Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТОЧКА ОПОРЫ 
 

С 1999 года в Москве существует очень необычный театральный коллектив – «Театр Простодушных». Он не имеет постоянного адреса, кочуя по сценам московских театров, и его актеры – семь человек с синдромом Дауна. Режиссер театра Игорь Неупокоев, профессиональный актер театра и кино, создавал коллектив в качестве творческого эксперимента, однако скоро театр перерос эти рамки и зажил своей самостоятельной жизнью. В 2001 году после двух лет напряженных репетиций вышел телевизионный фильм «Повесть о капитане Копейкине», а премьера театрального варианта спектакля состоялась в мае 2002 г. на сцене Театра.Doc.
Сегодня спектакль «Приходите… Завтра?», созданный по мотивам гоголевской «Повести о капитане Копейкине», прочно обосновался в театре.DOC, каждый год с открытием нового театрального сезона вновь собирая публику.
Он стал событием в московской театральной жизни и вывел своих актеров на профессиональный уровень. Так, Елене Чумаковой предложили исполнить роль Аленки в радиосериале “Дом 7, подъезд 4”, идущем на радио “Россия”, а Cергей Макаров исполнил одну из главных ролей в фильме “Старухи”. В 2003 году на фестивале “Кинотавр” фильм получил главный приз – “Золотую розу”. За исполнение роли Миколки в этом фильме Сергей был также награжден золотой медалью Ханжонковского мемориального кинофестиваля.
Этим летом актеры «Театра Простодушных» снялись в фильме по мотивам своего нового спектакля “Зверь”. В фильме снялись актеры “Театра Простодушных”: Сергей Макаров, Елена Чумакова, Антон Дебелов, Игорь Неупокоев и актриса Театра Российской армии Ольга Тарасова.
17 июня театру вручили премию “Акция совета Президента РФ по культуре и искусству по поддержке российских театральных инициатив”.
Алексей ОЛЕЙНИКОВ

С той стороны темноты

– Так вы не знаете, кто такой капитан Копейкин?
Да ведь это, впрочем, если рассказать,
выйдет презанимательная для какого-нибудь
писателя в некотором роде целая поэма.

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»

Не знаю, каким Гоголь замысливал своих героев, но в пространстве «Мертвых душ» эти актеры более чем органичны, они в этом фантасмагоричном воздухе свои, их очертания не плывут в мареве, а остаются, какими их определила судьба.
Попытка отстраниться от актеров, сосредоточась на неком художественном целом спектакля, приводит к странному видению: чудится, что здесь, в маленьком подвале, в белой от софитов пустоте меж черных стен, воплощается самый дух «Повести о капитане Копейкине» – дух косноязычный, лепечущий, но захватывающий полностью. И к зрителю, втянутому по самые зрачки в выморочный гоголевский водоворот, вдруг приходит четкое понимание, что смысл действа не в том, что играют Гоголя, а в том, что играют именно так и именно они – особые люди.
Нет дистанции между актером и ролью, нет самого актера, личность его расплавлена в персонаже. И банальность «не играют, а живут» перестает быть. Вот они – действительно проживают, прожигают каждую сценическую секунду с такой полнотой и интенсивностью, какие спалили бы не раз любого профессионального актера. Эти простодушные, слишком живые души играют «Мертвые», и играют блестяще.
Они плоть и кровь, само существо спектакля, имеющего мало общего с арт-терапией и прочими формами-костылями социального вспомоществования. Это театр откровенных и театр откровения прежде всего для нас, живущих с той стороны темноты. Как ни крути хвосты своим комплексам, как ни пытайся отстраниться от заведомого знания «ну мы-то понимаем, это ведь…» перед походом на «Приходите… Завтра?», все равно у большинства возникнет то трудноуловимое чувство, от которого потом хочется вымыть душу с мылом. Но когда человек спускается в подвальчик театра.DOC, садится на стул и начинает смотреть, а потом и постепенно видеть, то гоголевский план спектакля отступает куда-то очень далеко, уступая место колоссальному вихрю эмоций и мыслей о сути и границах человека.
Неупокоеву, режиссеру и главному сценическому мотору, постоянно взвинчивающему действие, удается бесхитростной почти неигрой своих подопечных затрагивать в спектакле какие-то энергии космического масштаба. Некая человеческая общность проступает в этих лицах, и смутным гулом какой-то подъязыкой глубины наполнена их задыхающаяся, прерывистая нервная речь. Пожалуй, это единственный театр, где ошибки актеров, вернее, обыкновенный, банальный человеческий героизм в борьбе с ошибками своей природы, доставляют зрителю больше переживаний, чем верная игра. Постоянное преодоление, перерастание себя делает этот театр столь отличным от других. Здесь не играют – здесь живут вечные дети, с лихвой восполняющие недостачу способностей избытком души. Превращают сцену в коллективное «зеркало для героя», и вопрос «над кем смеетесь?» в их устах начинает звучать как-то уж совсем не по-детски.
Недаром в названии спектакля спрятан вопросительный знак, он обращен к зрителям, и у них спрашивается: «А вы придете завтра?»
Приду, ребята.

Фото С. БУХАРОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru