НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
Людмила РЫБИНА,
Александр ЛОБОК
Чему не учат в институтах?
Разговор о профессии накануне нового
учебного года
Аргументов для того, чтобы не идти в
школу работать, достаточно, но молодые учителя
вопреки всему в школе появляются. Только в
Западный округ Москвы в последнее время приходят
170–180 выпускников педвузов ежегодно. Надолго
задерживаются не все, но кто-то остается. И
кажется, что та молодежная демографическая яма,
которая возникла в наших школах лет десять назад,
сегодня начинает понемногу преодолеваться.
Накануне нового учебного года мы познакомились с
советом молодых учителей этого округа.
Начали разговор с одного-единственного вопроса:
почему вы выбрали эту профессию, почему все-таки
пришли в школу, что удерживает и не дает уйти,
поискать более легкий хлеб или просто более
хлебное место? Но в результате затронули многие
болевые точки школьной жизни.
Разговор оказался предельно откровенным и
острым. И это были размышления, которые могли бы
принадлежать любому читателю нашей газеты,
поэтому мы и не стали обозначать авторство
каждого высказывания.
Ради чего работаем?
– Cомнения по поводу того, стоит ли
продолжать работать в школе, приходят каждый год.
И главная причина сомнений вовсе не финансовая.
– Я в прошлом году выпустила 11-й гуманитарный
класс. И весь последний год каждый урок возникали
вариации на тему: «Анна Николаевна, мы вас-то
любим, но ваша математика нам совершенно не
нужна». Под конец года это отношение стало просто
невыносимо. Каждый день я приходила домой и
думала, что из школы надо уходить. Как
выкарабкивалась из всего этого? Пыталась
насыщать урок всякой гуманитарностью.
Организовывала игры, предлагала готовить
доклады о жизни математиков, сочинять всякие
задания в стихах. Хотя многие скачивают те же
доклады из Интернета, лишь бы отделаться. Но если
хотя бы у одного-двух в глазах появился интерес и
ты видишь, что они от души написали свои доклады,
в работе появляется смысл, стимул. Маленьких
заинтересовать проще. Они видят предмет через
учителя. А старшие уже определились, понимают,
что им надо, и отталкивают тебя. А сейчас еще и
такой аргумент у детей есть: мы уже поступили,
родители уже заплатили… Зачем нам ваша учеба?
Почему же все-таки остаюсь в школе? Лично для меня
главное – это человеческое общение с детьми,
общение за границами уроков. Например, у меня
идет разрядка походами. Я увлеклась сама
туризмом и увлекла своих детей. И как бы они ни
писали контрольные, как бы к математике ни
относились – в поход-то все идут. Кто-то просто
чтобы уйти от родителей... А когда идешь в большой
поход – там же и детей по-другому видишь. А ведь в
школе что главное? Главное – с детьми найти общий
язык. И тогда они даже математику начинают
по-другому воспринимать... Хотя, может быть,
математика – это вообще не самое главное... Хотя,
бывает, и после урока чувствуешь себя как на
крыльях – так же, как после похода. Когда,
например, дашь такую задачу, что даже мои
гуманитарии начинают с азартом и интересом ее
решать. Значит, мне удалось что-то в них задеть...
Пусть даже целый урок решают они эту задачу –
главное, что интерес пробудился, и глаза
загораются, и радости столько, когда решение
находится. У них у самих в этот момент крылья
появляются – ну, и у меня тоже. Оказывается, могут
сами, без моей помощи что-то решить!
– У меня начальная школа, маленькие дети, и из-за
детей у меня никогда не возникало желание уйти –
мне с ними всегда комфортно и интересно. А вот с
родителями случалось такое напряжение, что уйти
хотелось. Бывают такие родители, которые видят,
что ты – совершенно молоденькая девочка, и
начинают тебя по-всякому учить. Очень
высокомерно и безапелляционно. В этот момент
действительно хочется все бросить и уйти.
Казалось, родители могли бы помочь, зная своих
детей лучше, чем учителя, но бывают такие, кто
воспринимает тебя буквально как врага. Ни о каком
сотрудничестве в этом случае говорить просто не
приходится. Правда, у меня за три года только один
раз случилась такая история, но переживаний
хватило. Когда родительница не скрывала своей
личной неприязни и все время подчеркивала, что я
совершенно не умею учить...
– Почему-то в начальной школе родители чаще
хотят пожилого, опытного учителя. Причем
опытность для них часто синоним жесткости,
строгости. Специально приходят и просят: вы
побольше им задавайте, построже спрашивайте!
– Нас в институте учили, что с детьми надо быть
прежде всего ласковыми и добрыми, но на самом
деле все гораздо сложнее. Дети не любят
«добреньких». Если с детьми начинаешь сюсюкать,
они перестают тебя уважать и садятся на голову.
– Главное – это именно уважение. Вопрос не в
доброте или в строгости – вопрос в уважении. Дети
безошибочно чувствуют, если у учителя нет к ним
настоящего уважения. И они не любят таких
учителей – даже если они «добренькие». А бывает,
что учитель опытный, а дети все равно чувствуют:
он их не уважает. И не любят такого учителя.
Иногда уже через несколько лет после школы
приходят, вспоминают: «Мы не любим этого учителя,
потому что он нас не уважал!»
– А уважает учитель учеников тогда, когда он с
ними на равных.
– Между учителем и учеником должно быть
сотрудничество.
– Если ты относишься к ребенку свысока: «Ты не
можешь это сделать, а я могу» – это неуважение. А
если учитель готов сказать: «У меня тоже может не
получиться, так что не страшно, если у тебя не
получится. Но ты попробуй!» – это разговор
честный.
– Важно, чтобы дети чувствовали, что я такой же
человек, как и они. Вот я своих
старшеклассников-гуманитариев иногда спрашиваю,
как написать какое-то слово, чтобы не сделать
ошибки. Они могут спросить меня, а я могу
посоветоваться с ними. Это и есть настоящее
сотрудничество. Важно только, чтобы отношения
были искренними, нефальшивыми. Важно видеть в
ученике личность. Это не просто, но я стараюсь.
– Уважаешь – это когда видишь в ребенке что-то
по-настоящему хорошее и пытаешься это развивать,
когда ребенок на самом деле тебе интересен.
– Нужно, чтобы ты вместе с ребенком переживал то,
что с ним происходит, что у него получается или
нет. Чтобы равнодушия не было. А когда отводишь
урок для галочки, ни для себя, ни для них, дети это
чувствуют.
– А равнодушие от чего? От усталости учителя.
Когда все идет, как конвейер, а ты чувствуешь себя
частью конвейера. На первый урок всегда идешь с
удовольствием, а в конце дня уже как автомат. А
часы почему набираешь? Из-за зарплаты. Вот и
превращаешься из учителя в технологическую
схему. И сам понимаешь, что что-то недодаешь. Не то
что душу не можешь вложить, а и на детях начинаешь
срываться... Ну и конфликты с администрацией тоже
на детях сказываются. Если тебя с утра начинают
«заводить», если с утра напряженно ждешь
появления начальства – в каком оно состоянии и
что тебе от него ждать, какое может быть
творчество? Иногда учителя стараются с утра
подальше обходить кабинет директора, чтобы не
дай бог не столкнуться и не испортить себе на
весь день настроение. Любая твоя нервозность
сразу чувствуется детьми, и они тебя сразу
отталкивают. Иногда после очередной встречи с
начальством целый урок занимаешься тем, что
пытаешься себя успокоить.
– Но администрация тоже совершенно разная. Я
работала в разных школах и знаю, что совершенно
разное отношение к учителям, абсолютно разные
требования. Иногда администрация настроена на
сотрудничество с учителем, а иногда нет.
– Честно говоря, молодым учителям очень не
хватает наставничества. Если у тебя с
администрацией складываются партнерские
отношения, если она тебя поддерживает, с любой
конфликтной или кризисной ситуацией можно
справиться. Хорошо в тех школах, где сложились
отношения сотрудничества учителей и
администрации. Тогда и с детьми сотрудничество
наладить легче.
– А у меня было так. Когда я пришла в школу, мне
очень помогала завуч. Она никогда не кричала на
молодых учителей, не ругала их в присутствии
детей или родителей, пыталась понять проблемы и
встать на нашу сторону. А вообще у школьного
начальства это случается, когда они позволяют
себе накричать на молодого преподавателя в
присутствии детей или родителей. Когда тебя
начинают отчитывать за поставленную тобой
оценку в присутствии детей – просто не знаешь,
что делать, чувствуешь себя абсолютно униженно.
Чего бы я никогда не делал на месте
директора…
В РАЗГОВОРЕ
УЧАСТВОВАЛИ: |
|
Наталья Подлесная,
учитель начальных классов, в школе три года:
«Сколько себя помню, всегда мечтала
быть учителем. Мама мне говорит, что я в детстве
мечтала быть детским врачом, но это уже за
границами памяти». |
|
Михаил Каменский,
учитель информатики, в школе три года. Закончил
педагогический колледж, а сейчас учится в
пединституте на вечернем.
«Вставать каждый день к 8.30 – это мучение.
Раньше, когда учился, только ведь и мечтал, что
уйду из школы, и все, никаких больше звонков.
Закончил педколледж, и вот опять. Мама, как и
раньше, будит: «Вставай, пора в школу!» Я ей
говорю: «Мама, я уже учитель». – «Но ты же не
можешь приходить позже учеников». |
|
Ольга Лукьянова,
учитель немецкого и английского языков, в школе
три года:
«Я, если честно, в школу не собиралась,
когда училась в лингвистическом университете,
мне просто очень нравился немецкий язык. Но
начала работать в школе, прошло три года, и мне
эта работа очень нравится». |
|
Анна Гераскина,
учитель математики,
в школе семь лет:
«Просто нравится работать с детьми.
Нравится в походы ходить, всякой внеклассной
работой заниматься. Когда я была совсем
маленькая, мама вела дневник, в который
записывала мои высказывания. И там есть запись о
том, что я когда-то хотела стать Бабой Ягой.
Теперь вот думаю, как бы, несмотря на все тяготы,
на все трудности профессии, все-таки Бабой Ягой
не стать». |
|
Наталья Быстрова,
учитель информатики в 1–6 классах, в школе пять
лет:
«У меня мама – учительница начальных
классов, я видела, как она работает, и
целенаправленно шла учиться, чтобы потом
работать в школе. Чего я хотела, того достигла.
Работаю и буду работать в школе». |
– Если бы я была директором, я бы в
первую очередь никогда не обсуждала проступки
или неудачи молодого учителя с кем-либо кроме
самого этого учителя. А то ведь это любимое
занятие – за глаза кости перемывать.
– Да сколько угодно такое бывает. В глаза
улыбаются, а за глаза все что угодно могут
говорить. И оскорблять, и иронизировать.
– А вот что бы я в роли директора обязательно
делала – это увольняла бы профнепригодных
учителей, несмотря на нехватку кадров. А
профнепригодный – это тот, который допускает
резкие выражения и даже рукоприкладство по
отношению к детям и который при этом ничему не
может научить. Простой пример: ко мне приходили
дети с нервным тиком от другого учителя. Учителю
надо видеть в ребенке человека.
– А я бы на месте директора прежде всего
позаботилась об устройстве элементарных условия
для учителей – чтобы была возможность немного
передохнуть между уроками, чтобы было куда
повесить одежду, чтобы в туалете была туалетная
бумага и полотенце... А еще я бы постаралась быть
честной и неподкупной. К сожалению, сегодня это
звучит как утопия: боюсь, что быть честной и
неподкупной сегодня просто невозможно. Ведь это
проблема не только школы, но и всей страны.
– Самое страшное в школе – это публичное
унижение. Я тут делилась с одной опытной
учительницей тем, как у нас проходят педсоветы, а
она мне говорит: я во многих школах работала, и
только в одной учителей не унижали на педсоветах.
А так учителя уже настолько привыкли к тому, что
на них кричат, что, когда идет очередной разнос,
они просто смеются. А как не смеяться? Час кричали
о том, что мы не умеем работать, а в конце: «Ну,
идите работайте!» А как же работать, если не
умеем? Помощь никто не предлагает, а клеймо
поставить – это пожалуйста.
– А ведь это уже в крови. Смотришь Олимпиаду, и
такое чувство, что только наши тренеры позволяют
себе откровенно орать на своих подопечных,
позволяют себе их публично всячески унижать.
Стоит допустить какую-то ошибку – тут же
начинается страшный ор. И ничего подобного в
других национальных сборных. У нас же все – ради
результата, ради хороших показателей. Человек –
это средство для достижения успеха.
– Но еще более тягостная форма унижения – это не
крик, а пренебрежение, ирония, взгляд, от которого
чувствуешь себя пустым местом. Или когда тебя
подчеркнуто игнорируют.
– А я бы, если бы был директором, постарался бы
никогда клеймо не ставить на учителей и детей. А
то ведь в школе любят ребенку навешивать ярлык:
«Вася-дурак». А я начинаю с ним работать и вижу,
что мальчик-то не глупый, интересный. Мне и самому
есть чему у него поучиться. А вот что мне в школе
больше всего не нравится – это сплетни. Причем
сплетничают и обсуждают кого-то за глаза. А
приходит этот человек – и ему тут же улыбаются,
как будто не про него только что гадости
говорили. Если тебе в ком-то что-то не нравится, ты
ему это скажи, а не за спиной обсуждай.
Учитель – профессия бумажная?
– В конце первой четверти моего первого
года работы в школе меня отчитывали на педсовете
за то, что я испортил журнал, то есть неправильно
его заполнил. Но ведь в педучилище ни слова не
говорили о том, как надо вести журнал; в институте
об этом тоже не говорят. Хорошо, вступилась за
меня одна учительница: раньше, говорит, всем
молодым учителям наставников давали, с них и
спрашивали...
– Школьный журнал – это вообще малопонятная
вещь. Например, сначала ведем страничку по ОБЖ,
потом оказывается, что этой странички вообще
быть не должно, оценки по этому предмету ставить
не надо.
– Учитель обязательно ведет для себя журнальчик,
который ничего общего не имеет с классным
журналом. Классный журнал ни о чем реальном не
сообщает, он говорит только о том, что должно
происходить. А вот свой собственный журнальчик –
это другое дело.
– Вот же один из источников тотальной
фальшивости школьной жизни! Для себя ведем одни
записи, а в официальный журнал записываем что-то
совсем другое – то, что полагается по инструкции.
И никаких пометок о реальных событиях урока мы не
имеем права туда ставить! Представьте себе: идет
корабль, а в его бортовом журнале записано не то,
что происходит на самом деле, а то, что было
запланировано на берегу. Любому понятно, что цена
такому журналу – грош. А для школы такая ситуация
– норма.
– Так вот нас и ругают, если мы в этом журнале
правду напишем, что было.
– И с каким учителем ни беседуешь, все отчетливо
понимают абсурд этой ситуации. Никто не понимает,
зачем нужен классный журнал в том формате, в
котором он сейчас существует.
– Да у нас все построено на двойной бухгалтерии!
Для школы такие журналы выгодны, потому что по
журналам она подгоняет успеваемость. Для
вышестоящих органов удобно контролировать – не
надо думать о том, что происходит на самом деле,
достаточно контролировать состояние
отчетности… Вот и получается, что с учителя
требует администрация, со школьной
администрации – более высокая администрация, с
нее – еще более высокая. А на самом верху сидят,
наверное, люди, которые если и имели отношение к
школе, то только в глубоком детстве. Отсюда и все
проблемы. Отсюда и искусственная отчетность,
порочный круг. И вообще у учителя масса времени
уходит на бумажки. И получается, что эта двойная
бухгалтерия кому-то выгодна.
– Но как разрушить это царство двойной
бухгалтерии и искусственной отчетности? Ведь
школа буквально в капкане этой двойной
бухгалтерии. Тот же директор срывается на
молодом учителе не от хорошей жизни – от
огромного количества страхов, которые на него
давят. Прежде всего – страхи проверок, страхи
отчетности. Вот и озабочен директор состоянием
отчетности, а не живым содержанием учебного
процесса, не помощью молодым педагогам в
реальных педагогических проблемах. Он раб
системы вертикальной отчетности! И это то, что
сильно отравляет жизнь учителя.
– Столько времени уходит на разную отчетность –
страшно сказать. А самое главное – это же
совершенно бессмысленная трата времени, это
работа, от которой не получаешь никакого
удовлетворения, которая страшно изматывает. Сами
смотрите. В конце каждой четверти (или триместра)
– отчет учителя-предметника: сколько часов ты
провел, что ты делал, сколько человек посетили,
были ли тесты. Все, что ты писал до этого в
журнале, нужно еще раз расписать. И все надо
обсчитывать. Вот у меня была нагрузка 39 часов,
очень много предметов: информатика, история,
москвоведение, граждановедение… По каждому
классу – сколько часов и по какому предмету.
Сидишь с кипой журналов и все это выбираешь. А в
конце каждого отчета пишешь отдельно фразу, что
программа пройдена. Зачем все это, коли есть
журнал? Другая бумажка – качество знаний. По
каждому классу подсчитывается, сколько пятерок,
четверок, троек, двоек, потом по сложным формулам
высчитывается средний балл (как средняя
температура по больнице). Классный руководитель
сдает к тому же график успеваемости по всем
предметам… А еще тематическое планирование,
график контрольных работ, план воспитательной
работы, отчет по эксперименту и так далее. Ну
ладно, я компьютерщик – сочинила себе программу
и все делаю в три раза быстрее, чем остальные.
– После такой работы чувство полного
опустошения.
– Или вот в сентябре сдаем поурочное
планирование. Но это же чистая отписка. Потому
что никто не может сказать, за сколько часов этот
конкретный класс, эти конкретные дети поймут
конкретную тему. Мы же работаем с живыми детьми. И
цель моя не с графиком состыковаться, а научить
чему-то реального ребенка. И это тоже вопрос
профпригодности. Если учитель профпригоден, он
будет учить детей, несмотря на то, что выбивается
из плана, а если нет – то просто напишет
правильную бумажку. К сожалению, именно такие
«писатели» на особенно хорошем счету у
администрации. Или вот еще: как можно в начале
года сказать, что 5 мая я поведу детей в музей
зоологии? А если музей не будет работать в этот
день? Или еще что-то случится? Как я могу
гарантировать, что завтра поведу детей в зоопарк,
а если будет проливной дождь? Нет, если бы мы
просто ориентиры закладывали – это одно. Но
требуют-то от нас именно планирования, и кто
лучше выполняет свой план и отчитывается за него,
тот на лучшем счету. Вот и получается, что бумаги
перевешивают живое дело.
– Хороший учитель, естественно, поведет детей и в
музей, и в зоопарк, и дети у него напишут об этом
походе. А вот от формальной отчетности для него
пользы никакой нет. Если бы мы не тратили столько
времени на бумажки, мы гораздо больше могли бы
отдавать детям.
В капкане оценивания
– Совсем непонятно и то, какую роль в
школе играют оценки. Вот я, к примеру, практически
не могу пользоваться оценкой как инструментом
стимулирования, поддержки ребенка. У меня
ребенок в первом классе полгода сидел и не читал.
Просто русский язык для него неродной. Но сидит и
внимательно слушает. А я ему должна двойки
ставить! Но вот проходит еще полгода, и ребенок
уже читает. Читает хуже норм первого класса, но он
же проделал большую работу, прошел длинный путь.
А я ему все ту же двойку-тройку должна ставить,
так как же он будет работать дальше? Куда ему
стремиться, если он понимает, что у него всегда
тройка будет?
– Или веду я коррекционный класс, а мне говорят,
что я не имею права ставить ни двойки, ни
пятерки… А если у девочки фантастический
прогресс – как я могу это отметить в журнале? Да
никак. Не имею права. Потому что в журнале должны
быть не реальные оценки, а… кем-то заранее
запланированные. Вот уж абсурд так абсурд! У
девочки такой прогресс, что я должна ей шестерку
ставить, а не пятерку, но вынуждена… тройку.
– Получается, что у меня есть журнал для тех, кто
все эти нормы пишет, и журнал для ребенка. И это
совершенно разные журналы.
– А с другой стороны, как быть отличнику, который
видит, что пятерка и у него, и у того, кто старался,
но уровень знаний все-таки другой. У него тоже
возникает вопрос, а зачем я буду напрягаться? Или
когда дети понимают, что оценка все равно будет
поставлена та, которая требуется школьной
отчетностью! Смотрит такой на тебя иронично и
говорит: все равно же «два» не поставите за год!
Дети-то все прекрасно знают и понимают!
– Так что если бы журнал существовал не для
формальной отчетности, а только для учителя и
ребенка, в нем бы было неизмеримо больше пользы. И
снова все упирается в двойной стандарт школьного
существования.
...И придет директор без страхов
– У меня есть надежда на новое поколение
учителей – на поколение тех, в ком меньше страха.
Только они смогут вырваться из тех порочных
кругов, в которых сегодня запуталась наша школа.
Ведь кто-то из тех, кто сегодня пришел в школу,
через десять лет станет директором школы или
начальником управления образования.
– Между прочим, в нашем округе руководство не
боится ставить молодых директоров. А это люди уже
с другими взглядами, с другими подходами к
руководству. У них другая психология. Они
по-другому систему видят. Может быть, они смогут
постепенно поворачивать систему лицом к
реальному делу, а не к производству все новой и
новой отчетности.
Фото В.Строковского
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|