Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Нет ничего более практичного, нежели философия, если эта философия позволяет что-то понять в сущности того, что мы делаем.
А если в своей образовательной практике мы все время наступаем на одни и те же грабли, если мы торопливо придумываем очередные управленческие идеи, которые требуют много денег, но от которых мало толку, в пору задуматься о природе этого торопливого знания: может, мы просто не даем себе труда подумать?
Давайте не будем экономить на мышлении.
Во всяком случае, скорость движения вперед от этого не увеличивается.
Людмила КОЖУРИНА

“Колбаса первой квалификации”

Как специалисты РАН обсуждают вопрос о доступности качественного образования

Казалось бы, пройденный этап – думать о том, что такое качественное образование и как измерять эффективность образовательного процесса. Всем известно, что за хорошие знания ученики получают оценки “четыре” и “пять” – на то разработаны Нормы оценок, а учителя, которые учат качественно, аттестуются на первую и высшую квалификационные категории – в ходу соответствующие документы. Школа также может повысить свой статус во время прохождения аттестации – параметры разработаны, было бы желание.
Но именно вопросам качественного образования и его доступности была посвящена рабочая встреча специалистов-педагогов и ученых Института социологии РАН. Обсуждался проект “Мониторинг доступности качественного общего полного среднего образования”.
К сожалению, обсуждение это далеко не всегда выглядело доступным и понятным для простого наблюдателя. Тем не менее мы сочли возможным познакомить нашего читателя с высказываниями известных педагогическому сообществу людей. Как минимум для того, чтобы увидеть, как на такого рода рабочих встречах создается та самая идеология нашего образования, которая становится основой для тех или иных управленческих решений. Сегодня рабочая встреча – завтра новый этап образовательной модернизации. Так что присмотримся к биению мысли наших специалистов – вот они, те теоретические ресурсы, на которых строится наша государственная образовательная политика! А ключевые категории этих теоретических ресурсов – унификация и стандартизация. И забудьте все свои интеллигентские заморочки про индивидуальный подход. Все просто и ясно – как колбаса первого или второго сорта.

А.Каспржак, координатор проекта “Реформы системы образования” НФПК:
– В изучении доступности образования можно взять банальные показатели охвата и на этом закончить обсуждение вопроса – по причине того, что мы не очень плохое место занимаем по охвату населения общим образованием. Но на самом деле существует дифференциация и стратификация образовательных услуг по их качеству. Доступность как возможность получения услуг различного качества никем еще не исследовалась. Сейчас все знают, что они в любом случае попадут в школу, десять лет там проведут и в 98% случаев получат аттестат о полном общем среднем образовании. А что изменится в том случае, если обращение к школе перестанет носить характер вынужденности? Если появится мотивированный обществом запрос либо к качеству услуги, либо к способу ее предоставления? Что изменится, если сроки образования смогут быть растянутыми – ввиду, например, общемировой тенденции непрерывного образования – или сокращенными (экстернат)? Или если образование будет периодическим?

К.Ушаков. Мы можем обсуждать проблему доступности с разных сторон, в том числе с родительской позиции: доступность хорошего педагога. Но стоит посмотреть на проблему доступности с точки зрения носителя образования. Существует ряд проблем, связанных с квалификацией учителей, в первую очередь проблема стандартизации навыков педагогического корпуса. Нужен такой регулирующий механизм, как одинаковые ЗУНы у педагогов. На самом деле управляемость системой образования значительно ниже, чем это предполагается из центра. А сопротивление педагогической корпорации крайне высоко…

С.Шишкин. Доступность может быть понята как распространенность, как доля людей, получающих образование того или иного качества. Всем доступны автомобили или 80% населения? Всем доступно образование высокого качества или 50%? Сейчас набирает силу новое явление – альтернативное общее образование. Это когда имущие средние слои населения имеют возможность нанимать своим детям репетиторов. И работа с педагогами по подготовке в вуз уже в значительной степени вытесняет обучение в школе. При этом дети получают достаточные знания, чтобы хорошо сдать экзамен в школе. Это такой формирующийся институт альтернативного общего образования, доступность которого тоже надо изучать.

М.Мусарский. У нас восемьдесят процентов учеников не хотят нагружаться высоким объемом знаний, а государство предъявляет ко всем одно требование: выполнение учебного плана. Разные требования – и санитарные, и пожарные, и какие-то еще – составляют стандарт. Стандарт, единый для всех… Когда мы говорим, что Марья Михайловна хорошо с детьми обходится и вытирает кому-то нос, то это уже прилагательные. Это квалификация учителя, а не исполнение должностных инструкций. Это нигде не написано: должна ли она им нос вытирать или нет. И когда мы по различным прилагательным начинаем оценивать, то путаемся. А надо стандартизировать образовательные услуги – просто и доступно. Вот этот кусок колбасы первой (второй, третьей и высшей) квалификации, а все остальное – прилагательные. Нас же все время тянет на прилагательные.
Образование стандартизировано. Не может быть никакого индивидуального подхода. В гимназии стоимость обучения ребенка в три-четыре раза, а то и в восемь превышает стоимость обучения в общеобразовательной школе. Зачем сравнивать их по качеству?
Общеобразовательная школа выполняет базисный учебный план – это один уровень потребления образовательной услуги, и это не плохо и не хорошо. В гимназии больше ресурсов, она богаче. Да, доступ туда ограничен, и справедливо это или нет – другой вопрос. Надо понять, что такое гимназия. Десять лет существует ассоциация гимназий, но на самом деле отличие одно – финансовое. Говоря яснее, это 15-процентная надбавка к заработной плате педагогов, а также право разделения классов на группы и подгруппы. Но это же не качество! Все понимают, что такое “хуже” или “лучше”. Сегодня “лучше” одно, завтра – другое. Параметры оценки образовательного учреждения одинаковы во всем мире: а) обучить, б) выполнить учебный план. Это и есть качество. Когда мы с вами говорим о том, комфортно или некомфортно нашим детям учиться, это уже другое, это прилагательное. Надо учесть, что по условиям профилизации школ деление будет еще более жесткое.

С.Шишкин. Кто должен выступать субъектом оценки качества образования? Это может быть потребитель услуг. Сам учащийся или тот, кто закончил школу и апостериори оценивает ее. Или родители. Может быть, производители услуг. Обычно оценкой качества являются золотые и серебряные медали. Но это совершенно не показатель. Более эффективной может быть внешняя оценка – например, вузов. А престижность вуза чуть лучше меряется, чем престижность школ, там есть такой объективный показатель, как конкурс. Еще могут быть оценки работодателей, но для оценки общего образования это маловероятно. Это может быть профессиональное экспертное сообщество, но мне кажется, что это самый гибельный путь – оценивать качество с точки зрения профессионального экспертного сообщества, это будет 15 мнений на 10 экспертов. Остается внешняя оценка министерства в виде механизма ЕГЭ. Тестирование. И главное – изначально договориться, как мы меряем качество образования.

А.Каспржак. Люди, которые работают в системе образования, очень часто, к сожалению, оказываются в плену собственных заблуждений. Им кажется, что они находятся в какой-то закрытой коробке, которая никаким образом не ориентирована на рынок, результаты их работы будто бы очень сложно описать и оценить количественно и качественно. Поэтому на вопрос: “Как определить качество образования?” – у каждого человека не менее 25 ответов.
Мы пытаемся разработать мониторинговый инструментарий для нерегулярных или целевых обследований, в том числе для обследований доступности образования. В настоящее время группа представителей Центра социологии МГУ занимается обследованием социальных последствий реформ для учителей; федеральный Институт педагогических измерений анализирует результаты ЕГЭ; осуществляется проект по мониторингу индивидуального прогресса учащихся: создаются рекомендации по изменению системы оценивания школьных ученических достижений за счет включения собственных динамических параметров ребенка.
Нужны очень ясные ответы. Нам нужен грамотный, идиотопрочный, дуракопрочный социологический инструментарий. Простая формула наподобие “В регионе N доступность 2, а в регионе Y доступность 3…”

Д.Константиновский. Я понимаю, что мы не можем предложить концепцию качественного образования, которая устроит всех. Но мы не будем намеренно что-то огрублять. Постараемся, чтобы мониторинг доступности качественного образования был проведен качественно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru