РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ПОДСКАЗКА
Хватит думать о лете!
Лето кончилось! Что теперь? Например,
вспоминать.
Почти каждый школьник за 11 лет успевает раз
восемь написать сочинение на тему «Как я провел
лето», что позволяет со временем отточить
формулировки и создавать необходимое
произведение автоматически. Итак, как я провел
лето? Вопрос – и дальше много-много глаголов в
прошедшем времени: научился плавать, собирал
жуков, видел горы, влюбился, сломал бадминтонную
ракетку…
События, чтобы им до конца состояться, должны
быть названы, иначе они остаются неосмысленными.
Это хорошо знают те, кто ведет дневник: гораздо
проще писать о том, что уже завершилось. Можно
спокойно описывать, подбирая эпитеты поизящнее.
«Поездка была чрезвычайно интересной. Мы
посетили пять музеев, два ресторана, в одном из
которых нас кормили настоящими лягушками, и
ознакомились с историей этого края. Но вообще-то
здесь мне нравится больше. Завтра собираюсь на
концерт…» Важно завершить образ, пусть даже
штампами, и можно начинать жить настоящим.
Кроме того, жизненные сюжеты можно закреплять и
не в словах. Так, из путешествий почти всегда
привозят фотографии и сувениры. Камешки и
ракушки, слоновьи бивни и лосиные рога,
разнообразные предметы, которые сначала кажутся
очень красивыми, а потом пылятся дома у того, кто
их привез или кому их подарили, – все это попытки
остановить время или по крайней мере обозначить
действительность того момента, о котором они
напоминают. Для того же в общем-то хранятся
обрезанные косы, ненужные куклы или какие-нибудь
ленты, украденные у возлюбленных.
Психологи считают, что все происходящее
существует лишь в наших историях, то есть в наших
словах. Следовательно, и изменять можно не то, что
происходит, а то, как мы об этом рассказываем:
находя новые слова, переписывая, мы переживаем
иначе то, что уже однажды пережили.
Соответственно и восприятие сильнее всего
завязано на слова, которыми оно описывается. На
этом строятся игры переводчиков вроде сравнения:
«Что ты дрожишь, златокудрая дева?» и «Рыжая
девка, чего ты трясешься?».
После того как нужный абзац сочинен и одобрен,
можно переходить к следующему и не возвращаться.
Сочинение о проведенном лете – педагогическая
уловка, направленная именно на подведение итогов
и завязывание узелков на память, надежда на то,
что, написав текст, дети смогут переключиться на
новые впечатления. Но даже и без сочинения почти
каждый ребенок, да и вернувшийся из отпуска
учитель заняты созданием завершенного образа
прожитого периода. Он нужен, чтобы: хвастаться
родственникам и знакомым, заинтересовать
незнакомых и сигнализировать самому себе о том,
что можно начинать жить дальше. Если подслушать
разговоры в учительских («О-о, Черное море – это
чудо, вечерние прогулки, звездные ночи…») и
курилках («…и тут он меня поцеловал!!!»),
подглядеть в передаваемые под партами записки,
прочитать кусочки электронных писем, которые
пишут и получают обитатели школы, наверняка
будет видно, что все они посвящены только что
пережитым приключениям. Будь то новый рецепт
яблочного варенья, прочитанная «Сага о
Форсайтах» или катание на водных лыжах. Все
говорят, говорят, говорят… И пишут, и пишут…
Но однажды оказывается, что все истории о лете
рассказаны и выслушаны, и хватит об этом думать.
Потому что наступила осень – время дождей и
серьезности, новых тетрадей и оранжевых кленовых
листьев. И она ничуть не хуже лета, эта осень,
которая начинается гладиолусами размером с
первоклассников, а заканчивается первым снегом,
превращаясь со временем в истории, рисунки,
стихотворения и редеющие ряды банок с яблочным
вареньем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|