ДОКУМЕНТЫ №107
Публикуемый судебный акт высшей
судебной инстанции России может послужить
весомым аргументом в дискуссии с
представителями разных уровней исполнительной и
законодательной власти по поводу недопустимости
ущемления или лишения прав сельских учителей на
коммунальные льготы, предусмотренные
федеральными законами.
О правах и льготах педагогов
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
от 17 ноября 2003 г. по делу № 55-ГОЗ-14
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
[Об оставлении без изменения решения о признании
противоречащим федеральному законодательству
постановления правительства Республики Хакасия
в части, предусматривающей предоставление
работникам образования, проживающим в сельской
местности и рабочих поселках, льгот по оплате
жилой площади и бесплатного отопления]
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда РФ в составе:
председательствующего – Г.В. Манохиной,
судей – З.Д. Беспаловой и В.Б. Хаменкова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению Хакасского республиканского
комитета Профсоюза работников народного
образования и науки в интересах Чильчигашевой
Аллы Гавриловны, Нарылковой Маргариты
Анатольевны, Иптышевой Доры Анатольевны об
оспаривании пунктов 2 и 3 раздела 14 приложения 2 к
постановлению правительства Республики Хакасия
от 29 января 2003 г. № 16 «О мерах по реализации
закона Республики Хакасия от 27 декабря 2002 года №
73 “О республиканском бюджете Республики Хакасия
на 2003 год”» по кассационной жалобе
правительства Республики Хакасия на решение
Верховного суда Республики Хакасия от 7 июля 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РФ
З.Д.Беспаловой, объяснения представителя
правительства Республики Хакасия М.Г.Боярского,
поддержавшего доводы кассационной жалобы,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Э.С.Засеевой, полагавшей в удовлетворении
кассационной жалобы отказать, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного суда РФ
установила:
приложением 2 к постановлению правительства
Республики Хакасия от 29 января 2003 г. № 16 «О мерах
по реализации закона Республики Хакасия от 27
декабря 2002 г. № 73 “О республиканском бюджете
Республики Хакасия на 2003 год”» (далее —
приложение 2 к постановлению правительства РХ),
опубликованному в установленном порядке,
утвержден порядок финансирования расходов
республиканского бюджета по разделам
функциональной классификации расходов бюджетов
РФ.
Разделом 14 установлен порядок предоставления
льгот квалифицированным работникам в сельской
местности, предусмотренных постановлением ВЦИК
и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах
квалифицированным работникам в сельских
местностях и рабочих поселках». Предусмотрено
предоставление таковых льгот в 2003 году
непосредственно бюджетными учреждениями по
месту работы специалиста на основании
утвержденных смет расходов в следующем порядке:
– бесплатное отопление в благоустроенном
жилищном фонде предоставляется исходя из
социальной нормы жилой площади, предусмотренной
в вышеуказанном постановлении, в расчете
непосредственно на квалифицированного
работника (пункт 2);
– вышеуказанные льготы предоставляются на
квалифицированного специалиста (без учета
членов семьи) (пункт 3).
Хакасский республиканский комитет Профсоюза
работников народного образования и науки
обратился в суд с заявлением о признании
незаконным вышеназванного постановления
правительства Республики Хакасия в части
установления порядка предоставления льгот
квалифицированным работникам в сельской
местности.
В обоснование своих требований заявитель
сослался на то, что оспариваемые нормы в
противоречие нормам Жилищного кодекса РСФСР и
Федерального закона «Об образовании», а также
вышеназванного постановления ВЦИК и СНК РСФСР от
10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным
работникам в сельских местностях и рабочих
поселках» и постановления Совета Министров СССР
от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах
для учителей начальных и семилетних школ»,
действие которого распространено на другие
категории педагогических работников
образовательных учреждений, изменяют
установленный федеральным законодательством
порядок предоставления льгот педагогическим
работникам, что нарушает их права.
В судебном заседании представитель заявителя
привел дополнительный довод о том, что
Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации “Об основах федеральной жилищной
политики” и другие законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования
системы оплаты жилья и коммунальных услуг»,
которым признано недействующим вышеуказанное
постановление ВЦИК и СНК РСФСР, не отменяет право
работников образования на льготы, а
устанавливает финансовый механизм возмещения
расходов на предоставление этих льгот с учетом
межбюджетных отношений.
Представитель правительства Республики Хакасия
против удовлетворения заявления возражал,
поскольку, по его мнению, названное выше
постановление ВЦИК и СНК РСФСР, на положениях
которого основаны требования заявителя,
признано утратившим силу Федеральным законом «О
внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации “Об основах федеральной
жилищной политики” и другие законодательные
акты Российской Федерации в части
совершенствования системы оплаты жилья и
коммунальных услуг», согласно которому
субъектам РФ предоставляется право установить
законодательными актами размер, условия, порядок
возмещения расходов на предоставление льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг,
предусмотренных законами РФ «О социальном
развитии села» и «Об образовании». Исполнение
полномочий по предоставлению льгот работникам
образования возложено на органы местного
самоуправления, которые должны разработать
порядок их реализации.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 7
июля 2003 г. заявление удовлетворено.
Правительство Республики Хакасия подало
кассационную жалобу, в которой просит решение
отменить и принять новое, которым отказать в
удовлетворении заявления. Полагает, что суд
неправильно применил материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного суда РФ не находит
оснований к отмене решения суда.
Согласно пунктам «е», «к» статьи 72, пунктам 2, 5
статьи 76 Конституции РФ общие вопросы
образования и жилищное законодательство
находятся в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов РФ, принимаемые по ним
законы и иные нормативные правовые акты
субъектов РФ не могут противоречить
федеральному законодательству.
Суд, удовлетворяя заявление, указал, что в
соответствии с частью 1 статьи 59 Жилищного
кодекса РСФСР специалисты, работающие и
проживающие в сельской местности, вне населенных
пунктов (а в установленных законодательством
Союза ССР случаях – в рабочих и иных поселках),
пользуются бесплатно жилым помещением с
отоплением и освещением.
Далее суд обоснованно сослался на положения
абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об
образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изменениями
на 10 января 2003 г.), согласно которому
педагогические работники образовательных
учреждений в порядке, установленном
законодательством РФ, пользуются правом на
бесплатную жилую площадь с отоплением и
освещением в сельской местности, рабочих
поселках (поселках городского типа).
Учитывая это, судом сделан правильный вывод об
обоснованности требований о признании
незаконными оспоренных норм в связи с
противоречием их приведенным выше нормам
федеральных законов и в связи с ограничением
установленных федеральным законодательством
льгот вышеназванным категориям работников.
Доводы кассационной жалобы о том, что ст. 5
Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О
внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации “Об основах федеральной
жилищной политики” и другие законодательные
акты РФ в части совершенствования системы оплаты
жилья и коммунальных услуг» признано утратившим
силу постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930
г. «О льготах квалифицированным работникам в
сельской местности и рабочих поселках», не могут
служить основанием к отмене решения суда,
поскольку ст. 2 данного Федерального закона
предусмотрено, что размер, условия и порядок
возмещения расходов на предоставление льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг, определенных
абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об
образовании» (в редакции Федерального закона от
13 января 1996 г. № 12-ФЗ), устанавливаются
законодательными актами субъектов РФ и
учитываются в межбюджетных отношениях. Из
изложенного следует, что федеральным
законодательством права и льготы не отменены,
лишь установлен иной порядок обеспечения их
предоставления, в соответствии с чем субъекты РФ
должны до 1 января 2005 г. установить своими
законодательными актами механизм возмещения
расходов в рамках межбюджетных отношений на
предоставление льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг, в том числе и педагогическим
работникам в сельских местностях и поселках
городского типа (статья 6 Федерального закона от 6
мая 2003 г. № 52-ФЗ).
Судом полно и правильно определены юридически
значимые для дела обстоятельства, не допущено
нарушения и неправильного применения норм
материального или норм процессуального права, а
поэтому оснований для отмены решения суда в
кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного суда РФ
определила:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 7
июля 2003 г. оставить без изменения, а
кассационную жалобу правительства Республики
Хакасия – без удовлетворения.
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
от 29 апреля 2004 г. № 64
Председателям территориальных организаций
профсоюза
Председателям профсоюзных организаций вузов
О предполагаемых изменениях в
законодательных актах
Уважаемые коллеги!
ЦК профсоюза сообщает, что 29 апреля 2004 г. на
заседании Правительства РФ рассмотрен вопрос “О
мерах по обеспечению сбалансированности
бюджетной системы РФ и разграничению полномочий
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления в условиях
проведения реформы федеративных отношений и
местного самоуправления”.
В ходе обсуждения этого вопроса рассмотрены
и в основном одобрены (поручено доработать в
течение двух недель) предложения Минфина России
о внесении изменений в законодательные акты и об
отмене ряда федеральных законов,
устанавливающих правоотношения в сфере
образования и молодежной политики.
Вносимые в федеральные законы изменения, а также
отмена ряда федеральных законов объясняются
необходимостью приведения их в соответствие с
Федеральным законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ “О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон “Об
общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ” и
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих
принципах организации местного самоуправления в
РФ”.
Изменения вносятся в следующие федеральные
законы, устанавливающие правоотношения в
области образования и молодежной политики:
1) Закон РФ “Об образовании” в редакции
Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ;
2) Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ “О высшем и
послевузовском образовании”;
3) Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О
дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей”;
4) Федеральный закон от 28.07.95 № 98-ФЗ “О
государственной поддержке молодежных и детских
общественных организаций”;
5) Федеральный закон от 24.06.98 № 124-ФЗ “Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ”.
Изменения затрагивают все уровни управления
образованием (федеральный, субъекта РФ, местный
[муниципальный]) и касаются следующих вопросов:
– разграничения расходных полномочий в вопросах
финансирования образовательных учреждений;
– установления нормативного финансирования;
– регулирования трудовых отношений и
установления норм труда;
– установления компенсационных выплат на
книгоиздательскую продукцию работникам
образовательных учреждений;
– определения порядка предоставления
социальной поддержки работникам
образовательных учреждений по коммунальным
услугам;
– социального обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, из указанных законов изымаются
положения, касающиеся: отношений собственности,
в том числе вопросы аренды; установления
налоговых льгот, стимулирующих развитие
образовательных учреждений; вопросов
предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, которые урегулированы законами в
соответствующей сфере (налоговым
законодательством, законодательством в сфере
собственности, законодательством в сфере
предпринимательской деятельности).
ВНИМАНИЕ!
Предлагаются к отмене следующие федеральные
законы:
1) Федеральный закон от 01.08.96 № 107-ФЗ (в редакции от
07.08.2000 № 122-ФЗ) “О компенсационных выплатах на
питание обучающихся в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования”;
2) Федеральный закон от 28.05.99 № 102-ФЗ “О льготе на
проезд на междугородном транспорте для
отдельных категорий обучающихся в
государственных и муниципальных
образовательных учреждениях”;
3) Федеральный закон от 16.05.99 № 74-ФЗ “О сохранении
статуса государственных и муниципальных
образовательных учреждений и моратории на их
приватизацию”;
4) Закон РСФСР от 21.12.90 № 438-I “О социальном
развитии села”;
5) Постановление Верховного совета РФ от 06.03.92 №
2464-I “Об упорядочении платы за содержание детей в
детских дошкольных учреждениях и о финансовой
поддержке системы этих учреждений”.
Минфин России предлагает исключить из Закона
РФ” Об образовании” такие положения, как:
– положение, допускающее совместное
учредительство образовательных учреждений (п. 5
ст. 11);
– упоминание Федеральной программы развития
образования (п.2, 3, 4 ст. 1);
– статья 31 “Компетенция органов самоуправления
в области образования”;
– статья 40 “Государственные гарантии
приоритетности образования”;
– статья 44 “Материально-техническая база
образовательного учреждения”;
– вопросы, касающиеся правового регулирования
негосударственных образовательных учреждений и
гарантий права граждан на получение образования
в негосударственных учреждениях (п. 4 ст. 5, п. 6, 7
ст. 41);
– положение, устанавливающее соотношение
заработной платы работников образования со
средней заработной платой работников
промышленности (п. 2, 3, 4 ст. 54).
Эти и некоторые другие предложения Минфина
России (например, предложения об отмене Закона
РСФСР от 21.12.90 № 438-I “О социальном развитии села”
и постановления Верховного совета РФ от 06.03.92 №
2464-I “Об упорядочении платы за содержание детей в
детских дошкольных учреждениях и о финансовой
поддержке системы этих учреждений”) затрагивают
ключевые вопросы государственной политики в
сфере образования и требуют правовой экспертизы,
глубокого детального анализа и оценки
социальных и правовых последствий их принятия.
Одновременно направляем вам справку о
предложенных Минфином России изменениях в
действующие законодательные акты РФ по вопросам
регулирования оплаты труда, образования и науки,
а также по вопросам здравоохранения, физической
культуры и спорта.
Обращаем ваше внимание на то, что Правительством
РФ предполагается внесение в Государственную
думу РФ предложений по изменению федеральных
законодательных актов и отмене некоторых из них
в середине мая т.г. с целью принятия
соответствующих федеральных законов в период
весенней сессии.
Просим вас внимательно изучить полученную
информацию в территориальных и вузовских
организациях профсоюза для предметного
обсуждения на заседании пленума ЦК профсоюза и
определения действий профсоюза.
С уважением
Председатель профсоюза
Г.МЕРКУЛОВА
Приложение
О предполагаемых изменениях в
законодательных актах1
Изменения в законодательных актах
по вопросам регулирования оплаты труда
В соответствии с нормами федеральных
законов от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ и от 6 октября 2003 г. №
131-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ
и органы местного самоуправления самостоятельно
определяют размеры и условия оплаты труда
соответственно работников государственных
учреждений субъектов РФ и работников
муниципальных учреждений (с соблюдением
ограничений для дотационных субъектов РФ и
муниципальных образований).
Исходя из этого законопроектом предлагается:
– распространить нормы Федерального закона от 4
февраля 1999 г. № 22-ФЗ “Об упорядочении оплаты
труда работников организаций бюджетной сферы”,
Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 139-ФЗ “О
тарифной сетке (окладе) первого разряда Единой
тарифной сетки по оплате труда работников
бюджетной сферы”, Трудового кодекса РФ (в части
вопросов регулирования оплаты труда) только на
федеральные государственные учреждения;
– в Федеральном законе от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ “О
минимальном размере оплаты труда”:
распространить нормы указанного Закона только
на федеральные государственные учреждения;
исключить нормы, предусматривающие возможность
изменения размеров оплаты труда работников
федеральных государственных учреждений в связи
с введением более высокого по сравнению с
установленным федеральным законом размера
минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Изменения в законодательных актах по
вопросам образования и науки
Конституцией РФ общие вопросы воспитания,
образования и науки отнесены к предметам
совместного ведения Российской Федерации и
субъектов РФ.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 4 июля
2003 г. № 95-ФЗ к полномочиям органов
государственной власти субъектов РФ в данной
сфере отнесено решение вопросов:
– обеспечения государственных гарантий прав
граждан на получение общедоступного и
бесплатного начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, а также
дополнительного образования в
общеобразовательных учреждениях путем
выделения субвенций местным бюджетам в размере,
необходимом для реализации основных
общеобразовательных программ в части
финансирования расходов на оплату труда
работников общеобразовательных учреждений,
расходов на учебные пособия, технические
средства обучения, расходные материалы и
хозяйственные нужды (за исключением расходов на
содержание зданий и коммунальных расходов,
осуществляемых из местных бюджетов) в
соответствии с нормативами, установленными
законами субъекта РФ;
– предоставления начального и среднего
профессионального образования (за исключением
образования, получаемого в федеральных
образовательных учреждениях, перечень которых
утверждается Правительством РФ);
– поддержки изучения в образовательных
учреждениях национальных языков и иных
предметов этнокультурной направленности.
Соответственно к полномочиям федеральных
органов государственной власти, помимо
выработки общей политики в области образования
(включая установление образовательных
стандартов), должно быть отнесено высшее
образование, включая переподготовку и повышение
квалификации, а также обеспечение деятельности
отдельных учреждений начального и среднего
профессионального образования, имеющих
общефедеральное значение.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к
вопросам местного значения в области
образования отнесены:
– организация предоставления общедоступного и
бесплатного начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования по
основным общеобразовательным программам, за
исключением полномочий по финансовому
обеспечению образовательного процесса;
– организация предоставления дополнительного
образования и общедоступного бесплатного
дошкольного образования;
– организация отдыха детей в каникулярное время.
Таким образом, вопросы высшего образования,
переподготовки и повышения квалификации, науки и
научного обслуживания полностью отнесены к
полномочиям федеральных органов
государственной власти, вопросы дошкольного
образования и летнего отдыха детей (за
исключением части, финансируемой за счет средств
Фонда социального страхования) – к полномочиям
органов местного самоуправления.
Учреждения начального и среднего
профессионального образования должны быть
разделены между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ по степени
их ориентации на общенациональный или
региональные рынки труда, что предполагает
передачу основной части федеральных учреждений
начального и среднего профессионального
образования в собственность субъектов РФ.
В сфере начального и среднего общего (школьного)
образования предусмотрена схема разделения
полномочий по собственно организации
предоставления услуг школьного образования и
финансовому обеспечению учебного процесса.
Услуги школьного образования по-прежнему будут
предоставляться муниципальными
образовательными учреждениями, создаваемыми
органами местного самоуправления и полностью
финансируемыми из местных бюджетов. При этом
основная часть необходимых для этого средств
(включая выплату заработной платы учителям)
должна быть предоставлена им в форме субвенции
из бюджета субъекта РФ, рассчитанной исходя из
региональных нормативов. Указанный механизм уже
введен в действие Федеральным законом от 7 июля
2003 г. № 123-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части, касающейся финансирования
общеобразовательных учреждений”.
Исходя из этого законопроектом предложены
следующие основные изменения в законодательных
актах РФ.
В Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I “Об
образовании”:
– предусмотрено, что финансирование
федеральных образовательных учреждений (по
перечню, утверждаемому Правительством РФ)
является расходным обязательством РФ,
образовательных учреждений, находящихся в
ведении субъектов РФ, – расходным
обязательством субъектов РФ, муниципальных
образовательных учреждений – расходным
обязательством органов местного самоуправления;
– установление мер социальной поддержки
обучающихся в соответствии с принадлежностью
образовательного учреждения (для федеральных
образовательных учреждений – федеральным
законом, для образовательных учреждений
субъектов РФ и муниципальных учреждений –
законом субъекта РФ);
– признание утратившими силу положений об
установлении доли расходов от ВВП, направляемых
на нужды образования, и оплаты труда работников
образования в зависимости от заработной платы в
промышленности.
В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. №
125-ФЗ “О высшем и послевузовском
профессиональном образовании”:
– признание утратившими силу положений об
установлении доли расходов федерального
бюджета, направляемых на высшее
профессиональное образование, оплате труда
работников образования в зависимости от
заработной платы в промышленности и о
компенсационных выплатах на питание и льготном
проезде учащейся молодежи.
В Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. №
159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей”:
– отнесено установление и финансовое
обеспечение дополнительных гарантий по
социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (за
исключением детей, обучающихся в федеральных
образовательных учреждениях), к полномочиям
органов государственной власти субъектов РФ;
– отнесено установление и финансовое
обеспечение дополнительных гарантий для
детей-сирот, обучающихся в федеральных
образовательных учреждениях, к полномочиям
федеральных органов государственной власти.
В Законе РФ от 30 марта 1993 г. № 4693-I “О
минимальном размере оплаты труда”:
– разграничение полномочий по установлению
размеров и условий выплат стипендий для учащихся
и студентов учреждений начального и среднего
профессионального образования в зависимости от
принадлежности учреждения.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
“Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”:
– отнесение полномочий по установлению и
финансовому обеспечению мер социальной
поддержки и социального обслуживания
детей-сирот (за исключением детей, обучающихся в
федеральных образовательных учреждениях),
безнадзорных детей, детей-инвалидов к
полномочиям органов государственной власти
субъектов РФ.
Кроме того, предлагается признать утратившими
силу:
– федеральные законы от 1 августа 1996 г. № 107-ФЗ “О
компенсационных выплатах на питание обучающихся
в государственных, муниципальных
общеобразовательных учреждениях, учреждениях
начального профессионального и среднего
профессионального образования” и от 28 мая 1999 г.
№ 102-ФЗ “О льготе на проезд на междугородном
транспорте для отдельных категорий обучающихся
в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях” как принятые без
учета возможностей бюджетов и не финансируемые с
момента принятия;
– Федеральный закон от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ “О
сохранении статуса государственных и
муниципальных образовательных учреждений и
моратории на их приватизацию” как блокирующий
передачу региональным и местным органам власти
учреждений, необходимых для выполнения
возложенных на них полномочий;
– Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ “О
порядке установления размеров стипендий и
социальных выплат в РФ”.
1 Справка приводится в
сокращении. – Ред.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|