Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДОКУМЕНТЫ №107 
 

Публикуемый судебный акт высшей судебной инстанции России может послужить весомым аргументом в дискуссии с представителями разных уровней исполнительной и законодательной власти по поводу недопустимости ущемления или лишения прав сельских учителей на коммунальные льготы, предусмотренные федеральными законами.

О правах и льготах педагогов

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
от 17 ноября 2003 г. по делу № 55-ГОЗ-14

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
[Об оставлении без изменения решения о признании противоречащим федеральному законодательству постановления правительства Республики Хакасия в части, предусматривающей предоставление работникам образования, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, льгот по оплате жилой площади и бесплатного отопления]

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в составе:
председательствующего – Г.В. Манохиной,
судей – З.Д. Беспаловой и В.Б. Хаменкова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Хакасского республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки в интересах Чильчигашевой Аллы Гавриловны, Нарылковой Маргариты Анатольевны, Иптышевой Доры Анатольевны об оспаривании пунктов 2 и 3 раздела 14 приложения 2 к постановлению правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 г. № 16 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия от 27 декабря 2002 года № 73 “О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год”» по кассационной жалобе правительства Республики Хакасия на решение Верховного суда Республики Хакасия от 7 июля 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РФ З.Д.Беспаловой, объяснения представителя правительства Республики Хакасия М.Г.Боярского, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Э.С.Засеевой, полагавшей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ
установила:
приложением 2 к постановлению правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 г. № 16 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия от 27 декабря 2002 г. № 73 “О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год”» (далее — приложение 2 к постановлению правительства РХ), опубликованному в установленном порядке, утвержден порядок финансирования расходов республиканского бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Разделом 14 установлен порядок предоставления льгот квалифицированным работникам в сельской местности, предусмотренных постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках». Предусмотрено предоставление таковых льгот в 2003 году непосредственно бюджетными учреждениями по месту работы специалиста на основании утвержденных смет расходов в следующем порядке:
– бесплатное отопление в благоустроенном жилищном фонде предоставляется исходя из социальной нормы жилой площади, предусмотренной в вышеуказанном постановлении, в расчете непосредственно на квалифицированного работника (пункт 2);
– вышеуказанные льготы предоставляются на квалифицированного специалиста (без учета членов семьи) (пункт 3).
Хакасский республиканский комитет Профсоюза работников народного образования и науки обратился в суд с заявлением о признании незаконным вышеназванного постановления правительства Республики Хакасия в части установления порядка предоставления льгот квалифицированным работникам в сельской местности.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что оспариваемые нормы в противоречие нормам Жилищного кодекса РСФСР и Федерального закона «Об образовании», а также вышеназванного постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» и постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», действие которого распространено на другие категории педагогических работников образовательных учреждений, изменяют установленный федеральным законодательством порядок предоставления льгот педагогическим работникам, что нарушает их права.
В судебном заседании представитель заявителя привел дополнительный довод о том, что Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которым признано недействующим вышеуказанное постановление ВЦИК и СНК РСФСР, не отменяет право работников образования на льготы, а устанавливает финансовый механизм возмещения расходов на предоставление этих льгот с учетом межбюджетных отношений.
Представитель правительства Республики Хакасия против удовлетворения заявления возражал, поскольку, по его мнению, названное выше постановление ВЦИК и СНК РСФСР, на положениях которого основаны требования заявителя, признано утратившим силу Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», согласно которому субъектам РФ предоставляется право установить законодательными актами размер, условия, порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных законами РФ «О социальном развитии села» и «Об образовании». Исполнение полномочий по предоставлению льгот работникам образования возложено на органы местного самоуправления, которые должны разработать порядок их реализации.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 7 июля 2003 г. заявление удовлетворено.
Правительство Республики Хакасия подало кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно пунктам «е», «к» статьи 72, пунктам 2, 5 статьи 76 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
Суд, удовлетворяя заявление, указал, что в соответствии с частью 1 статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях – в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Далее суд обоснованно сослался на положения абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изменениями на 10 января 2003 г.), согласно которому педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Учитывая это, судом сделан правильный вывод об обоснованности требований о признании незаконными оспоренных норм в связи с противоречием их приведенным выше нормам федеральных законов и в связи с ограничением установленных федеральным законодательством льгот вышеназванным категориям работников.
Доводы кассационной жалобы о том, что ст. 5 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» признано утратившим силу постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках», не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку ст. 2 данного Федерального закона предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Из изложенного следует, что федеральным законодательством права и льготы не отменены, лишь установлен иной порядок обеспечения их предоставления, в соответствии с чем субъекты РФ должны до 1 января 2005 г. установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и педагогическим работникам в сельских местностях и поселках городского типа (статья 6 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ).
Судом полно и правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства, не допущено нарушения и неправильного применения норм материального или норм процессуального права, а поэтому оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ
определила:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 7 июля 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Республики Хакасия – без удовлетворения.

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
от 29 апреля 2004 г. № 64
Председателям территориальных организаций профсоюза
Председателям профсоюзных организаций вузов

О предполагаемых изменениях в законодательных актах

Уважаемые коллеги!

ЦК профсоюза сообщает, что 29 апреля 2004 г. на заседании Правительства РФ рассмотрен вопрос “О мерах по обеспечению сбалансированности бюджетной системы РФ и разграничению полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в условиях проведения реформы федеративных отношений и местного самоуправления”.
В ходе обсуждения этого вопроса рассмотрены и в основном одобрены (поручено доработать в течение двух недель) предложения Минфина России о внесении изменений в законодательные акты и об отмене ряда федеральных законов, устанавливающих правоотношения в сфере образования и молодежной политики.
Вносимые в федеральные законы изменения, а также отмена ряда федеральных законов объясняются необходимостью приведения их в соответствие с Федеральным законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.
Изменения вносятся в следующие федеральные законы, устанавливающие правоотношения в области образования и молодежной политики:
1) Закон РФ “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ;
2) Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском образовании”;
3) Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
4) Федеральный закон от 28.07.95 № 98-ФЗ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций”;
5) Федеральный закон от 24.06.98 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”.
Изменения затрагивают все уровни управления образованием (федеральный, субъекта РФ, местный [муниципальный]) и касаются следующих вопросов:
– разграничения расходных полномочий в вопросах финансирования образовательных учреждений;
– установления нормативного финансирования;
– регулирования трудовых отношений и установления норм труда;
– установления компенсационных выплат на книгоиздательскую продукцию работникам образовательных учреждений;
– определения порядка предоставления социальной поддержки работникам образовательных учреждений по коммунальным услугам;
– социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, из указанных законов изымаются положения, касающиеся: отношений собственности, в том числе вопросы аренды; установления налоговых льгот, стимулирующих развитие образовательных учреждений; вопросов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые урегулированы законами в соответствующей сфере (налоговым законодательством, законодательством в сфере собственности, законодательством в сфере предпринимательской деятельности).

ВНИМАНИЕ!
Предлагаются к отмене следующие федеральные законы:
1) Федеральный закон от 01.08.96 № 107-ФЗ (в редакции от 07.08.2000 № 122-ФЗ) “О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования”;
2) Федеральный закон от 28.05.99 № 102-ФЗ “О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”;
3) Федеральный закон от 16.05.99 № 74-ФЗ “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию”;
4) Закон РСФСР от 21.12.90 № 438-I “О социальном развитии села”;
5) Постановление Верховного совета РФ от 06.03.92 № 2464-I “Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений”.
Минфин России предлагает исключить из Закона РФ” Об образовании” такие положения, как:
– положение, допускающее совместное учредительство образовательных учреждений (п. 5 ст. 11);
– упоминание Федеральной программы развития образования (п.2, 3, 4 ст. 1);
– статья 31 “Компетенция органов самоуправления в области образования”;
– статья 40 “Государственные гарантии приоритетности образования”;
– статья 44 “Материально-техническая база образовательного учреждения”;
– вопросы, касающиеся правового регулирования негосударственных образовательных учреждений и гарантий права граждан на получение образования в негосударственных учреждениях (п. 4 ст. 5, п. 6, 7 ст. 41);
– положение, устанавливающее соотношение заработной платы работников образования со средней заработной платой работников промышленности (п. 2, 3, 4 ст. 54).
Эти и некоторые другие предложения Минфина России (например, предложения об отмене Закона РСФСР от 21.12.90 № 438-I “О социальном развитии села” и постановления Верховного совета РФ от 06.03.92 № 2464-I “Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений”) затрагивают ключевые вопросы государственной политики в сфере образования и требуют правовой экспертизы, глубокого детального анализа и оценки социальных и правовых последствий их принятия.
Одновременно направляем вам справку о предложенных Минфином России изменениях в действующие законодательные акты РФ по вопросам регулирования оплаты труда, образования и науки, а также по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта.
Обращаем ваше внимание на то, что Правительством РФ предполагается внесение в Государственную думу РФ предложений по изменению федеральных законодательных актов и отмене некоторых из них в середине мая т.г. с целью принятия соответствующих федеральных законов в период весенней сессии.
Просим вас внимательно изучить полученную информацию в территориальных и вузовских организациях профсоюза для предметного обсуждения на заседании пленума ЦК профсоюза и определения действий профсоюза.

С уважением

Председатель профсоюза
Г.МЕРКУЛОВА

Приложение

О предполагаемых изменениях в законодательных актах1

Фото Е.КРЫЛОВА

Изменения в законодательных актах по вопросам регулирования оплаты труда

В соответствии с нормами федеральных законов от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда соответственно работников государственных учреждений субъектов РФ и работников муниципальных учреждений (с соблюдением ограничений для дотационных субъектов РФ и муниципальных образований).
Исходя из этого законопроектом предлагается:
– распространить нормы Федерального закона от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 139-ФЗ “О тарифной сетке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы”, Трудового кодекса РФ (в части вопросов регулирования оплаты труда) только на федеральные государственные учреждения;
– в Федеральном законе от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”:
распространить нормы указанного Закона только на федеральные государственные учреждения;
исключить нормы, предусматривающие возможность изменения размеров оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в связи с введением более высокого по сравнению с установленным федеральным законом размера минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Изменения в законодательных актах по вопросам образования и науки

Конституцией РФ общие вопросы воспитания, образования и науки отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в данной сфере отнесено решение вопросов:
– обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;
– предоставления начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ);
– поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
Соответственно к полномочиям федеральных органов государственной власти, помимо выработки общей политики в области образования (включая установление образовательных стандартов), должно быть отнесено высшее образование, включая переподготовку и повышение квалификации, а также обеспечение деятельности отдельных учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющих общефедеральное значение.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения в области образования отнесены:
– организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса;
– организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
– организация отдыха детей в каникулярное время.
Таким образом, вопросы высшего образования, переподготовки и повышения квалификации, науки и научного обслуживания полностью отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти, вопросы дошкольного образования и летнего отдыха детей (за исключением части, финансируемой за счет средств Фонда социального страхования) – к полномочиям органов местного самоуправления.
Учреждения начального и среднего профессионального образования должны быть разделены между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по степени их ориентации на общенациональный или региональные рынки труда, что предполагает передачу основной части федеральных учреждений начального и среднего профессионального образования в собственность субъектов РФ.
В сфере начального и среднего общего (школьного) образования предусмотрена схема разделения полномочий по собственно организации предоставления услуг школьного образования и финансовому обеспечению учебного процесса. Услуги школьного образования по-прежнему будут предоставляться муниципальными образовательными учреждениями, создаваемыми органами местного самоуправления и полностью финансируемыми из местных бюджетов. При этом основная часть необходимых для этого средств (включая выплату заработной платы учителям) должна быть предоставлена им в форме субвенции из бюджета субъекта РФ, рассчитанной исходя из региональных нормативов. Указанный механизм уже введен в действие Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений”.
Исходя из этого законопроектом предложены следующие основные изменения в законодательных актах РФ.
В Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I “Об образовании”:
– предусмотрено, что финансирование федеральных образовательных учреждений (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) является расходным обязательством РФ, образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, – расходным обязательством субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений – расходным обязательством органов местного самоуправления;
– установление мер социальной поддержки обучающихся в соответствии с принадлежностью образовательного учреждения (для федеральных образовательных учреждений – федеральным законом, для образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений – законом субъекта РФ);
– признание утратившими силу положений об установлении доли расходов от ВВП, направляемых на нужды образования, и оплаты труда работников образования в зависимости от заработной платы в промышленности.
В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”:
– признание утратившими силу положений об установлении доли расходов федерального бюджета, направляемых на высшее профессиональное образование, оплате труда работников образования в зависимости от заработной платы в промышленности и о компенсационных выплатах на питание и льготном проезде учащейся молодежи.
В Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”:
– отнесено установление и финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
– отнесено установление и финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях, к полномочиям федеральных органов государственной власти.
В Законе РФ от 30 марта 1993 г. № 4693-I “О минимальном размере оплаты труда”:
– разграничение полномочий по установлению размеров и условий выплат стипендий для учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования в зависимости от принадлежности учреждения.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”:
– отнесение полномочий по установлению и финансовому обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Кроме того, предлагается признать утратившими силу:
– федеральные законы от 1 августа 1996 г. № 107-ФЗ “О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования” и от 28 мая 1999 г. № 102-ФЗ “О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях” как принятые без учета возможностей бюджетов и не финансируемые с момента принятия;
– Федеральный закон от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию” как блокирующий передачу региональным и местным органам власти учреждений, необходимых для выполнения возложенных на них полномочий;
– Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ”.


1 Справка приводится в сокращении. – Ред.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru