Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ПОДСКАЗКА 

Александра БОЧАВЕР

Хватит думать о лете!

Лето кончилось! Что теперь? Например, вспоминать.
Почти каждый школьник за 11 лет успевает раз восемь написать сочинение на тему «Как я провел лето», что позволяет со временем отточить формулировки и создавать необходимое произведение автоматически. Итак, как я провел лето? Вопрос – и дальше много-много глаголов в прошедшем времени: научился плавать, собирал жуков, видел горы, влюбился, сломал бадминтонную ракетку…
События, чтобы им до конца состояться, должны быть названы, иначе они остаются неосмысленными. Это хорошо знают те, кто ведет дневник: гораздо проще писать о том, что уже завершилось. Можно спокойно описывать, подбирая эпитеты поизящнее. «Поездка была чрезвычайно интересной. Мы посетили пять музеев, два ресторана, в одном из которых нас кормили настоящими лягушками, и ознакомились с историей этого края. Но вообще-то здесь мне нравится больше. Завтра собираюсь на концерт…» Важно завершить образ, пусть даже штампами, и можно начинать жить настоящим.
Кроме того, жизненные сюжеты можно закреплять и не в словах. Так, из путешествий почти всегда привозят фотографии и сувениры. Камешки и ракушки, слоновьи бивни и лосиные рога, разнообразные предметы, которые сначала кажутся очень красивыми, а потом пылятся дома у того, кто их привез или кому их подарили, – все это попытки остановить время или по крайней мере обозначить действительность того момента, о котором они напоминают. Для того же в общем-то хранятся обрезанные косы, ненужные куклы или какие-нибудь ленты, украденные у возлюбленных.
Психологи считают, что все происходящее существует лишь в наших историях, то есть в наших словах. Следовательно, и изменять можно не то, что происходит, а то, как мы об этом рассказываем: находя новые слова, переписывая, мы переживаем иначе то, что уже однажды пережили. Соответственно и восприятие сильнее всего завязано на слова, которыми оно описывается. На этом строятся игры переводчиков вроде сравнения: «Что ты дрожишь, златокудрая дева?» и «Рыжая девка, чего ты трясешься?».
После того как нужный абзац сочинен и одобрен, можно переходить к следующему и не возвращаться. Сочинение о проведенном лете – педагогическая уловка, направленная именно на подведение итогов и завязывание узелков на память, надежда на то, что, написав текст, дети смогут переключиться на новые впечатления. Но даже и без сочинения почти каждый ребенок, да и вернувшийся из отпуска учитель заняты созданием завершенного образа прожитого периода. Он нужен, чтобы: хвастаться родственникам и знакомым, заинтересовать незнакомых и сигнализировать самому себе о том, что можно начинать жить дальше. Если подслушать разговоры в учительских («О-о, Черное море – это чудо, вечерние прогулки, звездные ночи…») и курилках («…и тут он меня поцеловал!!!»), подглядеть в передаваемые под партами записки, прочитать кусочки электронных писем, которые пишут и получают обитатели школы, наверняка будет видно, что все они посвящены только что пережитым приключениям. Будь то новый рецепт яблочного варенья, прочитанная «Сага о Форсайтах» или катание на водных лыжах. Все говорят, говорят, говорят… И пишут, и пишут…
Но однажды оказывается, что все истории о лете рассказаны и выслушаны, и хватит об этом думать. Потому что наступила осень – время дождей и серьезности, новых тетрадей и оранжевых кленовых листьев. И она ничуть не хуже лета, эта осень, которая начинается гладиолусами размером с первоклассников, а заканчивается первым снегом, превращаясь со временем в истории, рисунки, стихотворения и редеющие ряды банок с яблочным вареньем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru