КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КУКОЛЬНЫЙ ДОМ
Про Миньку, разоблачившего
фокусника
В Пскове поставлена неизвестная
детская пьеса Сергея Довлатова
Псковский театр кукол прежде всего
необычен своим репертуаром. Конечно, играют и
незабвенного “Гусенка” Н.Гернет, идет и
собственная версия “Красной шапочки”, но есть в
Пскове кое-что (вернее, кое-кто) на зависть многим
российским кукольникам и их зрителям. Там живет
Петрушка. И ему там хорошо, потому что он лучший
друг режиссера Александра Заболотного.
Помогает Заболотному актер и художник Евгений
Бондаренко. По их воле носатый герой в красном
колпаке попадает сначала в русскую народную
сказку про Колобка, спасая своих деда и бабку от
наглого Синего Чудища, а потом, обнявшись на
прощание с Марфушкой, уходит на войну с Гитлером.
“Петрушка и Колобок” и “Петрушка и Гитлер” –
два хита театра, любимых как детьми, так и
коллегами по искусству, что дорогого стоит. Если
на какой-нибудь фестиваль приглашают псковского
Петрушку – удачный вечер его гостям
гарантирован.
С “Петрушкой и Гитлером” псковичи приезжали на
фестиваль “Золотая маска” и показывали свой
спектакль в рамках программы “Russian Case”
специально для иностранных гостей. Зрители
сидели в маленьких касках, даже Кэрролла Дюр,
немецкий театральный критик. И она ничуть не
обиделась, смеялась вместе со всеми. Оказалось,
что цвет хаки молодцеватому балагуру очень даже
к лицу и пилотка с красной звездой пристала.
Заболотного вряд ли можно назвать охранителем
традиций, даже продолжателем не назовешь, менее
всего его балаганный театр похож на музейную
реконструкцию старинного представления.
Петрушка для Заболотного скорее повод
похулиганить за ширмой, повод для игры, смешной и
разнузданной. В его театре дерутся наотмашь и
громко шутят. Как не попробовать в современном
театре такой заманчивый ход: а что бы делал наш
герой, окажись он в пространстве той или иной
сказки, а то и реальной человеческой истории? А
ответ один: Петрушка выйдет победителем из любой
ситуации.
Даже в отсутствие Петра Ивановича Уксусова
получаются непривычные спектакли. Например, с
детства знакомая сказка “Иван Царевич и Серый
Волк” превращается в мистическое действо.
Превращение, преображение – главные темы этого
спектакля.
Рассказчик в лаптях (Евгений Бондаренко)
оборачивается могущественным шаманом-оборотнем,
а кукла волка – его магическим головным убором.
По ходу сказки актер выстраивает на сцене-столе
огромное дерево. Чем дальше от дома уходит герой,
тем выше он поднимается по извилистым веткам.
Пройдя через все страшные испытания, Иван
благополучно спускается вниз, к христианским
корням родного государства, во главе которого он
и становится по завещанию своего отца Берендея –
плоской деревянной марионетки с иконописным
лицом.
Серый Волк вездесущ, он растворен в мире.
Наверное, некая всепомогающая сила не хочет
пугать Царевича и предстает в привычном для его
глаза зверином обличье. В роли Волка выступают и
кукла, и сам актер, и даже загадочная пятнистая
луна, к которой после свадьбы в финале выходит
попрощаться Иван.
В прошлом году Псковский областной театр кукол
праздновал свой сорокалетний юбилей. Но
объективы центральных телеканалов были
направлены не на виновников торжества, а на Елену
и Екатерину Довлатовых, вдову и дочь известного
писателя. Почему же они посетили в этот вечер
Псковский театр кукол?
Дело в том, что Александр Заболотный днем раньше
представил премьеру спектакля “Человек,
которого не было”. Автор пьесы – Сергей
Довлатов. На премьеру и были приглашены столь
почетные гости, которые разрешили театру эту
постановку, будучи полноправными владельцами
всего творческого наследия писателя.
Действие разворачивается в цирке, напоминающем
знаменитый хармсовский “Шардам”. Школьник
Минька Ковалев, утомленный уроками, попадает на
представление. Куда же еще? А там акробаты,
дрессированные звери – раздолье для кукольного
театра, подлинная проверка на мастерство. И
фокусники. Оказывается, мистер Драндулетти
исполняет свои трюки с помощью двойника!
Бесчестный актер посрамлен, Минька торжествует.
Как же случилось, что Псковский театр кукол
поставил пьесу Сергея Довлатова? Не трудитесь
искать ее в собрании сочинений писателя, все не
так просто. У этой премьеры, настоящего
театрального события, весьма увлекательная и
драматическая история.
«…Заканчиваю третью часть романа. Ну и кукольную
пьесу с лживым названием “Не хочу быть
знаменитым”. Она лежит в трех местах. Пока не
вернули. Не могу удержаться…” “…Живу я сносно.
В апреле меня погонят из “Костра” за
благородство и аполитичность. В перспективе –
дубляж и кукольный театр. Столица Удмуртии –
Ижевск, а также Ульяновск и Иваново
заинтересовались моей кукольной драмой. Но все
это адски долго тянется…» Эти отрывки из писем
Довлатова Елене Сакульской напечатаны в
программке не случайно. Переписываю я их тоже
неспроста. Они весьма красноречивы.
1975–1976 год – Довлатов, работая в Пушкинских
горах, присылает свою пьесу в Псковский
областной театр кукол. Увы, тогда ее постановка
не состоялась. И недавно, в 2001 году, нынешний
завлит театра Алексей Маслов нашел пожелтевшие
листки в одном из заваленных пьесами шкафов.
Счастливый случай, давший задел тяжелой работе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|