Оттович Шмидт – давний друг, автор и подписчик
нашей газеты.
Под старинным абажуром – такой же старинный
круглый стол. И чай кажется особенно вкусным из
фамильных чашек…
– …Недавно меня попросили написать
автобиографию для одного издания, и я понял, что
мне неинтересно перечислять список своих трудов
или что в каком году я делал, где выступал, какие
должности занимал. Мне интересно вспомнить и
рассказать то, о чем я раньше не рассказывал.
– В русском языке есть забытое слово
«добропамятливость»…
– Поэтому я пишу о родителях, вспоминаю об
учителях нашей 110-й школы, и прежде всего об
учителе русской словесности Иване Ивановиче
Зеленцове, вдохновившем меня на многое в
последующей жизни. Конечно, с удовольствием
рассказываю о няне, которую в семье у нас звали
Татой. Когда не могу чего-то найти, с улыбкой
вспоминаю ее слова: «Какой ты у меня дурень!..» В
ней было столько любви и заботы!
– При этом няня вряд ли вникала в то, чем вы
занимались?
– Представьте, вникала. Правда, оставалась верна
своим взглядам на прошлое и настоящее. Как многие
из людей своего поколения, она считала, что все
привычно-устойчивое закончилось в 1917 году.
– Это легко понять. Ничто наша память не хранит
так цепко и бережно, как воспоминания детства и
юности…
– При этом в памяти сохраняются и самые
неожиданные вещи. Когда в начале 60-х я приехал
первый раз в Париж, нас там встретил французский
историк из Сорбонны и повез в гостиницу. А в
Париже, как у нас сейчас в Москве, – пробки, и мы
очень медленно продвигались к центру. Я глазел по
сторонам, читал названия улиц, а там наименования
улиц подчинены некой системе. В честь
президентов названы площади, именами
наполеоновских маршалов названы широкие улицы, а
в честь генералов — маленькие улицы, скорее даже
переулки. И я вдруг начинаю вслух сыпать датами
побед этих наполеоновских генералов. И с того дня
прошел слух среди местной профессуры, что я очень
образованный. А образованность эта была отчасти
мифическая. Когда в детстве я болел и много лежал
дома, то я сам стал читать однотомный малый Larousse
– французскую энциклопедию, которую моя мама
привезла из Парижа, когда училась там. Во второй
части этой книги были биографии разных
знаменитостей. Я по-французски совершенно не
читал, но знал латиницу, и мне было понятно: general
такой-то, у него была victoire в таком-то году. И вот
спустя сорок c лишним лет я вдруг вспомнил этих
генералов, даты их жизни и побед. Вот так я понял,
что даже, казалось бы, мусор, оставшийся в
глубинах памяти, может оказаться полезным.
– Да, Сигурд Оттович, вас, пожалуй, ЕГЭ по истории
не напугал бы, как он пугает многих нынешних
выпускников. Ведь именно это теперь от
выпускников и требуется — имена и даты...
– Меня как раз пугает повсеместное введение
единого государственного экзамена. Мы и без того
живем в кроссвордной культуре. Теперь и
образование становится таким же кроссвордным.
Создается видимость обладания знаниями. А тем
временем молодые люди совершенно отучаются
размышлять вслух. Предыдущие поколения были
воспитаны в среде, где мысль прежде всего
звучала. И это касается не только профессорской
среды, в которой я вырос. Была культура церковной
проповеди, университетской лекции, культура
домашнего чтения вслух. Эти семейные чтения
создавали особую атмосферу душевного сближения.
Достоевский вспоминал, как в их семье читали
вслух Карамзина, и это воспоминание согревало
его всю жизнь… А мы торопливо впихиваем детей в
технологический процесс, забывая, что через
какие-то два-три десятка лет сегодняшние
информационные технологии станут смешными.
Техника моментально стареет. А понятия о
культуре, нравственности, литературе — они живут
веками. И если мы хотим, чтобы выпускники не
уезжали за рубеж, где технологии еще долго будут
нас опережать, мы должны прежде всего передать
детям традицию. Пусть их мысли направляет
доброта.
– Самый тяжелый удар нынешних реформ пришелся по
гуманитарным предметам. Они подгоняются под
схему, а часы, отведенные на них, урезаются. И
более всего жаль детей с образным,
художественным мышлением, чьи способности и
возможности сейчас отвергаются, поскольку не
вписываются в технократические рамки.
– Меня это особенно тревожит. Я не один год
возглавляю жюри Всероссийских конкурсов
исторических исследовательских работ
старшеклассников и вижу, как много серьезных
работ по краеведению присылают ребята. Настоящее
краеведение — это всегда ведь и краелюбие, оно
воспитывает любовь к Отечеству безотносительно
к тому, сколько тебе здесь платят. А начинается
оно с семейного фотоальбома, с истории родного
дома и улицы, с привычек и привязанностей,
казалось бы, пустяковых – к примеру, ходить по
ягоды, по грибы. А это крайне важно для того, чтобы
человек не был перекати-полем, чтобы он, где
родился, там и пригодился. Теперь никто не мешает
заботиться о своих корнях, говорить о них, но
сегодня, после экономических реформ, проведенных
жестоко и необдуманно, большинство населения
живет трудно и бедно, родители слишком заняты
повседневностью, им не до корней. Поэтому вся моя
надежда на нынешних детей.
– Увы, последние годы много сделали для того,
чтобы навязать детям потребительство в качестве
единственно верного учения...
– Навязчивая крикливость СМИ заглушает разумное
слово. Хозяева СМИ именно из-за своей
исторической необразованности не понимают
одного: эта «совковая», как они ее называют,
страна, претерпевшая бедствия революции и
Гражданской войны, голод начала тридцатых годов,
массовые репрессии, – она победила в страшной
войне. И победила благодаря душевному подъему и
объединяющему чувству собственного достоинства.
Настрадавшиеся, полуголодные люди рвались
защищать свою Родину. Я ведь жил в то время и
помню, что в нашей интеллигентской школе почти
все ребята имели родственников – «врагов
народа», но как они стремились попасть на фронт! И
это стремление оказалось сильнее всех
преступлений Сталина.
Сейчас молодежи внушается, что совесть абсолютно
не нужна. Я не сторонник триады «православие,
самодержавие и народность», но убежден, что
нельзя идеалом считать Запад. Нельзя, конечно,
отвергать Интернет и новые технологии, но как
можно забыть, что нашей системе образования и
нашим нравственным устоям много-много веков!
– Как историк вы занимались эпохой Ивана
Грозного, событиями и культурой ХIХ века. На ваших
глазах произошли многие важнейшие события ХХ
века. Как вы себя чувствуете в ХХI веке?
– Я, кажется, достиг не просто солидного, а
какого-то реликтового возраста. Но все-таки
хотелось бы покинуть этот мир со светлым
взглядом на грядущее. Возможно, именно поэтому я
ищу в малых примерах гены будущих надежд. Правда,
иногда опасаюсь: а не уговариваю ли я сам себя,
используя свой логический опыт и свой
интеллектуальный стаж?.. Мои надежды связаны с
тем, что люди позволяют себе по-разному мыслить и
оценивать явления, а встречаясь, разговаривают
искренне, не опасаясь доноса. Это колоссальное
событие для человека моего поколения. А мои
опасения вызваны прежде всего вытеснением книги
из повседневной культуры. Мне больно, когда я
вижу, что мы теряем самые основы наших
историко-культурных представлений. Люди
перестают читать, и это трагедия, результат
которой мы еще не представляем себе. Визуальные
же источники знаний являются уже в основе своей
навязанными. Особенно это касается телевидения.
Даже если у вас 32 программы, то, что вы смотрите, –
это не ваш самостоятельный выбор. За вас уже
выбрали. Я понимаю, что мы захвачены мировым
процессом, но мне хочется верить, что мы выдержим
и это испытание.
– Вы остаетесь мечтателем…
– Потому я так долго и живу. А ведь вы еще больший
мечтатель. Когда вы пишете о людях, вы рисуете
всех одноцветно хорошими.
– Многоцветно хорошими?..
– Да-да, так точнее.
– Вы вспоминали сегодня про Париж, а вообще
воспоминания о каких местах вы находите сейчас
самыми прекрасными?
– С высоты своего возраста я ясно вижу, что
никакие зарубежные впечатления не могут затмить
того, что дарит нам родина. В 1961 году я впервые
приехал в Вологду, а оттуда в Ферапонтово, чтобы
увидеть фрески Дионисия. Тогда никакого музея
там не было. Храм был заперт. Пошел, нашел
сторожиху. Она говорит: я вам отопру, но мне надо
уйти в сельсовет, поэтому я запру вас на полтора
часа. И вот это были одни из самых счастливых
минут в моей жизни. Стояло начало сентября, за
стенами храма моросил теплый мелкий дождь. И вот
вдруг в окна справа брызнуло солнце, фрески
вспыхнули искрящимися красками…
Дмитрий ШЕВАРОВ
Фото
Владимира ЧЕЙШВИЛИ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|