КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
С волками жить…
попытался охотник из фильма
“Весьегонская волчица”, и что из этого вышло
В канун Дня российского кино, который
отмечается 27 августа, довольно широко (в
пятидесяти кинотеатрах России) вышла новая
отечественная картина с завлекательным
названием «Весьегонская волчица». Появление
этой ленты на наших экранах в промежутке между
заграничными мистическими фильмами (вроде уже
прошедшего «Ван Хельсинга» и скоро ожидающейся
«Ромасанты: Охоты на оборотня») воспринимается в
некоем таинственном ключе. Кажется, что это будет
очередная загадочная история про ночные
превращения людей в животных. Или хотя бы нечто
криминальное – типа недавнего нашего «Егеря»,
где ведь тоже речь идет о провинциальном
охотнике, правда вступающем в поединок с более
хитрыми и опасными созданиями из рода
человеческого. А когда начинаешь смотреть
картину Николая Соловцова, который, оказывается,
снял немало киноработ с участием зверей (в
частности, медведей), то в первой половине
повествования испытываешь определенное
разочарование: твоему вниманию предложено
вполне старомодное произведение в духе почти
шестидесятилетней давности «Белого клыка»
Александра Згуриди, чьим учеником как раз
является Соловцов.
Сравнительно
молодой герой ленты Егор на самом деле
потомственный охотник из села около вовсе не
выдуманного районного города Весьегонска, что
находится в Тверской области. Он неоднократно
пытается выследить волчицу, задирающую скот в
деревне, и однажды зимой чуть не оказывается ее
жертвой, но успевает забраться на дерево. Когда
же Егору наконец удается найти столь дерзкого
зверя и ранить его, у охотника вдруг пробуждается
жалость к умирающей волчице. Взяв ее в свой дом и
даже выходив наперекор возмущенным
односельчанам, Егор постепенно привязывается к
дикому животному, которое, как ни странно, тоже
признает в нем защитника и… заботливого
«сородича по стае», поскольку вряд ли бы волчица
стала относиться к человеку, как собака по
отношению к собственному хозяину. Однако люди и
волки не могут жить рядом – и Егору придется рано
или поздно сделать мучительный выбор.
Интересно, что по мере развития действия
«Весьегонская волчица» приобретает неожиданно
возникающие совершенно далекие ассоциации,
причем вообще политического свойства. Это кроме
несомненно прочитывающегося посыла о
необходимости терпимого сосуществования людей и
зверей в одном экологическом пространстве,
которое может быть нарушено из-за необдуманного
стремления «исправить недостатки
Матери-Природы». Допустим, если вспомнить, что на
флаге самопровозглашенной республики Ичкерии
(то есть Чечни) был запечатлен именно волк, то
фильм о непростых отношениях охотника и волчицы
(кстати, актер Олег Фомин рискнул сниматься с
настоящими волками, хоть и взятыми не из леса, но
все равно небезопасными при прямом контакте с
ними) оказывается весьма актуальным
произведением, касающимся почти неразрешимой
проблемы совместного проживания тех, кто
находится в состоянии глухой вражды друг с
другом.
Разумеется, картина Николая Соловцова не дает (и
вряд ли может дать) своего рода рецепт для
взаимного примирения противостоящих сторон, как
и ее герою точно не удастся когда-нибудь прийти к
душевному равновесию, которого он лишился после
того, как был вынужден расправиться с диким
зверем, успевшим стать лично для него тем
«прирученным» созданием, за кого следует быть в
ответе. Есть такая нелицеприятная русская
поговорка: «С волками жить – по-волчьи выть». В
«Весьегонской волчице», пожалуй, впервые это
ставится под сомнение.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|