ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
Беспокойная обитель
Главным памятником города
Череповца считается храм Воскресения, стоящий на
горе.
Некогда здесь располагался знаменитый
Воскресенский монастырь. Но слава у него была
довольно странная.
Некий отец Макарий Хворостинин, всего
месяц прослуживший в той обители, вдруг начал
ходатайствовать о переводе на другое место.
Резоны приводил довольно необычные: “При том
монастыре вблизости воровские люди и разбойники,
хотя многолюдство не токмо ночных времен, но и в
день, села и деревни огнем жгут и в них обывателей
грабежом до остатку разоряют, а иных и до смерти
убивают”.
Якобы “в прошлых годах… они разбойники в
монастырь прихаживали и разорение чинили
немалое, и при том монастыре несколько человек
побив до смерти, монастырское село Федосьево,
дворов с пятьдесят, сожгли”.
Увы, сама обитель тоже не была чрезмерно
благостной. Особенно во времена архимандрита
Исайи. Усердия этого менеджера были упомянуты в
грамоте, составленной в 1669 году самим российским
патриархом Питиримом: “Ведомо нам Святейшему
Патриарху учинилось, что у вас в монастыре от
бывшего архимандрита Исайи разорено, а с тех мест
настоящей церкви и церковной утвари, и риз, и
стихарей нет же, а которая монастырская ограда и
кельи от пожару отстоялось, и то все погнило, а ты,
архимандрит, ничего не строиши же, норовя
монастырским крестьянам”.
Гнев патриарха ровным счетом ни к чему не
приводил, и спустя пятнадцать лет о том монастыре
докладывали новому патриарху, о. Иоакиму:
“Монастырская ограда… не строена, а погнила
гораздо вся”.
Беспорядки тем не менее не ограничивались
упадком монастырского хозяйства. В 1655 году
крестьяне написали жалобу на руководство той
обители: “Тот архимарит с братиею живет не по
монастырскому чину, пьет и бражничает, вино с
кабака покупает и посулами емлет, и детей и
племянников у себя держит. Да у него же,
архимарита, небрежением и пьянством в монастыре
сгорела хлебня, да в другом по ем сгорели четыре
кельи, да и ограды треть выгорела, да и в третьей
по ем и церковь загорелась – насилу отняли, а все
их небрежением. Да того же архимарита племяник да
старцовы дети нашу братию, крестьян, бьют и по
клетям ходят, и мы, сироты, бьем челом на них
архимариту с братьею, и оне управы и сыску на них
не дают. А на которые плутов прежние власти имали
явки и записи, и оне явки и записи из казны выдают.
А и нонечи, государь, крестьянина взяли на
Белоозеро в головном деле, и губной его посадил в
тюрьму, а и то сделалось бражничеством. А прежде,
государь, архимарита Еуфимья по твоему
государеву указу был строитель Иоасаф. И он не
бражничал, и старцев в пиры не отпущал, вина и
пива в монастыре не держал, и о твоей государевой
вотчине радел, и расправу всякую промеж нами
чинил, а кои были в губном деле на Белоозере, и тот
строитель их из губы вынял”.
Увы, о временах добропорядочного “Еуфимья”
оставалось лишь с тоскою вспоминать. Один
архимандрит сменял другого, в жизни же
Воскресенского монастыря особых перемен не
наблюдалось. Жить же там становилось все опаснее.
К примеру, в 1702 году монахи жаловались на двух
монастырских старцев, Исидора и Иону: “…живут
нечинно, пьют и бражничают и носят с собой по два
ножа… и держат у себя пистолеты… Иона ходил по
монастырю со шпагой и с большим востроконечным
ножом за богомольцами гонялся”.
Увы, такие случаи были отнюдь не единичны. И в
результате в 1764 году Воскресенский монастырь был
упразднен. А спустя 13 лет императрица
обнародовала свой указ: “Всемилостивейше
повелеваем в Новгородском наместничестве на
устье реки Суды, впадающей в Шексну, учредить при
Череповецком монастыре для пользы водяной
коммуникации город под именованием город
Череповец и при возобновлении выборов в оном
наместничестве с начала будущего 1780-го года
приписать к сему новому городу уезд и учредить в
нем судебные места, а между тем представить Нам
план, как новому городу быть надлежит. Екатерина.
Санкт-Петербург”.
И хотя монастыря более не было, при нем
образовался целый город.
От обители остался лишь собор. Жизнь в нем текла
спокойная и уж конечно более благостная. При нем
даже устроили благотворительное учреждение –
так называемую “богадельню для престарелых
бедных”.
А в 1895 году здешний учитель господин Афетов
возмущался: “Исторические документы так легко
утрачиваются, попадая в руки невежественных
лиц… Например, архив Череповецкого
Воскресенского собора теперь уже не существует,
древняя вкладная книга исчезла – это произошло
по изумительному невежеству некоторых
личностей”.
Что ж, может быть, оно и к лучшему.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|