Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ЗАКРОМА ПЕДАГОГИКИ

Как известно, после каникул проблем с дисциплиной у учителей прибавляется. А уж после летних – тем паче! Каждый учитель, конечно, как-то по-своему их решает, и вежливая тишина худо-бедно воцаряется на уроках. А рабочий настрой?..
Некоторые учителя считают, что если им внимают хотя бы 5–6 учеников, то урок уже состоялся: ведь остальным, мол, мой предмет в вуз не сдавать! Другие, заметив даже одну пару отсутствующих глаз, теряют покой и сон: как это мой предмет кому-то может быть неинтересен?!
Что же делать с этими сонями, лентяями, оболтусами и разгильдяями? Мы, понимаешь, из кожи вон лезем, “несем свет”, а они “ну никак не желают тянуться к знаниям”. “И это современная молодежь! Ничего не хотят, ничем не интересуются!” Так? И что дальше? Призывать к сознательности? Припугнуть двойкой, родителями или директором?
Так вот, кому прискучило или противно насильничать, то и дело входя в одну и ту же мутную реку, мы предлагаем заняться созданием рабочего настроя. Не для избранных, а для всего класса в целом. Но чтобы рабочий настрой возник, негоже учителю стоять фонарным столбом у доски, якобы “неся свет”. Ему нужно самому поскорее засучить рукава – для того, например, чтобы вывести по воздуху самую-самую (трудную или легкую, длинную или короткую) формулу из учебного материала предыдущего года. А потом по считалочке(!) уступить место другому.
Через несколько конов, глядишь, и “срез знаний” тебе, и “повторение пройденного”, не говоря о рабочем настрое.
Такая малость – а всем хорошо. И у учеников, как ни странно, глаза горят. И учителю наконец-то ни к чьей совести взывать не надо. Потому что прежние лоботрясы вдруг оказались на самом деле прекрасными учениками!

Все равно тебе водить!
Варианты дидактической жеребьевки

Большинство игровых приемов обучения связано с выбором то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Конечно, учителю проще и быстрее назначать их по своему усмотрению. Но это может привести к появлению на уроке различных оспариваний, ученических недовольств, отказов работать. Помочь ученикам освободиться от этих реакций – задача учителя. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся, в частности, в детских жеребьевках-гадалках-считалках.

Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров, “по справедливости” выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). Выдающийся фольклорист и специалист по детским играм Г.С.Виноградов еще в 1930 году подчеркивал, что ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.
Считая, что народные игры являются для ребенка своеобразной школой, фольклорист В.П.Аникин особое значение придает детским жеребьевкам. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством социализации непоседливого ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

МЕТКА. На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, а наружные концы выравниваются. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку – тот и водит.
Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.

МЕРИТЬСЯ НА ПАЛКЕ, КАНАТЬСЯ. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов.
Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.
Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхушка палки, что возникают споры, кому достанется жребий – ему или предыдущему. На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если же нет – то за предыдущим.

ВОДИТЬ ПО УГОВОРУ. Иногда быть водящим вызывался кто-либо из играющих сам, добровольно. Те, кто хотел начать игру первым, кричали: “Чур, я первый!” или “Чур, я второй!”. Такой способ раньше назывался чуранием.
Но самый распространенный вид выбора водящего – это считалка. Всяких считалок в России было великое множество. В разных местах их называли по-разному: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.

Счетушки. В книге “Вспомним забытые игры” (М., 1990) С.Якуб отмечает: “В мое время ребята знали невероятное количество всяких считалок, некоторые штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то что на дню, но, почитай, и за целую неделю считалки почти не повторялись. Бывало, такую смешную да заковыристую услышишь, что завидно становится”. И действительно, среди считалок каких только нет, на любой вкус сыскать можно: и коротенькие, и длинные, и сюжетные, и тарабарские.

Стакан, лимон –
Выйди вон!

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух!

Ниточка, иголочка, ти-ти –
Улети!

Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет –
Тот вон пойдет!

По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит котик,
У него болит животик!

Все играющие становятся в тесный кружок, а кто-нибудь из играющих неторопливо произносит считалку, указывая по кругу на каждого и начиная считать с самого себя. Если играющих много, то считающему надо сначала обойти круг внутри, считая по порядку в том числе и себя (иногда – то пустое место, где он стоял). Тот, на кого придется последнее ударение в считалке, выходит из круга и отходит в сторону. А оставшийся последним водит.
Или наоборот: первый, кто выходит, становится водящим. А если вышел сам считавший, то он либо сам становится водящим, либо выходит из круга, а считать продолжает кто-либо из оставшихся.
Счет, как правило, ведется “по солнцу”, то есть в направлении от правой руки к левой (по часовой стрелке). Это старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути – восток – будет где-то слева, а конец – запад – справа. Это правило применялось ко всем без исключения считалкам, ему следовали неукоснительно.

ТАРАБАРЩИНА. Для многих считалок характерно пересчитывание при помощи нагромождения заумных, придуманных, тарабарских слов:

Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По елову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.

Айны, деву,
Рики, факи,
Торба, ерба.
Он Дэсмаки,
Дэус, дэус,
Касматэус,
Бакс!

Перя, меря,
Пуха, уха,
Пята, сота,
Ты красота,
Ивень, дубень,
Жага, вага!

Тарабарские считалки обнаруживают свою древнюю традицию. В.Аникин отмечает, что обыкновение пересчитываться было взято детьми из быта взрослых.
Перед настоящими, неигровыми делами в далеком и даже недалеком прошлом было правилом прибегать к жеребьевке и счету. Им придавали необычайную важность. Полагали, что есть счастливые и несчастливые числа. С числами три, семь, девять, двенадцать, сорок один и другими связывали удачи и неудачи, личную судьбу. Причем результат счета надо было сохранить в тайне от тех, кому не надо было знать ни о деле, ни о том, кому оно поручалось. В обиходе были тайные языки, которыми пользовались и дома, и в поле, и в лесу – на промыслах, охоте. Существовал и тайный счет посредством придуманных слов.
Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети, имитируя серьезные занятия взрослых.
Некоторые считалки воспроизводят в нарочито измененной форме счет от одного до десяти (но не более двенадцати). Слова, обозначающие числа, слегка видоизменяли, производили замену отдельных звуков, переставляли слоги, добавляли новые. Например:
Ази, двази, ризи, изи,
Пятам, латам, шума, рума,
Дуба, крест!
Детские слова ази, анзи, азики, ранцы, азум, разум, азим, разим (как обозначение единицы) и слова двази, дванцы, дванчик и т.п. (два) создавались по традиционным правилам древнейшего тайного счета.

НА КУЛАЧКАХ. Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении – наоборот. На третьем – своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Все кричали: “Куку – мак!”
Отжимай один кулак!

На чьем кулаке считалка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Считалка говорится снова. Так постепенно кулаки опускаются, а кто опустит оба кулака – выходит (или водит). Этот способ считаться – долгий, но интересный.

СЧИТАЛКИ С ВЫБОРОМ. Наиболее известна вот эта:

На золотом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчета будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит.
Таким образом, в считалочках “с выбором” для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз – полностью, второй – до того слова, которое было выбрано.
Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха.

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки –
Что угодно для души?

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой –
Выбирай себе любой!

Мальчик с пальчик
Нашел стаканчик.
Стакан разбился,
Лимон покатился.
Стакан, лимон –
Выйди вон!

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота!

На уроке можно использовать вариант жеребьевки, побуждающий детей к расширению объема удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок.
Все дети (или ученики одного ряда) стоят кружком. Один из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает. Тот ребенок, на которого указывает палец ведущего, принимает эстафету и становится ведущим. Прежний ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает новую, свою, считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы самому выйти из круга.
Расчет идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек – он и будет водить в предстоящем задании.
Такой вариант гораздо лучше развивает учеников, чем заучивание дежурных “детских” стишков к очередному мероприятию-празднику.

Вячеслав БУКАТОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru