ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
“Стандарты закрепляют очень-очень
средненький уровень знаний”,
считает министр А.Фурсенко.
Но предлагает не отменить их, а совершенствовать
Накануне нового учебного года в
ИТАР–ТАСС состоялась пресс-конференция с
участием министра образования и науки Андрея
Фурсенко, руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки Виктора
Болотова и главы Федерального агентства по
образованию Григория Балыхина.
Тема встречи: промежуточные итоги модернизации
образования и приоритетные задачи очередного
этапа развития отрасли.
О борьбе за качество и жестких мерах
Андрей Фурсенко подчеркнул, что на первый план
для Министерства образования и науки выходят
проблемы качества обучения. Борьба за качество
будет вестись на всех фронтах – от школы до вуза.
При этом планируется использовать независимые
формы проверки знаний учащихся и студентов.
“Экзамены у выпускников 9 классов должны
принимать не учителя данной школы, а
муниципальные межшкольные комиссии”, – говорит
Виктор Болотов.
Вузы ожидает другое серьезное нововведение:
отныне в процедурах лицензирования, аттестации и
аккредитации вузов будут принимать участие
работодатели – основные заказчики кадров.
“Представители бизнес-сообщества должны четко
сформулировать заказ системе образования,
поскольку до сих пор она варилась в собственном
соку”, – высказался Андрей Фурсенко. Кстати,
накануне пресс-конференции состоялся
бизнес-педсовет с участием представителей
деловых кругов и ректоров вузов, и такие встречи,
по свидетельству министра, теперь станут
традиционными.
Более того, уже подготовлен законопроект,
который закрепляет обязательное участие
работодателей в создании новых программ и
стандартов профессионального образования.
ЕГЭ, ГИФО, стандарты: продолжение
следует?
Особое место в своем выступлении министр уделил
ЕГЭ и стандартам общего образования. Обе эти
инновации, по его мнению, важны и необходимы,
однако их реализация “оставляет желать
лучшего”.
В своем выступлении министр ничего не сказал о
перспективах ЕГЭ. Однако в материалах,
подготовленных к пресс-конференции, позиция
ведомства выражена достаточно четко:
“Невозможно свести все формы проверки знаний
выпускников школ и абитуриентов к
одной-единственной – единому экзамену.
Существуют другие, альтернативные способы. Это
прежде всего предметные олимпиады. Возможно
сохранение наряду с ЕГЭ традиционных подходов в
оценке знаний”.
“Стандарты общего образования закрепляют
очень-очень средненький уровень знаний
учащихся”, – министр перешел к следующей
проблеме.
И все-таки отменять стандарты никто не
собирается. Их предлагается совершенствовать.
Как именно, министр не пояснил. Ответ отчасти
находим опять-таки в пресс-релизе: “Нужен новый
тип государственного образовательного
стандарта, включающий в себя обеспеченность
образовательного процесса и основные
компетенции, которыми должны овладевать
учащиеся. В нашей стране нужно начинать
общественную дискуссию по новому типу
образовательного стандарта”.
А пока школам придется смириться с “очень
средненькими стандартами” и терпеть их до тех
пор, пока их не усовершенствуют или не отменят
новые, более решительные министры образования.
Кстати, за 10-летний период дискуссий,
сопровождавших процесс создания нынешних
“школьных ГОСТов”, действительно сменилось
несколько министров образования: от Днепрова и
Ткаченко до Филиппова.
Как будут складываться отношения
школы и церкви?
Вопрос не случайный в контексте заявлений
бывшего руководства бывшего Министерства
образования об изучении в школах основ
православной культуры.
У нового министерства иные планы: введение как
обязательного предмета истории мировых религий.
“В условиях многонациональной и
многоконфессиональной страны нельзя выделять
какую-то одну религию, противопоставляя ее
другим, – сказал А.Фурсенко. – Наша задача
состоит не в том, чтобы навязывать детям
атеистические взгляды, а в том, чтобы дать полное
представление по этому вопросу, оставляя за ними
свободу выбора”.
Не хватает денег и учителей
Григорий Балыхин отметил, что проект бюджета на
будущий год предусматривает дополнительные 3
млрд рублей. В том числе:
– 1 млрд 200 млн рублей – на капитальный ремонт
общежитий и учебных корпусов;
– 800 млн рублей – на приобретение нового
оборудования;
– 500 млн рублей – на пополнение библиотечного
фонда.
Кроме того, с 1 сентября 2005 года Правительство РФ
планирует дополнительно выделить 2 млрд 600 млн
рублей на адресное увеличение размера стипендий
студентам, достигшим особых успехов в учебе,
научной и общественной работе.
В то же время глава Федерального агентства по
образованию подчеркнул, что бюджетные
ассигнования обеспечивают потребности отрасли
не более чем на 50%.
В этом году в 27 субъектах РФ не введено в действие
ни одного нового образовательного учреждения.
Почти вдвое снизились расходы на ремонт. При этом
1316 учебных заведений находятся в аварийном
состоянии.
Наконец, несмотря на демографический спад,
по-прежнему существует дефицит педагогических
кадров: количество вакансий в школах страны, по
официальным данным, составляет 21 тыс. мест. Из них
наибольшая доля – 8,5% – приходится на учителей
иностранных языков. Почти столько же – на
преподавателей музыки. Далее по убывающей
следуют учителя информатики, трудового обучения,
физики и физической культуры, на преподавание
которой выделен дополнительный третий час в
учебном плане – с 1-го по 11 класс.
В целом политика нового ведомства продолжает
линию, намеченную Министерством образования в
рамках концепции модернизации отрасли. Однако
новое руководство более осторожно в своих
оценках и действиях и в отличие от своих
предшественников не спешит принимать
“окончательные и бесповоротные” решения.
Отменять прежние, даже явно неудачные решения
Министерства образования нынешние руководители
ведомства тоже пока не намерены.
Единственное принципиальное ноу-хау в работе
нового ведомства – это его предельная
закрытость для СМИ.
Например, коллегии теперь планируется проводить
за закрытыми дверями, поскольку, по словам
А.Фурсенко, это “рабочие заседания, а не шоу” .
Вместе с тем министр заверил журналистов в том,
что они будут получать своевременную и полную
информацию обо всем, что происходит в ведомстве.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|