УЧЕБНИКИ № 76
Школьное обозрение
Бюллетень учебного книгоиздания.
Научно-методический журнал. № 3, 2004
Главной темой последнего номера журнала
“Школьное обозрение” (май–июнь) стало
проведение единого государственного экзамена в
Москве. В ряде статей рассматриваются все плюсы и
минусы этого эксперимента, распространившегося
в 2004 году уже на 64 региона страны. На страницах
“ШО” свое отношение к введению ЕГЭ высказывают
все заинтересованные стороны: учителя, директора
школ, представители вузов, чиновники
Министерства образования и науки, выпускники
прошлых лет, сдававшие ЕГЭ.
Интересны советы первокурсников ГУ – ВШЭ (ребят,
в прошлом году сдававших ЕГЭ) выпускникам этого
года. В частности, студенты рекомендуют
готовиться к ЕГЭ с репетитором – учителем из
соседней школы, выполнять как можно больше
различных тестов и не доверять таблицам ответов
по вариантам, размещенным в Интернете.
В рубрике “Библиография” представлен
аннотированный список литературы по вопросам
патриотического воспитания школьников. Даже
условное деление книг на подразделы
(исторические, художественные произведения,
серия “ЖЗЛ”, “Учебные пособия и справочные
материалы”, “Методические пособия”)
свидетельствует о том, что данный список
позволит учителю составить довольно полное
представление о книгах патриотической
направленности, изданных в последние годы, и
выбрать наиболее подходящие для детей того или
иного возраста.
В статье “Английские уроки по русской истории”
Тамара Эйдельман рассказывает о книге Питера
Оксли “Россия 1855–1991. От царей до комиссаров”.
Постоянная рубрика “Вокруг предмета” на этот
раз посвящена астрономии. Открывает блок статей
о преподавании астрономии в школе обзор
учебников и мультимедиа-продуктов,
подготовленный к. п. н. Наталией Гомулиной.
Н.Гомулина рассматривает четыре учебника по
астрономии – книги, включенные в Федеральный
перечень учебно-методических изданий,
рекомендованных Министерством образования и
науки к использованию в общеобразовательных
учреждениях на 2004/05 учебный год. Данные учебники
ориентированы на развитие у учащихся
практических умений и навыков, подчеркивают
значение астрономии в становлении и развитии
эстетических и этических представлений
человечества, систематизируют обширные
естественно-научные знания. Однако во всех
четырех книгах, по мнению Н.Гомулиной,
недостаточно полно освещен ряд вопросов по
астрофизике и космологии.
Астрономия в последние годы была исключена из
учебных планов выпускного класса в большинстве
регионов. Однако постепенно все больше лицеев и
гимназий начинает преподавать астрономию в
качестве регионального компонента. И
немаловажную роль в возрождении школьного
астрономического образования играет хорошее
учебно-методическое обеспечение данного курса.
Сергей Попов, научный сотрудник ГАИШ МГУ (Россия)
и Университета Падуи (Италия), рассказал о
наиболее интересных, с его точки зрения,
открытиях в области астрономии, сделанных в
последние годы. Среди них – исследования
нейтронных звезд, космических взрывов, черных
дыр, “испаряющейся планеты”. Более подробные
сведения об этих и других явлениях можно найти на
специализированных информационных, научных и
научно-популярных сайтах. Анализ наиболее
интересных ресурсов Астрорунета представлен в
еще одной статье молодого ученого.
Татьяна Кошкина в материале “У времени перемен
– свои герои” рассказывает о результатах
первого межрегионального конкурса методических
служб, проходившего весной в Калуге. Конкурс
собрал методистов из шести областей
Центрального региона России, позволил коллегам
обменяться опытом и привлечь внимание
общественности и региональной власти к своим
проблемам.
Фоторепортаж Владимира Строковского и Елены
Карташовой “Обойтись без ксерокопий” посвящен
Всероссийскому обучающему семинару по работе с
новыми учебниками для специальных школ. Все
учебники – победители конкурса, организованного
Национальным фондом подготовки кадров совместно
с Министерством образования и науки. В ходе
семинара более 200 учителей и методистов из всех
регионов России смогли узнать о последних
достижениях и разработках в области
коррекционной педагогики.
“Проведение обучения персонала издательств и
авторов учебной литературы” – еще один проект
НФПК. Итогам общественного обсуждения
результатов обучающих семинаров посвящена
статья Александра Норкина “Издательские
университеты”.
Артем Ермаков в статье “Книжная страда”
рассказал о том, как родители могут помочь своим
детям одолеть внушительный список литературы на
лето. Некогда традиционный для России метод
“семейного чтения” вполне может помочь и
современным родителям приобщить своего ребенка
к классической литературе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|