КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН
“Гениус локи” – дух места
Его ищут вместе со своими героями
мастера неигрового кино
Хочу представиться. Зовусь Александр
Липков. Профессия – кинокритик. В ней я уже без
малого сорок лет. Интересовало меня прежде всего
кино игровое: оно было открытием и кино как
искусства, и его великих мастеров, имена которых
завораживали своей мощью, а фильмы потрясали
проникновением в человеческий мир. Но где-то в
момент, по времени совпавший с перестройкой,
центр интереса вдруг круто сместился. То ли
потому, что “великие” стали уходить, то ли
потому, что изменилось само кино в мире, да и сам
мир резко поменялся. Но, так или иначе,
документальное кино вдруг стало потрясающе
интересным – магнетизмом факта, правды,
подлинности жизни. С тех пор более всего и пишу, и
думаю о документалистике, да и сам нередко
выступаю как сценарист. Потому обрадовался,
когда “ПС” предложило мне рассказать своим
читателям о проблемах документального экрана и
его фильмах.
С чего начну? Начну с тенденций, которые в
документалистике всегда были, а сейчас еще более
обострились. Из последних лент наиболее очевидны
они в двух – “Гениус локи” Сергея Ландо (он же
вместе с А.Филипповым и оператор) и “О любви”
Тофика Шахвердиева, выступающего в едином лице
как сценарист, режиссер и оператор. Обе работы
талантливые, мастерские, смотреть их – одно
удовольствие.
“Гениус локи” снят замечательно красиво, со
вкусом, с ощущением бесконечности возможностей
изображения, его способности передать тысячи
оттенков света, цвета, воздушных переливов утра,
дня, вечера, колеблющегося тумана и яркого
солнца. Все-таки как замечательно красив
Петербург, когда увиден глазами художника!
Точнее, художников. Поскольку Петербург в фильме
передан таким, каким видят, понимают, ощущают его
художники – не только сами авторы, но и их герои,
выражающие это видение в своем творчестве, –
живописец, график, скульптор Михаил Шемякин,
балерина Ульяна Лопаткина, композитор Олег
Каравайчук. Это город столь же реальный, сколь и
ирреальный, воображаемый, мешающий явь с
фантастикой и фантасмагорией. “Гениус локи” – в
переводе с латыни “дух места”. Видение этого
духа, каким его предлагают нам авторы, передано
завораживающе.
В “О любви” Шахвердиева изображения словно бы и
не замечаешь вообще, хотя, что говорить, автор в
этом деле отлично разбирается, не раз выставлял
свои фотоработы на выставках; в пренебрежении к
“картинке” его не уличишь, но здесь просто
гораздо важнее другое. Все наше внимание, больше
того – наша любовь, неотвратимо возникающая и
все более крепнущая по мере знакомства с героями,
отданы им. Их двое – мальчик и девочка лет
восьми-девяти, обоих по совпадению зовут Женями.
У мальчика церебральный паралич, его не
слушаются ноги, без посторонней помощи он
передвигаться не может. Девочка родилась без рук
– последствия нашего замечательного отношения к
экологии. И он, и она поражают своим жизнелюбием,
наполненностью своего внутреннего
существования. Нельзя без улыбки слушать, как
мальчик рассказывает о своих любовных
переживаниях: сначала он любил Аню, а теперь
любит Наташу, и это у них очень серьезно. А
девочка не перестает поражать нас своим умением
обходиться без рук: она и пишет, зажав ручку между
пальцами ног, и управляется ими на компьютере, и
чистит зубы, и шьет, и бабушку тоже обнимает
ногами. Родители от нее отказались в роддоме.
Бабушка, как ее ни отговаривали, взяла внучку к
себе. Теперь они обе счастливы, что есть друг у
друга.
Оба фильма уже отмечены фестивальными призами,
они, не сомневаюсь, не последние. “Гениус локи”
получил диплом за изображение на фестивале
“Летопись” в Киеве, “О любви” – “Золотого
кентавра” за лучший короткометражный фильм на XIV
Санкт-Петербургском фестивале “Послание к
Человеку”. И еще одна награда того же фестиваля
– Приз имени Павла Когана с пятьюстами долларов
в придачу – вручена героям фильма, его
блистательным “звездам”. Последняя награда
кажется мне особенно драгоценной. Прежде всего
потому, что всегда с любовью вспоминаю Пашу,
замечательного человека, Документалиста с
большой буквы, с которым мне повезло делать фильм
о Сергее Урусевском. И потому еще, что эта награда
– героям фильма. Это не просто материальная
поддержка, и она им наверняка пригодится. Это
подтверждение той жизненной установки, которая в
этих маленьких людях уже живет, прочно заложена в
них взрослыми, их воспитывающими. А суть ее в том,
что главная награда ими уже получена – счастье
родиться на свет. Пусть даже, увы, инвалидами. А
вот души у них полноценные, полноценнее, чем у
многих – и детей, и взрослых. Будем надеяться, что
им еще выпадет обрести свою большую, “взрослую”,
настоящую любовь, но способность любить искренне
и сильно в них уже живет, светится в их глазах. И
вот этот свет лично мне дороже всех великолепных
композиционных и колористических изысков фильма
Ландо (им тоже отдаю дань всяческого уважения). И
сам этот путь в документальном кино кажется
важнее и плодотворнее. Думаю, самое большое
счастье документалиста и самая трудная,
благородная его задача – поймать вот этот свет в
глазах человеческих, вспыхивающий на редкие,
немногие секунды, и озарить его отблесками лица
зрителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|