УЧЕБНИКИ № 76
Как Вовочка изучал на уроке женские
ножки
Сизанов А.Н., Хриптович В.А.
Модульный курс профилактики курения.
М.: Вако, 2004
Это не новый анекдот. Это очередное
учебное пособие.
Дословно воспроизвожу одно из заданий:
“Представьте, что в компании, на вечеринке вы
встретили 6 девушек, сидящих в зале. Позиции их
ног перед вами”. Иллюстрация: 6 нижних половин
женского тела, слегка прикрытых мини-юбками. “В
течение 20 сек. из 6 позиций выберите две: той
девушки, чья поза вам кажется наиболее
привлекательной и не склонной к курению; и той,
которая, судя по позиции ног, вас менее всего
привлекает, и она склонна к курению. Затем среди
обозначенных в тексте номеров позиций положения
ног (они соответственно и обозначены: наиболее и
наименее) найдите полученное вами сочетание и
прочитайте “характеристику” – не только свою,
но и той девушки, которая лучше других подходит
вам в качестве будущей спутницы жизни. Если же вы
останетесь недовольны результатом, выберите
позиции положения ног еще раз, но уже будьте
внимательнее” (с. 203).
Вы спросите: какое это имеет отношение к
профилактике курения? Отвечаю честно: понятия не
имею. Рецензируемая книга – не простой курс, а
“модульный”. “Модули” – это, если кто не в
курсе, обрывки, надерганные из разных отраслей
знания. Замена традиционных научных дисциплин на
модули – важнейшая составляющая Болонского
лохотр… простите, “Болонского процесса”.
Как решали бы проблему профилактики курения
педагоги, воспитанные в советской тоталитарной
традиции? Соответствующий параграф включается в
курс анатомии и физиологии человека. Основное
содержание – данные медицинской науки +
иллюстрации, которые дают наглядное
представление о раке легких, гортани или о таких
“безобидных” на онкологическом фоне
заболеваниях, как ХОБ (хронический обструктивный
бронхит). Заметим для сравнения, что в модульном
курсе иллюстрации практически отсутствуют, если
не считать таковыми пару плакатиков типа
“Подумай!” (и вышеупомянутые ножки). Поскольку
никотиновая зависимость – болезнь социальная,
параграф следовало бы дополнить сюжетами из
области психологии (пресловутое “а слабо тебе!”
как механизм манипулирования подростком) и
новейшей истории, т.е. опытом тех зарубежных
стран, например США, которые успешно сочетают
антиникотиновую пропаганду с государственным
принуждением по отношению как к самим
курильщикам, так и к табачным компаниям
(разорительные штрафы и налоги). С помощью
учителя химии можно поставить опыт с простеньким
самодельным кальяном: во что превращается вода,
через которую пропустили дым от сигареты. Как эта
жидкость выглядит и пахнет. Вывод: нужно быть
настоящим бараном, чтобы платить деньги за то,
что твои легкие превращаются в помойку для дряни,
которой американцы и европейцы не хотят
травиться сами, потому-то табачные корпорации и
сбывают ее в “третий мир”.
Проблема курения довольно проста: с одной
стороны, объективное научное знание, с другой –
безволие, глупость и корыстное их использование
заинтересованными господами. Это можно
объяснить любому нормальному подростку на
пяти-шести страничках. И не ровен час, он и в самом
деле бросит сигарету. Вокруг чего же тогда
проводить бесконечные социологические
исследования, тестирования и просто словопрения
по мотивам курения, мотивам отказа от курения,
мотивам отказа от отказа от курения и т.д. по
принципу “у попа была собака”?
Вот тут-то мы и вырываемся из тумана холодного
прошлого (тоталитарного) на широкий простор
“Открытого общества”. “Модульный курс” – это
270 стр. мелким шрифтом почти без иллюстраций. Чем
же они заполнены? Введение – “Методический
инструментарий модульного курса”. Написано
живым и ясным русским языком, языком Пушкина и
Ключевского:
“Стратегическая целостность определяет единую,
целостную стратегию
оздоровительно-профилактической деятельности,
обуславливающую основные направления и
конкретные мероприятия для образовательного
учреждения; многоаспектность предполагает
позитивное развитие ресурсов личности…” (с. 6).
Основной объем книги – планы конкретных занятий,
расположенные в порядке возрастающей (как бы)
сложности: “5 класс” “6 класс” и т.д. На учебный
год приходится по восемь уроков профилактики
курения. Материалы к ним подобраны с
исключительной фантазией. Первое же задание в
пособии озаглавлено “Мордашка – зеркало души”,
к курению имеет не больше отношения, чем женские
ножки, и адресовано, как я с изумлением обнаружил,
не пятиклассникам, а их наставникам, которых
таким образом готовят к миссии модульного
педагога. Обрывки медицинской информации
соседствуют со стихами А.С.Пушкина –
воспроизведен полный текст стихотворения “Я
памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое
надо рассмотреть с точки зрения… “комплекса
неполноценности” (с. 252). Канцелярский
“методический инструментарий” перемежается
детсадовскими играми. Восьмиклассникам (!) на
полном серьезе предлагается задание “Веселые
животные”: “…двигаются по кругу, изображая по
сигналу ведущего какое-либо животное” (с. 134). А
как вам нравится такое занятие: “Ученики
становятся в круг, держась за руки. Каждый по
очереди говорит: “Я могу сказать “нет” табаку!”
После каждого высказывания вся группа повторяет
эту фразу, ритмично хлопая в ладоши” (с. 107).
Похоже на вальдорфскую школу, где урок геометрии
состоит в том, что 13-летние подростки
раскрашивают в разные цвета круги и
треугольники. Если авторы пособия в чем
последовательны, то как раз в пропаганде
подобного рода педагогики торможения. “Если
ученик высказывает ложное представление или
неправильное суждение, отреагируйте на это
примерно так: “Многие школьники и взрослые
согласились бы с тобой. Однако известно, что…”
Таким образом, ученик не будет поставлен в
неловкое положение…” (с. 10). Рекомендации типа
разрешите покапризничать (с. 37) разбросаны по
всей книге.
Вы спросите: есть ли в ней что-то ценное? Есть. Но
обрывки знаний тонут в пустословии. “Вы,
наверное, уже поняли, о чем речь: курение – это не
причина всяких медицинских ужасов (?! – И.С.) Это
просто еще один признак того, что человек
чересчур и часто понапрасну озабочен миром, в
котором он живет…” (с. 60). Полезный вывод, не
правда ли? “Информ-дайджест “Что ждет тех, кто
откажется от курения?” (с. 221 и далее) устрашает
муками абстиненции. Он явно заимствован из
взрослой литературы. Но школьники, как правило,
курильщики с очень небольшим стажем, у них это
еще не болезнь, а дурная привычка в прямом смысле
слова. Зачем же пугать понапрасну? Чтобы
“научно” обосновать элементарное безволие? Мол,
я бы и рад бросить, но с первого же дня без
сигареты у меня до того усилился кашель и так
замучили запоры, да к тому же еще позвали на день
рождения к приятелю – волей-неволей приходится
снова закурить.
Специальное занятие посвящено рекламе. Казалось
бы, цель благая – предостеречь от излишней
доверчивости. Но как она решена? Параграф
начинается словами: “Реклама – это процесс
информирования населения о товаре, ознакомления
с ним, убеждения в необходимости его покупки”.
Далее – три страницы наукообразной зауми про
“когнитивные компоненты” (с. 152 и далее). Спору
нет – реклама как информирование действительно
существует. Но она занимает небольшой сектор
рекламного рынка и обращена по преимуществу к
профессиональному потребителю. То, с чем
повседневно сталкивается подросток, – никакое
не информирование о товаре, а откровенное
промывание мозгов. Применительно к нашим
баранам: какая, скажите на милость, информация о
сигаретах содержится в плакате “Качество в
новом измерении” (это бессмысленный набор слов)
или в групповом фото жизнерадостных придурков,
которые, затянувшись пару раз, оказались на за-
морском курорте? То главное, что нужно сказать о
рекламе, уже сказано довольно простыми словами в
сказке “Золотой ключик” (бессмертные образы
лисы Алисы и кота Базилио). Если вы действительно
заботитесь о ЗОЖ (здоровом образе жизни) –
приучайте школьников к тому, что назойливое
навязывание каких-то товаров само по себе
является весомым аргументом за то, чтобы эти
товары не покупать. Правило касается не только
табака, но и пищевого мусора (чипсов и
суррогатных шоколадок), приглашений в игорный
притон и пр., вплоть до бытовой химии, которая
стоит в 2, 3, а то и в 7 раз дороже, чем аналогичная
продукция скромных отечественных
производителей.
Отдельный параграф “Распространенность курения
среди подростков” вселяет надежду на то, что
учителя ознакомят со статистикой. Напрасная
надежда – бумага потрачена на “Перечни
обстоятельств, затрудняющих с точки зрения
подростков и студентов прекращение курения
сверстниками (в процентах)” (с. 255) и т.п., прости,
Господи, “социологию”. Забавно еще и то, как
упорно авторы пособия предлагают школьникам
выполнять задания на основе некоего “Билля о
правах”. “Пользуясь текстом билля о правах,
обоснуйте…” (с. 353 и др.) Лично я ничего не имею
против “Билля о правах”, точнее, биллей, потому
что существует английский 1689 г. и американский
1789-го. Но авторы, видимо, исходили из
предположения, что иностранные законы уже стали
настольными книгами в семьях российского
школьника. Такое возможно только в колонии.
Уважаемые модульные методисты, не забегайте
вперед!
Резюме. Одна из любимых мантр, повторяемых нашими
“реформаторами”, что старая советская школа
навязывала детишкам оторванное от жизни
теоретическое образование, а новая наконец-то
даст им полезные практические навыки (см.,
например: Обрезание тычинок // Еженедельный
журнал, 2004, № 4).
Вот они – эти “полезные навыки”. Встаньте в круг
и, хлопая в ладоши, исполните хором “Билль о
правах”. Потом можно перекурить и “выбрать
позиции положения ног еще раз, но уже
внимательнее”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|