АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ
В словаре учительского языка есть такие
словосочетания, которые еще с советских времен
навевают неотвратимую тоску. Ну что такое, к
примеру, «августовский педсовет»? Вместо того
чтобы дать учителям насладиться последними
летними деньками перед новым учебным
марш-броском, их зачем-то призывают к какой-то
непонятной говорильне, от которой все равно нет
никакого проку…
Хотя опыт показывает, что если школа – настоящая,
то и августовский педсовет в ней – настоящий. И
ни у кого в такой школе не возникает недоуменного
вопроса «зачем?».
Екатерина ФЕДУЛОВА,
учитель
“Ой, девчонки, как работать не
хочется!” –
это первые слова завуча, которыми она
приветствует нас в коридоре школы…
...И последние человеческие слова, потому
что на педсовете завуч откроет свою тетрадку и
будет читать из нее что-то невразумительное.
Доклад об успехах в учебно-воспитательной работе
школы за прошлый учебный год состоит из одних
цифр. Цифр очень много, потому что много успехов.
Номинанты, дипломанты, поступившие в вузы… Все
хорошо, никаких проблем. Задачи на новый учебный
год те же: усилить, углубить, повысить.
Скучно невыразимо. Но не так противно, как на
расширенном городском педсовете, посвященном
началу учебного года. Все то же самое, по тому же
кругу. Тот же доклад об успехах – “Работа школ в
условиях модернизации образования”, та же
череда процентов обученности, качества,
поступаемости в вузы. Сравнить эти проценты не с
чем. Вроде все хорошо, всем скучно – все по плану.
Но вот пошла череда выступающих, в зале небольшое
оживление: “Необходимо прекращать говорить о
здоровье детей, пора уже что-то с этим делать!” О
здоровьесберегающих технологиях говорит
заместитель начальника управления, потом врач:
“Ну не может он прыгать на три метра, опустите вы
его на полтора!” Вслед говорит библиотекарь:
“Учителя должны направлять детей в библиотеки!”
Затем инспектор: “Из 811 учителей города 534 имеют
первую и высшую квалификационные категории”.
Потом директор одной из школ возмущается новыми
учебниками: “Я не допущу анархии у себя в школе”.
И вот уже передовой учитель литературы
рассказывает об изобретенном им “нравственном
показателе образования”. Он называет
репетиторство рэкетом и призывает учителей
учить детей на уроке, а не в сомнительных местах…
Когда новый докладчик начал о волне подъема
патриотического и гражданского воспитания в
стране, я написала записку в президиум: “Сколько
будет продолжаться этот экстрим?” Записку
прочитали и в микрофон ответили: “Столько,
сколько нужно”. В итоге мы просидели четыре с
половиной часа без перерыва.
“Подумаешь, не у станка же рабочий день
простояли”, – скажут непедагоги. Но дело-то в
том, что настрой на работу после такого
августовского педсовета исчезает мгновенно. Нас
словно программируют на послушание вялому,
бессмысленному течению мероприятий, на полную
индифферентность по отношению к тому, что
происходит. В канун учебного года торжественно
напоминают: ничему здравому, живому, настоящему в
официальной педагогике нет места.
Но я жду с нетерпением августовской встречи с
учениками. Только она развеет насланный
педсоветом морок.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|