ПОДОРОЖНАЯ ГРАМОТА
Индия — тест на избитую европейскую
тему “Жить сегодняшним днем”. Индия и есть
сегодняшний день. На первый взгляд ее жизнь –
смесь надежды и отчаяния, ежесекундная борьба за
существование и размеренное, плавное движение в
гармоничном, сверкающем мире. Одно не
противоречит другому. Просто здесь понимаешь,
что есть вещи, почти недоступные нашему уму.
Избитая максима “жить сегодняшним днем” пришла
в Америку и Европу с Востока, отсюда же, из Индии.
Об этом говорили европейцам Вивекананда,
Раджниш, и европейская цивилизация подхватила ее
как идею. Подобно тому как некогда поднимала на
щит идеи просветителей, марксизм. Но в Индии это
не идея, а естественное состояние человека в
мире. И для европейского сознания это состояние
почти недоступно — хотя бы потому, что, помимо
заботы о завтрашнем дне, здесь расстаешься с
другой половинкой ценностей, “наработанных”
западной цивилизацией. С представлениями о
значимости человеческого “я”, личности. А это
для нас почти невозможно, по крайней мере —
настолько болезненно, что игра не стоит свеч.
Вместе с прежними представлениями мы рискуем
потерять куда больше, чем способны обрести,
прикоснувшись к иной культуре и иным
представлениям. И об этом говорит, буквально
вопиет каждая улочка любого индийского города.
Мы можем почувствовать иное, мы способны на
потрясение и преображение, когда прикасаемся к
индийской культуре. Но не более того. Наш
сегодняшний день остается нашим днем, перед ним
неизбежно стоит вчера, за ним следует завтра. Тут
же все происходит совсем иначе.
Дорога
…Я еду с севера Индии на юг. По той самой
Дороге, на которую все время норовил убежать
киплинговский Ким. С тех пор Дорога не слишком
изменилась, разве что покрылась асфальтом. Дух и
смысл у нее все те же. Это единственный колесный
путь, который пересекает всю Индию, начинаясь в
Шринагаре, и, пройдя через Дели, серой стрелой
бросается к Индийскому океану. Стремительное
движение, не прекращающееся много веков. И сейчас
вдоль нее, на заежках – в транзитных городках –
живут тысячи мальчиков, подобных Киму. Они так же
с бесстыжими, веселыми и пронзительными глазами
просят милостыню, в которой не слишком нуждаются,
и норовят запрыгнуть в проезжающий туристский
автобус, чтобы он увез их куда-нибудь на край
света навстречу приключениям по Дороге. Им
интересно все на свете. Они хватают любую новость
с полуслова, они учатся иностранной речи из
возмущенных отповедей туристов, они
подслушивают, подглядывают, запоминают. Дорога –
их университет.
Сегодня по Дороге идут потоки машин, военные
конвои, туристические автобусы с теми, кого еще
недавно тут именовали сахибами – бледнолицыми.
Теперь они уже не все на одно лицо. Голландцы,
немцы, американцы, австралийцы, израильтяне –
гигантская разница! Впрочем, все они одинаково –
лучше или хуже – говорят по-английски. И все
одинаково – лучше или хуже – подают милостыню.
Нужно только изловчиться, запрыгнуть в автобус
на остановке (или когда он застрянет в одной из
многочисленных пробок на горной дороге, а двери
будут открыты) и... Какая разница, что ты им
наплетешь на непонятном языке? Чем непонятней,
тем лучше. Если почувствуешь, что времени хватает
и кондуктор не спешит тебя выпроводить (так
заведено – кондуктор всегда дает попрошайкам
время, чтобы испытать судьбу), можно спеть
протяжную жалостливую песню. Лучше на бенгали,
или урду, или на гуджрати, в конце концов – на
хинди. Ни в коем случае не показывать, что знаешь
английский. Они не должны догадаться, что всю
ночь ты просидел за компьютером в Интернете. Что
ты собираешь не на пропитание, а на новый
хард-диск. Что это ты написал тот самый вирус,
который в прошлом году подвесил все машины в
Пентагоне. Побольше странного! Они это любят. Ты
для них экзотика. И если каждый пассажир даст по
рупии... Но нет, такого не бывает, да и ты, конечно,
в этом автобусе не первый... Ну хотя бы пять–семь
рупий с автобуса – вот и достаточно, чтобы день
начался хорошо. Просто превосходно начался этот
день!
За окном горы сменяются яблоневыми садами,
трактирчики попроще – трактирчиками пошикарней.
Неизменна только придорожная пыль и босоногая
детвора. Сто, двести лет змеится Дорога,
пересекающая Индию с севера на юг. Сто, двести лет
на ней каждый день незаметно начинается Большая
игра, о которой писал когда-то Киплинг. И его Ким,
странный мальчик, одаренный всеми талантами на
свете, каждый божий день воскресает для этой
Большой игры. Иногда он становится Кимом Филби,
похищающим секреты у великих мира сего с той же
легкостью, как придорожные мальчишки
выцыганивают здесь рупии. Но чаще их имена
скрывает Дорога.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|