Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
BLOW UP 

Латавра ДУЛАРИДЗЕ

Невозвратное мгновение вечности

Анри Картье-Брессон и его фотографии

Выставка фотографов – участников Международного фотофестиваля в Хьюстоне (США) в филиале Московского музея современного искусства, в Ермолаевском переулке, открылась с минуты молчания – московская и американская фотографическая общественность почтила память Анри Картье-Брессона, великого французского фотографа, сообщение о смерти которого пришло накануне.

“Фотография – резак, который выхватывает в вечности ослепительный момент” – так определил цель этого искусства Анри Картье-Брессон. Фотография возникла на пике развития химии, физики, оптики и на стыке науки и искусства, ее называли точной живописью, как позднее стали кино называть живой фотографией. И то и другое в общем неверно, потому что главное, чем отличается фотография от живописи и кино от фотографии, – это отношение ко времени. Кино запечатлевает время в его длительности, в разнице его скоростей, в его перепадах. Фотография фиксирует мгновение.
В принципе именно фотография, а не какое-либо другое искусство осуществляет требование Фауста: “Остановись, мгновение, ты прекрасно!”. Живопись занята этой второй частью: “…ты прекрасно”, цель портрета, пейзажа, натюрморта – прекрасное. Цель фотографии – само время. Его единственное, неповторимое, невозвратное, но вечное благодаря фотографии мгновение. Почему годы, а теперь уже столетие спустя нас так волнуют просто, без каких-либо ухищрений сделанные снимки? Из-за этого мгновения. С распространением фотографии появилась новая история, новый способ постижения жизни. И те, чей талант и умение оказались соответствующими такому постижению, входят в пантеон великих художников.
Анри Картье-Брессон никогда не изменял чистой фотографии. Он прожил 96 лет и был современником всех великих и трагических событий в жизни и искусстве ХХ века. Он первым взял в руки маленькую камеру, “леечку”, как называли ее наши фронтовые операторы, чтобы снимать фоторепортажи.
Последние годы он отложил в сторону свою верную “лейку”, которой и были сделаны все его знаменитые фотографии – африканские снимки, индийская серия, запечатлевшая самые важные события в жизни этой страны, и китайский цикл, проследивший за приходом к власти Мао Цзедуна, и испанская серия (именно в Испании состоялась его первая персональная выставка), и сотни потрясающих портретов современников.
Картье-Брессон родился под Парижем, был художником и вернулся к живописи, когда оставил фотографию. Вряд ли это означает разочарование в прекрасном ремесле фотографа. Быть может, он почти достиг совершенства, перестал зависеть от времени и поэтому ушел в искусство, которое, будучи столь похожим на фотографию, ищет совершенства вне времени.

ОКОЛО ВОКЗАЛА СЕН-ЛАЗАР
Около вокзала Сен-Лазар
Анри Матисс в своей мастерской
Анри Матисс в своей мастерской

Никакие внешние течения, от модернизма до постмодернизма, которым так увлекались его коллеги и современники, не смогли изменить, замутнить искусство чистой фотографии, искусство вглядывания, понимания и чувство того единственного момента, когда надо нажать кнопку. Он установил таинственное правило фотографии – поместить голову, глаз и сердце на одной оси “прицела”.
Он остался неподражаемым, хотя многие учились и научились у него. Но они учились быть внимательными, они учились понимать и поэтому были столь же непохожи на него. Его искусство исключает эпигонство, не позволяет никому “снимать, как Картье-Брессон”.
Этот великий мастер показал всему миру, что высшее мастерство фотографа – в естественности, в отсутствии всяческих приемов и ухищрений, что свет может изливаться произвольно и вольно и давать то ощущение ясности, единственности, которое и бывает труднее всего почувствовать.
Галерея портретов художников, писателей, интеллектуалов – Матисса, Трумена Капоте, Артура Миллера, Марселя Камю, Сартра и Симоны Бовуар, Жака Превера, сцены на улицах в разных уголках мира кажутся шире мгновения, хранителем которого он всегда себя ощущал. Но ведь трава и листья определяют не только творчество Трумена Капоте, но всю его внутреннюю жизнь. И голубки Матисса вылетают не из ограниченной рамкой фотографии рабочей комнаты живописца в Венеции, а из самого сердца, а Мерилин Монро на его портрете – словно деталь блеска и шума ее собственной жизни, тихая, прекрасная, доверчивая. Картье-Брессон запечатлевает мгновение всей жизни своего персонажа: внешней, внутренней, профессиональной и духовной – в этом главный секрет и главный его принцип.
Среди открыток видов Парижа любознательный турист легко обнаружит фотографии Жака Превера, сделанные Картье-Брессоном. Поэт сидит за столиком открытого кафе, у ног его лежит лохматый черный пес, поэт смотрит на Париж, который воспел в своих стихах, сценариях знаменитых фильмов Карне и Ренуара, документального фильма Йориса Ивенса “Сена встречает Париж”. Это мгновение прекрасной тайны, потому что, когда фотограф снимает Превера, гуляющего по Парижу, пьющего кофе, с неизменной собакой у ног, – это мгновение жизни не только Превера, но и Парижа, и этой собаки. И двух монахинь, с ними на парижской улице пересекается путь поэта.
Все эти разные объекты его съемки объединены чутьем, спонтанностью и глубоким интеллектуализмом – качествами, которые Картье-Брессон в себе культивировал с юности. Для него не существовало жанра в фотографии, но была жизнь, и ее он хотел запечатлеть, было мгновение в этом текущем и неуловимом времени, образ которого он хотел сохранить.
Он был младшим современником тех, кого с таким любопытством и любовью фотографировал, и это продлило его век. Словно сквозь них и с их помощью он вглядывался в XIX век – век рождения этого искусства и всех технических и художественных открытий, необходимых для развития фотографии. И зрители его снимков с легкостью преодолевают границы времени, погружаясь в мир, который существовал и мог исчезнуть, если бы не “леечка”, сквозь объектив которой проник ясный взгляд Анри Картье-Брессона.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru