Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН 

Александр ЛИПКОВ

“Гениус локи” – дух места

Его ищут вместе со своими героями мастера неигрового кино

Хочу представиться. Зовусь Александр Липков. Профессия – кинокритик. В ней я уже без малого сорок лет. Интересовало меня прежде всего кино игровое: оно было открытием и кино как искусства, и его великих мастеров, имена которых завораживали своей мощью, а фильмы потрясали проникновением в человеческий мир. Но где-то в момент, по времени совпавший с перестройкой, центр интереса вдруг круто сместился. То ли потому, что “великие” стали уходить, то ли потому, что изменилось само кино в мире, да и сам мир резко поменялся. Но, так или иначе, документальное кино вдруг стало потрясающе интересным – магнетизмом факта, правды, подлинности жизни. С тех пор более всего и пишу, и думаю о документалистике, да и сам нередко выступаю как сценарист. Потому обрадовался, когда “ПС” предложило мне рассказать своим читателям о проблемах документального экрана и его фильмах.
С чего начну? Начну с тенденций, которые в документалистике всегда были, а сейчас еще более обострились. Из последних лент наиболее очевидны они в двух – “Гениус локи” Сергея Ландо (он же вместе с А.Филипповым и оператор) и “О любви” Тофика Шахвердиева, выступающего в едином лице как сценарист, режиссер и оператор. Обе работы талантливые, мастерские, смотреть их – одно удовольствие.
“Гениус локи” снят замечательно красиво, со вкусом, с ощущением бесконечности возможностей изображения, его способности передать тысячи оттенков света, цвета, воздушных переливов утра, дня, вечера, колеблющегося тумана и яркого солнца. Все-таки как замечательно красив Петербург, когда увиден глазами художника! Точнее, художников. Поскольку Петербург в фильме передан таким, каким видят, понимают, ощущают его художники – не только сами авторы, но и их герои, выражающие это видение в своем творчестве, – живописец, график, скульптор Михаил Шемякин, балерина Ульяна Лопаткина, композитор Олег Каравайчук. Это город столь же реальный, сколь и ирреальный, воображаемый, мешающий явь с фантастикой и фантасмагорией. “Гениус локи” – в переводе с латыни “дух места”. Видение этого духа, каким его предлагают нам авторы, передано завораживающе.
В “О любви” Шахвердиева изображения словно бы и не замечаешь вообще, хотя, что говорить, автор в этом деле отлично разбирается, не раз выставлял свои фотоработы на выставках; в пренебрежении к “картинке” его не уличишь, но здесь просто гораздо важнее другое. Все наше внимание, больше того – наша любовь, неотвратимо возникающая и все более крепнущая по мере знакомства с героями, отданы им. Их двое – мальчик и девочка лет восьми-девяти, обоих по совпадению зовут Женями. У мальчика церебральный паралич, его не слушаются ноги, без посторонней помощи он передвигаться не может. Девочка родилась без рук – последствия нашего замечательного отношения к экологии. И он, и она поражают своим жизнелюбием, наполненностью своего внутреннего существования. Нельзя без улыбки слушать, как мальчик рассказывает о своих любовных переживаниях: сначала он любил Аню, а теперь любит Наташу, и это у них очень серьезно. А девочка не перестает поражать нас своим умением обходиться без рук: она и пишет, зажав ручку между пальцами ног, и управляется ими на компьютере, и чистит зубы, и шьет, и бабушку тоже обнимает ногами. Родители от нее отказались в роддоме. Бабушка, как ее ни отговаривали, взяла внучку к себе. Теперь они обе счастливы, что есть друг у друга.
Оба фильма уже отмечены фестивальными призами, они, не сомневаюсь, не последние. “Гениус локи” получил диплом за изображение на фестивале “Летопись” в Киеве, “О любви” – “Золотого кентавра” за лучший короткометражный фильм на XIV Санкт-Петербургском фестивале “Послание к Человеку”. И еще одна награда того же фестиваля – Приз имени Павла Когана с пятьюстами долларов в придачу – вручена героям фильма, его блистательным “звездам”. Последняя награда кажется мне особенно драгоценной. Прежде всего потому, что всегда с любовью вспоминаю Пашу, замечательного человека, Документалиста с большой буквы, с которым мне повезло делать фильм о Сергее Урусевском. И потому еще, что эта награда – героям фильма. Это не просто материальная поддержка, и она им наверняка пригодится. Это подтверждение той жизненной установки, которая в этих маленьких людях уже живет, прочно заложена в них взрослыми, их воспитывающими. А суть ее в том, что главная награда ими уже получена – счастье родиться на свет. Пусть даже, увы, инвалидами. А вот души у них полноценные, полноценнее, чем у многих – и детей, и взрослых. Будем надеяться, что им еще выпадет обрести свою большую, “взрослую”, настоящую любовь, но способность любить искренне и сильно в них уже живет, светится в их глазах. И вот этот свет лично мне дороже всех великолепных композиционных и колористических изысков фильма Ландо (им тоже отдаю дань всяческого уважения). И сам этот путь в документальном кино кажется важнее и плодотворнее. Думаю, самое большое счастье документалиста и самая трудная, благородная его задача – поймать вот этот свет в глазах человеческих, вспыхивающий на редкие, немногие секунды, и озарить его отблесками лица зрителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru