Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Золушка и Дровосек на школьном педсовете

Как ценности превращаются в конкретные дела

Может быть, самые главные перемены в школьной жизни начинаются тогда, когда администрация осознает собственные педагогические ценности и находит возможности для их воплощения. Тогда школа словно преображается и даже формальные вещи обретают важный смысл. В жизни 529-й и 265-й московских школ это можно проследить на примере педагогических советов.
Еще каких-нибудь десять лет назад педсовет в каждой из этих школ был самым обычным, скучным мероприятием: основное время занимали доклады директора и завучей. А педагоги занимались кто чем: кто-то слушал, кто-то думал о своем, кто-то клевал носом…
Сейчас каждый педсовет в обеих школах – это событие, которое интересно всем участникам. Что же изменилось в школах за эти годы?

Рождение команды

И в 529-й, и в 265-й школе все начиналось со знакомства директора с психологами, которые разрабатывали рефлексивную педагогику сотворчества. И в обоих случаях ценности педагогики сотворчества оказались близки ценностным ориентирам школ: развитие личности ребенка, насыщенная школьная жизнь, сотворчество, в котором участвуют все: и администрация, и учителя, и дети, и родители.
Но, конечно, вопрос не в словах – кто же сегодня не говорит про «развитие личности», «насыщенную школьную жизнь» и «сотворчество учителей, детей и родителей»? Вопрос в том, как эти ценности сделать действительным основанием школьной жизни, образовательным приоритетом. А это нелегко, потому что традиционное устройство школьной жизни выводит все эти факторы куда-то на периферию, тогда как основная и безусловная ценность школьной жизни видится в борьбе за успеваемость и подготовке в вузы. И оттого для многих педагогов существует глубокий ценностный разлад: на словах – сотворчество, интересная жизнь и развитие личности, а на деле все подчинено жесткому учебному ритму. А ведь если жизнь не соответствует собственным ценностям, она превращается в каторгу, что и приходится наблюдать во многих школах.
Итак, в обеих школах появились группы психологов. И в течение нескольких лет эти психологи работали на сплочение педагогического коллектива школы, на активизацию невостребованных ресурсов, на создание команды, которая могла бы, используя методы рефлексивного сотворчества, строить такую школьную жизнь и творить такую педагогику, которая соответствовала бы собственным ценностным ориентирам.

Ради чего?

Настоящий учитель начинается не с методик и технологий. Настоящий учитель начинается с попытки понять предельные ориентиры своей деятельности: ради чего я делаю все то, что я делаю?
Осмысление – необходимый шаг, поскольку ценности в отличие от целей не могут быть заданы извне (как, к примеру, учебник или программа). Именно они составляют предельное основание любой деятельности. И только в процессе рефлексии своих ценностных оснований можно создавать и реализовывать конкретные замыслы и проекты. Вступать в сотворческий диалог с другими педагогами.
Члены школьной управленческой команды (в которую, кстати, со временем входит все больше учителей) вместе ищут ответы на вечные педагогические вопросы. Например, что стоит за словами «развитие ребенка»? Или как построить такое образовательное учреждения, где каждый ребенок и взрослый, включая родителей, был бы успешным в различных сферах жизни? И как сделать школьную жизнь действительно интересной для всех?
Из этих размышлений и рождаются темы будущих педсоветов: «Не самоуправляем, а соуправляемся», «Система отношений человека с миром, реальная связь ребенка с окружающей средой», «Как развить в ребенке качества успешной личности», «Внеклассная работа учителя: объединение детского коллектива», «Инновационные формы и методы в науке как средства повышения качества образования»…

Чтобы вовлечь каждого…

Любой педсовет ставит задачу настроиться на интересную и значимую работу. Но для августовского педсовета это особенно важно, ведь он задает тон на целый год. Учителя приходят из отпусков с различным настроением, и каждому важно увидеть некоторую интересную для себя перспективу, а самое главное – почувствовать собственную востребованность. Эта цель достигается за счет серьезности обсуждаемых вопросов (это должны быть вопросы, которые отвечают на глубинные потребности самих учителей!) и за счет весьма нестандартной формы обсуждения, которое вовлекает в процесс всех и каждого.
Варианты тех форм, в которых проходит педсовет, могут быть самыми неожиданными. Например, пишется некий сценарий, когда этапы педсовета разворачиваются… по аналогии с сюжетом какой-нибудь сказки. Например, в 529-й школе один из любимых сюжетов – «Путешествие в Изумрудный город». Но это не просто способ развлечения участников педсовета, это попытка построить обсуждение той или иной конкретной проблемы с использованием метода культурного аналога. Иногда участникам педсовета предлагается вжиться в какие-то роли, посмотреть на те или иные проблемы с позиций сказочного героя. Или попробовать сменить свою педагогическую роль – например, встать на место директора. И это также активизирует сознание, позволяет взглянуть на привычные вещи под неожиданным углом зрения. А в результате такого рода «педагогического карнавала» педсовет оказывается необыкновенно продуктивным мероприятием.
К тому же метод сказочной инверсии (переворачивания, карнавала) дополняется методом малых групп, когда те или иные вопросы учителя обсуждают (или разыгрывают), разделившись на небольшие группы. Это дает возможность высказаться каждому. А затем происходит взаимообогащение результатов, полученных в микрогруппах.

Педагогическая загадка от Бабы Яги

Может показаться, что всякого рода сказочные перевоплощения – занятие несерьезное. На самом деле сказка – очень мощное эвристическое средство, позволяющее взрослым людям многое увидеть и понять. И получить импульс к серьезному педагогическому творчеству.
Один из педсоветов в 529-й школе назывался… «Путешествие в сказку: постарайся мне добыть то, чего не может быть». Каждый участник примерял на себя роль героя какой-нибудь сказки и пытался решить эту странную задачу – «добыть то, чего не может быть». Причем каждый должен был не только «поиграть», но и осмыслить собственный выбор: почему я выбрал именно эту роль? и как достичь поставленной цели, будучи, к примеру, умной, хитрой, изворотливой Бабой Ягой?
Но ведь это же просто психологический тренинг, скажет кто-то. При чем тут задачи школьного педсовета? А при том, что благодаря такому тренингу открывается новое зрение на любую привычную проблему. Появляется новая точка отсчета. В конце концов, «добыть то, чего не может быть» – это не что иное, как сказочная метафора творчества. И учителя, которые учатся справляться с такого рода задачами, – это учителя, которые совсем по-другому начинают относиться к традиционному учебному процессу.
Так что после того, как участники педсовета входят в те или иные сказочные роли, перед ними ставятся вполне конкретные внутришкольные задачи. Например, что бы могло понравиться данному герою на школьном уроке, если бы он оказался там в качестве учителя или ученика? И вот уже сказочные события накладываются в сознании педагогов на реальные школьные ситуации, давая подсказки, как сделать урок интересным и для детей, и для самого учителя, открывая простор педагогической импровизации и творчеству. И не случайно в ходе «карнавальных» мозговых штурмов легко рождаются новые идеи, сценарии неожиданных уроков и внеклассных дел.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru