КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
BLOW UP
Невозвратное мгновение вечности
Анри Картье-Брессон и его фотографии
Выставка фотографов – участников
Международного фотофестиваля в Хьюстоне (США) в
филиале Московского музея современного
искусства, в Ермолаевском переулке, открылась с
минуты молчания – московская и американская
фотографическая общественность почтила память
Анри Картье-Брессона, великого французского
фотографа, сообщение о смерти которого пришло
накануне.
“Фотография – резак, который
выхватывает в вечности ослепительный момент” –
так определил цель этого искусства Анри
Картье-Брессон. Фотография возникла на пике
развития химии, физики, оптики и на стыке науки и
искусства, ее называли точной живописью, как
позднее стали кино называть живой фотографией. И
то и другое в общем неверно, потому что главное,
чем отличается фотография от живописи и кино от
фотографии, – это отношение ко времени. Кино
запечатлевает время в его длительности, в
разнице его скоростей, в его перепадах.
Фотография фиксирует мгновение.
В принципе именно фотография, а не какое-либо
другое искусство осуществляет требование
Фауста: “Остановись, мгновение, ты прекрасно!”.
Живопись занята этой второй частью: “…ты
прекрасно”, цель портрета, пейзажа, натюрморта –
прекрасное. Цель фотографии – само время. Его
единственное, неповторимое, невозвратное, но
вечное благодаря фотографии мгновение. Почему
годы, а теперь уже столетие спустя нас так
волнуют просто, без каких-либо ухищрений
сделанные снимки? Из-за этого мгновения. С
распространением фотографии появилась новая
история, новый способ постижения жизни. И те, чей
талант и умение оказались соответствующими
такому постижению, входят в пантеон великих
художников.
Анри Картье-Брессон никогда не изменял чистой
фотографии. Он прожил 96 лет и был современником
всех великих и трагических событий в жизни и
искусстве ХХ века. Он первым взял в руки
маленькую камеру, “леечку”, как называли ее наши
фронтовые операторы, чтобы снимать
фоторепортажи.
Последние годы он отложил в сторону свою верную
“лейку”, которой и были сделаны все его
знаменитые фотографии – африканские снимки,
индийская серия, запечатлевшая самые важные
события в жизни этой страны, и китайский цикл,
проследивший за приходом к власти Мао Цзедуна, и
испанская серия (именно в Испании состоялась его
первая персональная выставка), и сотни
потрясающих портретов современников.
Картье-Брессон родился под Парижем, был
художником и вернулся к живописи, когда оставил
фотографию. Вряд ли это означает разочарование в
прекрасном ремесле фотографа. Быть может, он
почти достиг совершенства, перестал зависеть от
времени и поэтому ушел в искусство, которое,
будучи столь похожим на фотографию, ищет
совершенства вне времени.
Около вокзала Сен-Лазар
Анри Матисс в своей мастерской
|
Никакие внешние течения, от модернизма
до постмодернизма, которым так увлекались его
коллеги и современники, не смогли изменить,
замутнить искусство чистой фотографии,
искусство вглядывания, понимания и чувство того
единственного момента, когда надо нажать кнопку.
Он установил таинственное правило фотографии –
поместить голову, глаз и сердце на одной оси
“прицела”.
Он остался неподражаемым, хотя многие учились и
научились у него. Но они учились быть
внимательными, они учились понимать и поэтому
были столь же непохожи на него. Его искусство
исключает эпигонство, не позволяет никому
“снимать, как Картье-Брессон”.
Этот великий мастер показал всему миру, что
высшее мастерство фотографа – в естественности,
в отсутствии всяческих приемов и ухищрений, что
свет может изливаться произвольно и вольно и
давать то ощущение ясности, единственности,
которое и бывает труднее всего почувствовать.
Галерея портретов художников, писателей,
интеллектуалов – Матисса, Трумена Капоте, Артура
Миллера, Марселя Камю, Сартра и Симоны Бовуар,
Жака Превера, сцены на улицах в разных уголках
мира кажутся шире мгновения, хранителем которого
он всегда себя ощущал. Но ведь трава и листья
определяют не только творчество Трумена Капоте,
но всю его внутреннюю жизнь. И голубки Матисса
вылетают не из ограниченной рамкой фотографии
рабочей комнаты живописца в Венеции, а из самого
сердца, а Мерилин Монро на его портрете – словно
деталь блеска и шума ее собственной жизни, тихая,
прекрасная, доверчивая. Картье-Брессон
запечатлевает мгновение всей жизни своего
персонажа: внешней, внутренней, профессиональной
и духовной – в этом главный секрет и главный его
принцип.
Среди открыток видов Парижа любознательный
турист легко обнаружит фотографии Жака Превера,
сделанные Картье-Брессоном. Поэт сидит за
столиком открытого кафе, у ног его лежит лохматый
черный пес, поэт смотрит на Париж, который воспел
в своих стихах, сценариях знаменитых фильмов
Карне и Ренуара, документального фильма Йориса
Ивенса “Сена встречает Париж”. Это мгновение
прекрасной тайны, потому что, когда фотограф
снимает Превера, гуляющего по Парижу, пьющего
кофе, с неизменной собакой у ног, – это мгновение
жизни не только Превера, но и Парижа, и этой
собаки. И двух монахинь, с ними на парижской улице
пересекается путь поэта.
Все эти разные объекты его съемки объединены
чутьем, спонтанностью и глубоким
интеллектуализмом – качествами, которые
Картье-Брессон в себе культивировал с юности. Для
него не существовало жанра в фотографии, но была
жизнь, и ее он хотел запечатлеть, было мгновение в
этом текущем и неуловимом времени, образ
которого он хотел сохранить.
Он был младшим современником тех, кого с таким
любопытством и любовью фотографировал, и это
продлило его век. Словно сквозь них и с их помощью
он вглядывался в XIX век – век рождения этого
искусства и всех технических и художественных
открытий, необходимых для развития фотографии. И
зрители его снимков с легкостью преодолевают
границы времени, погружаясь в мир, который
существовал и мог исчезнуть, если бы не
“леечка”, сквозь объектив которой проник ясный
взгляд Анри Картье-Брессона.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|