Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПЛЮС-МИНУС ТВ 

Александр АВДЕЕНКО

Требуйте отстоя пены

Пивные всплески трансляций с Олимпиады

Не знаю, как женская половина человечества, но мужская точно старается проводить свободные часы у экрана телевизора, ловя последние новости из Афин, где проходят летние Олимпийские игры. Занятие, надо сказать, не из легких. Шестой канал, целиком отданный спорту, хвастливо заявляет нам, что ведет репортажи из Греции 23 часа в сутки. Возможно. Сутки у телевизора не сидел. Но из этих 23 часов надо вычесть беспрецедентно длинные рекламные вставки, которые длятся порой не меньше, чем, допустим, реальный поединок фехтовальщиков или борцов.
Понятно, реклама – двигатель прогресса, к которому причисляет себя телевидение. Да и окупить многомиллионные затраты на трансляцию тоже нужно. Но то, как врываются рекламные блоки в спортивные репортажи, разрывая их в куски, доселе видеть не приходилось. А слава богу, в этом деле мы не неофиты, насмотрелись на своем веку и олимпиад, и чемпионатов мира, и прочих возвышенных спортивных зрелищ. А тут… Идет изнуряющая, изматывающая женская велогонка на сверхдлинную дистанцию. Сто с лишним километров уже пройдены, осталось совсем чуть-чуть. В отрыве на пару десятков секунд австралийка и немка. Их пытаются догнать несколько гонщиц, в том числе и наша Слюсарева. Ну! Еще одно усилие… Однако изображение исчезает и на экране разворачивается нудная череда набивших оскомину рекламных сюжетов, тупо повторяющихся изо дня в день, из часа в час. А ведь это прямая трансляция, и гонщицы за кадром продолжают борьбу. Но для ТВ важнее реклама пивного бренда: ведь девиз его – “Твоя победа – наша награда”. Понимай, как хочешь. То ли, если ты победишь, тебе дадут премию от пивной компании, то ли пиво и мухи отдельно – у тебя свои интересы, у нас свои. И, как видно из трансляций, прямо никак не связанные.
Пиво – напиток чудесный, для меня, во всяком случае. В разумных дозах даже полезный и целебный. Но агрессия, с которой при помощи телевидения нам навязывают не просто ту или иную марку пенистого напитка, но и образ жизни, с ним связанный, просто угнетает. Надо сказать, весьма примитивный образ жизни, хотя в качестве персонажей привлекаются Эйнштейн и Циолковский, а теперь вот и Федор Иванович Шаляпин. Чарочку, известно, он не прочь был пропустить при случае. Но такой пошлятины, чтоб с бокалом пива в руке да еще под фонограмму запеть, – свят, свят, свят, увольте. Говорят, сам президент возмутился обилием пивной рекламы, во всяком случае, в пожарном порядке Дума разработала новый законопроект о рекламе пива на ТВ, он должен вступить в силу осенью. Однако выяснилось, что не все так просто: отменил и забыл. Пивные компании прочно внедрились в наш спорт, спонсируя команды и турниры. Тенденция вполне мирового уровня, ибо мы видели, как пенилось пиво западных марок во время последнего чемпионата Европы по футболу. Но пенилось весьма цивилизованно. Вышел мяч в аут – пожалуйте легкий глоток. Перерыв между таймами – хоть залейся пивной рекой. Так что президент президентом, Дума Думой, а поправки к закону впереди, чтобы не развалить наш хрупкий спорт.
Он и вправду хрупкий. Перед поездкой в Афины спортивные функционеры заявляли, что мы будем бороться за первое общекомандное место. С Китаем и США. Начало получилось обескураживающим. Стали проигрывать там, где рассчитывали на первые места. Что ж, в спорте всякое бывает, и в Афинах для нас еще не вечер. Верим, что россияне еще поборются за первые места. Но то, как комментируют телевизионные репортеры наши первые поражения, ничего, кроме усмешки, вызвать не может. Вот на днях за командное первенство сражались наши гимнастки. Сражались как могли. Наперекор соперницам и строгим судьям. Но оказались третьими. Это я своими словами. А в комментаторской интерпретации это стало пафосной победной реляцией. “Наши не проиграли в борьбе за золотые и серебряные медали. Они достойно выиграли бронзовые”. Какая фиоритура, а?!
В нашей прежней, строго регламентированной стране реклама была особенно не нужна. “Летайте самолетами Аэрофлота!” – зазывали нас, как будто можно было бы полететь на чем-то другом. “Покупайте мороженое Мосхладпрома!” – как будто можно было отведать какого-нибудь Баскин Роббинса. А в пивных размещался непременный лозунг “Требуйте отстоя пены и долива пива!”. Долива требовать не будем – и так через край льется. А вот отстоя потребовать хотелось бы. Во всяком случае, во время прямых олимпийских трансляций по единственному общедоступному спортивному каналу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru