ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Письма в газету
Детей учат подчиняться и выполнять
чужие требования. И требуют от педагогов точно
такого же подчинения. Такая школа не для меня.
С уважением Наталья А.
Московская область
Побывав на августовском методическом
объединении, я всерьез задумалась: стоит ли
продолжать работать в школе? После
методобъединения в голове только одно: новые
требования я выполнять не могу. И не хочу.
Вот то, что заставило меня думать именно так.
Пожелания, спущенные в школы пока в виде
рекомендаций. Но вполне возможно, что скоро они
станут требованиями к нашей работе.
1. Директора школ должны не уроки вести, а
осуществлять мониторинг знаний.
Получается, что директор перестает быть учителем
и становится контролером. Но как же он поймет
своих коллег? В педагогике много нюансов,
понятных, только если ты сам работаешь с детьми.
Кроме того, директор, не ведущий уроки, может
потерять авторитет среди своих коллег. Не хочу
работать под надзором того, кто сам не может
войти в класс.
2. Каждый классный руководитель должен собирать
сведения об учащихся, отзывы о них, складывать
все в отдельную папку, чтобы в конце обучения
получилась адекватная картина достижений,
умений каждого ученика.
Какие такие сведения я должна собирать о своих
учениках? Отзывы учителей, друзей, родителей?
Ничего себе! Что-то подсказывает, что это
российская интерпретация известного метода
оценивания через портфолио. Только изначально он
задумывался не как сбор сведений о ребенке, а как
его собственная копилка своих успехов и
достижений. Не хочу ни на кого собирать досье. И
не буду.
3. Новый закон о стандартах предполагает
финансирование школы в зависимости от
количества учащихся в ней.
Это нововведение лично меня, как учителя крупной
школы, касается мало. Но как же быть коллегам,
которые работают в небольших государственных
школах? Их, получается, совсем закроют. Точнее, в
них просто некому будет работать.
4. Учителя будут делиться на преподавателей
младшего, среднего и старшего звена.
Значит, я уже не смогу работать с детьми с пятого
по одиннадцатый класс. И выбрать между средним и
старшим звеном не могу.
5. Сегодня нет единой концепции и методологии
школьного образования.
Как бы я порадовалась, если бы это было
действительно так! Но дело в том, что, похоже, эта
единая концепция есть, только о ней неприлично
говорить вслух. Это жесткое руководство,
контроль за знаниями, выполнение стандартов.
Новая концепция учит детей подчиняться и
выполнять чужие требования. И требует от
педагогов точно такого же подчинения. Никакой
самодеятельности, никакого творчества – не дай
бог уйти в сторону от общегосударственных задач.
6. Основной девиз образования: не надо учить
всему, надо учить учиться и применять
практически полученные в школе знания и умения.
Интересно, как я это могу сделать, если директор,
не работающий в классах, будет постоянно
контролировать качество знаний моих учеников? В
своей жизни я научилась различать лозунги и
действительность. Начинала-то работать еще в
Советском Союзе.
Организовать свою личную школу –
дорого, трудно, одни лицензии с аккредитациями
могут полжизни отнять. А вот сделать свой летний
лагерь – это реально.
Юрий ЛИСТОПАДОВ
Иваново
Когда говорят о детских летних лагерях,
само собой подразумевается, что дело это хорошее.
Я и сам так считал. Более того, вот уже 25 лет я
занимаюсь летними детскими и молодежными
программами. Трудовые, скаутские, экологические,
православные, семейные лагеря. Но все, знаете,
как-то по старинке. А захотелось идти в ногу со
временем. И вот решил я поездить, посмотреть, что
люди делают. Посмотрел…
Приведу только три примера из того, что видел в
трех разных регионах нашей Родины. Вот областной
лагерь для одаренных шахматистов – половина
ребят шахмат в руках до лагеря не держала. И
страшно страдала от того, что им “впаривают” по
нескольку часов в день про гамбиты и цугцванги.
Или: региональный спортлагерь для лучших
спортсменов, где волейбольная площадка, как и
гимнастическая, заросла травой по пояс.
Спрашиваю: как же так? Ответ – да им только ларьки
нужны.
Последний случай – сопровождал детей в
межрегиональный лагерь труда и отдыха,
устроенный на федеральный грант. Оказалось, труд
в нем даже и не планировался – просто иначе
деньги не дадут.
Повторюсь, дело происходило в регионах,
разделенных тысячами километров. Тенденция. Но
это о соответствии вывески и товара. А вот о том,
как оно бывает внутри.
Встречаю знакомого парня – фаната студенческих
педотрядов. После четвертого курса со своими
ребятами уже организовывал лагеря, сам был
начальником. В этом году встречаю его – на
человеке лица нет. Оказывается, им по линии
соцзащиты прислали в лагерь восемнадцатилетних
“детей”. Эти “ребятишки” в знак протеста
против того, что им не дают “оторваться”,
захватили с ножами в руках целый корпус с детьми.
Вызывали ОМОН, брали штурмом. А дамы из соцзащиты
заявили: вы плохие педагоги…
Поверьте, я не сгущаю краски. Что делать-то будем?
У кого деньги есть, не пропадут. Лингвистический
лагерь в Чехии, летняя школа в Англии, яхтинг-кемп
на Кипре. А вот как быть нашему брату педагогу? Я
вижу только один выход – брать дело в свои руки.
Организовать свою личную школу – дорого и
трудно. А вот сделать свой лагерь – это реально.
Одни мои друзья вот уже который год проводят
археологический лагерь, другие – экологический,
третьи – песенный, четвертые – скаутский…
Только мне знакомые люди организуют ежегодно
около ста неформальных лагерей численностью от
нескольких десятков до нескольких сотен
участников. Что характерно, почти все
“инициативные лагеря” – палаточные. Это и
понятно – в таком случае не нужно обслуживать
здания, содержать электриков, дворников,
столяров… Ну так вот – предлагаю всем, кто хочет
организовать свой лагерь: давайте объединяться.
Не школой единой жив человек.
РЕДАКЦИЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|