ТОЧКА ОПОРЫ
С 1999 года в Москве существует очень
необычный театральный коллектив – «Театр
Простодушных». Он не имеет постоянного адреса,
кочуя по сценам московских театров, и его актеры
– семь человек с синдромом Дауна. Режиссер
театра Игорь Неупокоев, профессиональный актер
театра и кино, создавал коллектив в качестве
творческого эксперимента, однако скоро театр
перерос эти рамки и зажил своей самостоятельной
жизнью. В 2001 году после двух лет напряженных
репетиций вышел телевизионный фильм «Повесть о
капитане Копейкине», а премьера театрального
варианта спектакля состоялась в мае 2002 г. на
сцене Театра.Doc.
Сегодня спектакль «Приходите… Завтра?»,
созданный по мотивам гоголевской «Повести о
капитане Копейкине», прочно обосновался в
театре.DOC, каждый год с открытием нового
театрального сезона вновь собирая публику.
Он стал событием в московской театральной жизни
и вывел своих актеров на профессиональный
уровень. Так, Елене Чумаковой предложили
исполнить роль Аленки в радиосериале “Дом 7,
подъезд 4”, идущем на радио “Россия”, а Cергей
Макаров исполнил одну из главных ролей в фильме
“Старухи”. В 2003 году на фестивале “Кинотавр”
фильм получил главный приз – “Золотую розу”. За
исполнение роли Миколки в этом фильме Сергей был
также награжден золотой медалью Ханжонковского
мемориального кинофестиваля.
Этим летом актеры «Театра Простодушных» снялись
в фильме по мотивам своего нового спектакля
“Зверь”. В фильме снялись актеры “Театра
Простодушных”: Сергей Макаров, Елена Чумакова,
Антон Дебелов, Игорь Неупокоев и актриса Театра
Российской армии Ольга Тарасова.
17 июня театру вручили премию “Акция совета
Президента РФ по культуре и искусству по
поддержке российских театральных инициатив”.
С той стороны темноты
– Так вы не знаете, кто такой капитан
Копейкин?
Да ведь это, впрочем, если рассказать,
выйдет презанимательная для какого-нибудь
писателя в некотором роде целая поэма.
Н.В.Гоголь. «Мертвые души»
Не знаю, каким Гоголь замысливал своих
героев, но в пространстве «Мертвых душ» эти
актеры более чем органичны, они в этом
фантасмагоричном воздухе свои, их очертания не
плывут в мареве, а остаются, какими их определила
судьба.
Попытка отстраниться от актеров, сосредоточась
на неком художественном целом спектакля,
приводит к странному видению: чудится, что здесь,
в маленьком подвале, в белой от софитов пустоте
меж черных стен, воплощается самый дух «Повести о
капитане Копейкине» – дух косноязычный,
лепечущий, но захватывающий полностью. И к
зрителю, втянутому по самые зрачки в выморочный
гоголевский водоворот, вдруг приходит четкое
понимание, что смысл действа не в том, что играют
Гоголя, а в том, что играют именно так и именно они
– особые люди.
Нет
дистанции между актером и ролью, нет самого
актера, личность его расплавлена в персонаже. И
банальность «не играют, а живут» перестает быть.
Вот они – действительно проживают, прожигают
каждую сценическую секунду с такой полнотой и
интенсивностью, какие спалили бы не раз любого
профессионального актера. Эти простодушные,
слишком живые души играют «Мертвые», и играют
блестяще.
Они плоть и кровь, само существо спектакля,
имеющего мало общего с арт-терапией и прочими
формами-костылями социального
вспомоществования. Это театр откровенных и театр
откровения прежде всего для нас, живущих с той
стороны темноты. Как ни крути хвосты своим
комплексам, как ни пытайся отстраниться от
заведомого знания «ну мы-то понимаем, это ведь…»
перед походом на «Приходите… Завтра?», все равно
у большинства возникнет то трудноуловимое
чувство, от которого потом хочется вымыть душу с
мылом. Но когда человек спускается в подвальчик
театра.DOC, садится на стул и начинает смотреть, а
потом и постепенно видеть, то гоголевский план
спектакля отступает куда-то очень далеко,
уступая место колоссальному вихрю эмоций и
мыслей о сути и границах человека.
Неупокоеву, режиссеру и главному сценическому
мотору, постоянно взвинчивающему действие,
удается бесхитростной почти неигрой своих
подопечных затрагивать в спектакле какие-то
энергии космического масштаба. Некая
человеческая общность проступает в этих лицах, и
смутным гулом какой-то подъязыкой глубины
наполнена их задыхающаяся, прерывистая нервная
речь. Пожалуй, это единственный театр, где ошибки
актеров, вернее, обыкновенный, банальный
человеческий героизм в борьбе с ошибками своей
природы, доставляют зрителю больше переживаний,
чем верная игра. Постоянное преодоление,
перерастание себя делает этот театр столь
отличным от других. Здесь не играют – здесь живут
вечные дети, с лихвой восполняющие недостачу
способностей избытком души. Превращают сцену в
коллективное «зеркало для героя», и вопрос «над
кем смеетесь?» в их устах начинает звучать как-то
уж совсем не по-детски.
Недаром в названии спектакля спрятан
вопросительный знак, он обращен к зрителям, и у
них спрашивается: «А вы придете завтра?»
Приду, ребята.
Фото С. БУХАРОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|