Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

  Все о городе Череповец

Вот уже пятый учебный год существует наша вкладка под названием “Любимый город”. Время от времени мы предлагаем вам отвлечься от проблем – учебных, политических, организаторских да и всяких – и задаться каким-нибудь праздным вопросом. Как торговали в древнем Муроме? Чем до революции кормили во владимирских гостиницах? Как ощущали себя жители осадного Смоленска? За что калужане не любили Циолковского? Почему Суздаль называли луковой столицей?
То есть чем жила наша страна во времена далекие, но, к счастью, не совсем забытые.
Счет на города ведем уже десятками. И в каждом – свой характер, свои радости, свои трагедии, свое достоинство, своя осанка и своя судьба. И каждый город есть за что любить.
Мы уже примерно представляем, что это за зверь такой – российский город. Не обольщаемся насчет этого зверя – знаем, что он своенравен и непрост. Что не безгрешен и вообще далек от идеала.
Идеал полюбить невозможно. Но никак нельзя не полюбить Владимир, Уфу, Иваново, Шую, Саратов, Энгельс, Невский проспект, Ярославль, Тутаев, Ростов-на-Дону, Азов, Калугу, Полотняный Завод, Арбат, Нижний Новгород, Суздаль, Воронеж, Рязань, Царское Село, Тулу, Вологду, Сергиев Посад, Калининград, Орел, Мойку, Таганрог, Тверь, Ижевск, Ростов Великий, Архангельск, Мясницкую улицу, Брянск, Кронштадт, Смоленск, Муром, Зарайск, Самару, Васильевский остров, Сочи, Белгород и Череповец.
Обо всем об этом мы уже писали. Тут и громаднейшие областные центры, и миниатюрные уездные городки, и какие-то отдельные места наших столиц. Каждый из них – свой бесконечный мир.
А сколько их еще, этих непознанных миров? Конечно же гораздо больше. Ведь мы с вами путешествуем всего лишь пятый учебный год.

Книги

Череповец.
Краеведческий альманах. Вып. 3
Вологда: Легия, 2002

“Чтобы понять, какое впечатление производила на путешественников X века холмистая местность в устье реки Ягорбы, нужно представить себе путь, который они преодолевали, двигаясь от Волги верх по течению реки Шексны. На участке протяженностью около 200 километров – от Волги до устья реки Суды и выше – путешественники плыли по реке, оба берега которой были пойменными – низкими, поросшими в основном мелким лесом и кустарником. Высокие коренные берега Шексны в нижнем ее течении отходили от нее на несколько километров. После многодневного перехода вдоль низких берегов Шексны в месте, где стоит нынешний Череповец, перед путешественниками открывалась мощная береговая терраса, возвышавшаяся над водой на несколько десятков метров. Ближе всего Шексна подступала к этому высокому массиву на участке от нынешней церкви Рождества до устья реки Ягорбы. Это место, по всей вероятности, и получило название “Череп” или “Черепь”, а финно-угорское население, проживавшее в этой местности, стало называться у славян “весью череповской”… Со временем это название трансформировалось в “череповскую весь” или просто в “череповесь”.
На сей день издано три выпуска череповецкого краеведческого альманаха. Переплет твердый. Тексты занятные. Цены доступные. Жаль только, что иллюстраций маловато.

Евгений Шалашов
Череповецкая милиция:
история и современность
Череповец, 2003

“Поступали в управление и такие сведения: “19 марта 1899 года найден в лесу труп крестьянина Семена Дмитриева, 70-ти лет. При опросе выяснено, что работал в лесу, а зрение слабое. Вероятно, заблудился и замерз”.
Не редкость были и такие рапорты: “Крестьянин деревни Бор Ольховской волости Власов Филипп ходил за покупками в деревню Спас-Мяксу Щетининской волости Пошехонского уезда. С собой у него было 55 копеек. Покупок не сделал, а напился пьяный и утонул”. К слову, об утонувших. В ведомости “О числе утонувших за 1900 год” значится 21 человек. Из них мужского пола – 13, а женского – 8. К числу одной из самых больших трагедий этого времени относится пожар в деревне Усищево, в результате которого сгорело 100 домов”.
Книга об истории череповецких правоохранительных органов с XI века и по наше время. Украшением ее являются преинтереснейшие документы, сообщающие нам о происшествиях Череповца и его окрестностей.

Мнения

“Череповец, задолго до образования города, был богатейшей волостью на Шексне, с пристанью и удобным местом для нагрузки и перегрузки. Это сделало его известным, и патриархи московские присвоили из Новгородской митрополии в свое личное управление, ради доходов обители, Воскресенский монастырь в Череповце. Череповец, равно как и Кириллов, обязаны своим бытием, как города, императору Александру I; но Череповец, как торговый попутный центр, обозначился уже давно. Историческими воспоминаниями Череповец небогат, необходимо, однако, упомянуть о находящейся в 25 верстах от него Выксенской пустыни, в которой была пострижена последняя супруга Иоанна Грозного, Мария Нагая; отсюда она и была вызвана самозванцем в Москву. Герб Череповецкого уезда имеет классического для Новгородской губернии медведя; из 11 уездов ее только три не имеют этого “лесного помещика” своим геральдическим украшением”.

К. Случевский, поэт, 1888 год

“Череповец до начала строительства металлургического завода был тихим, уютным, зеленым городком. В северной его части шумел сосновый бульвар, называвшийся в свое время Северным. После революции он получил весьма громкое название – улица Заря Свободы. Но прежнее название не забывалось, старожилы Череповца по привычке называли бульвар Северным.
На юге город ограничивала река Шексна, которая до образования Рыбинского моря была значительно уже, чем сейчас. В районе Соборной горки она разделялась на два параллельных потока: один – узенький, другой – широкий (он и был собственно рекой). Ниже по течению оба потока соединялись в одном русле. Для переправы через реку в этом месте необходимо было сначала перейти деревянные мостки, проложенные над узкой ее частью. С мостков попадали на неширокую полоску суши, где всегда можно было найти лодочников-частников, за малую плату (кажется, копеек за 15–20) перевозивших людей на другой берег. Шли на веслах – моторных лодок в то время еще не было. Переправлялись в тишине, под мерный плеск весел, мягко рассекавших чистые речные воды, хрустально изумрудные капельки которых, подброшенные волной, блестели и переливались на солнце”.

Н.И. Новикова, экономист, о 1930-х годах

“Самолет поднялся, набрал высоту и, слегка накренившись, сделал разворот над Череповцом. Инженер Иван Корнеевич Рудаков посмотрел в оконце и почувствовал легкое кружение в голове. Минута, две – он увидел под крылом самолета часть города: прямые, словно расчерченные по линейке улицы, пестроту крыш, стаи грачей, кружившихся над оголенными деревьями парка, где был виден сероватый снег и чернели протоптанные тропинки.
На Шексне еще не начался ледоход, но пароходы, стоящие в затоне, были уже наготове, из труб струился дымок. Самолет прошел над новой частью города. И тут Ивану Корнеевичу с высоты было приятно увидеть и сердцем ощутить необыкновенно замечательное зрелище – кварталы, застроенные новыми домами. Ведь строительство индустриального, металлургического Череповца, каждого здания в этой новой части города связано с его заботами, беспокойством, с его волнениями, неприятностями и радостями”.

К. Коничев, писатель, 1950-е годы

Летопись

1362 – основан Воскресенский монастырь.
1752
– возведен Воскресенский собор.
1777 – учрежден город Череповец.
1780
– Череповец становится уездным городом.
1796
– Череповецкий уезд упразднен.
1802
– Череповецкий уезд восстановлен.
1833
– открыто череповецкое уездное училище.
1861
– Иван Андреевич Милютин вступил в должность городского головы.
1861
– построен Благовещенский собор.
1863
– учреждено общество взаимного страхования.
1864
– основан городской общественный банк.
1865
– освещена центральная улица города – Воскресенский проспект.
1869
– открыто Александровское техническое училище.
1872
– открыто общество взаимного кредита.
1873
– основана Мариинская женская гимназия.
1885
– основан Череповецкий историко-археологический и экономический музей.
1904
– вступила в действие железнодорожная станция “Череповец”.
1918
– открылась Центральная библиотека.
1930
– в Череповце приземлился первый самолет.
1941
– образовано Рыбинское водохранилище, затопившее часть города Череповца.
1954
– открылся клуб строителей.
1955
– вступил в строй Череповецкий металлургический завод.
1956
– в городе начато трамвайное движение.

Музеи

Череповецкое музейное объединение
Советский проспект, 30-а

Музеев в городе Череповце довольно много. И вместе с тем он один.
Как же могло такое выйти? Очень просто. Все они – часть одного музейного объединения, расположенного в самом центре города, на главной площади, в одном из помещений бывших торговых рядов. Здесь же, кроме руководства всем этим конгломератом, расположены и основные его части – Художественный и Исторический музеи, а также небольшой книжный и сувенирный киоск. Именно здесь самый широкий выбор краеведческой литературы, посвященной городу Череповцу.
Неподалеку находится Мемориальный дом-музей Верещагиных (Социалистическая улица, дом № 22). В доме 1-б по улице Красной – Музей археологии. На проспекте Луначарского музеев целых два – Музей природы (дом № 32) и Детский музей (дом № 41). За речкой Ягорбой (Юбилейная улица, 41) – Выставочный зал, а за Шексной (Матуринская улица, 29) – Историко-этнографический музей “Усадьба Гальских”. Кроме того, в состав музейного объединения входит Литературный музей (или Музей Игоря Северянина) в деревне Владимировке.
Словом, в музейном отношении Череповец явно не обделен.
Здешний музей (сначала он, ясное дело, был единственным) возник достаточно давно, в конце девятнадцатого века, и был вторым музеем Новгородской области (в которую в те времена входил Череповец). Инициатором был легендарный череповецкий голова Иван Андреевич Милютин, а воплощал его идею знаменитый фольклорист Е.Барсов, автор таких трудов, как “Причитания Северного края”, “Петр Великий в народных преданиях Северного края” и “Северные предания о древнерусских князьях и царях”. Именно ему в 1878 году было предложено возглавить это дело, новое и непривычное.
Барсов, впрочем, согласился с радостью: “Сердечно тронутый таким лестным для меня обращением, я тогда же решил подарить городу свои личные археологические коллекции как ядро для будущего развитие Череповецкого музея”.
Под археологией господин Барсов понимал не только древние горшки и украшения. В его коллекции были разделы древнерусского оружия, портретный, нумизматический, церковный и др. И несмотря на то, что на его собрания заглядывались более высокие “инстанции” (в первую очередь, конечно, сам Великий Новгород), он “устоял в своей решимости сделать их вечным достоянием родного города”.
Впрочем, Барсов был не одинок – первый директор нового музея Н.В.Подвысоцкий тоже передал череповецкому музею свои личные коллекции. Всего же подобных дарителей было 41 человек.
Несмотря на это, дело оказалось непростым. Сказались непредвиденные обстоятельства самого разного характера. Барсов, к примеру, вспоминал: “По водворении коллекции в музей, музей был обворован в значительной степени. Меры к розыскам украденного, предпринятые судебными властями, не дали результатов”. Кроме того, в 1891 году собрание довольно сильно пострадало от пожара.
Музей открылся лишь весной 1896 года. И невзирая на особенное покровительство Милютина, он занимал одну лишь комнату площадью всего-навсего 15 метров. Правда, уже в 1898 году он переехал в специально выстроенный особняк.
Вскоре появился и устав этого учреждения, в котором сообщалось о его предназначении: “Музей имеет целью доставить возможность жителям города Череповца, а также учащимся в местных учебных заведениях и всем интересующимся лицам ознакомиться с памятниками старины и современным проявлением экономической жизни населения Череповецкого и соседних уездов, чтобы можно было видеть каждому, где мы были, куда шли и куда пришли, как и куда идем”.
А в своеобразном документе – “Письме из Череповца”, опубликованном в журнале “Естествознание и география” об открытии музея говорилось: “Возникновение в г. Череповце местного музея наглядно доказывает, как много можно сделать при известной энергии и любви к делу. Подвысоцкий, который всего полтора года живет в нашем городе, в первое время не встретил сочувствия своей идее в организации местного музея и поддержке в осуществлении ее, но, несмотря на это, он не покидал своего намерения и настойчиво сам начал составлять различные коллекции и приобретать разные предметы старины, которые, к сожалению, уже в значительной степени отсюда вывезены известным археологом Барсовым и учредителем Новгородского музея древностей Богословским”.
Из чего можно сделать вывод: создание череповецкого музея не обходилось без простых человеческих склок и интриг.
КСТАТИ, музей Череповца был удостоен звания “Лучший музей РСФСР”.

ИНТЕРНЕТ

http://www.severstal.ru/

“Реальная возможность строительства крупного завода для снабжения Северо-Запада собственным металлом появилась только после открытия в 1930–1933 годах Кольских железных руд и печорских углей. Суровые климатические условия Заполярья, где находятся месторождения, оторванность этого региона от промышленных центров делали нецелесообразной постройку металлургического завода по традиционной схеме: “на руде” или “на угле”.
Ученые предложили “посадить” завод на перекрестке потоков руды, угля и готовой продукции, в месте пересечения железнодорожной линии Вологда–Ленинград с Мариинской водной системой, приблизительно около города Череповца.
20 июня 1940 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление “Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР”, которым был предрешен вопрос о постройке Череповецкого металлургического завода.
Десятки проектных, научно-исследовательских и академических институтов были задействованы для составления проекта завода, проведения лабораторных и промышленных испытаний руды и угля. Но Великая Отечественная война помешала грандиозным планам.
Лишь спустя семь лет возобновили строительство. Ценой больших усилий строителей росли заводские корпуса. В 1951 году вступает в строй действующих первый цех металлургического завода – цех металлоконструкций (ныне – котельно-монтажный). В мае 1954 года дала ток теплоэлектроцентраль.
24 августа 1955 года. В 15 часов 25 минут старший горновой Ф.Е.Дроздов пробивает летку, и из нее вырывается огненный поток металла. Этот день стал Днем рождения Череповецкого металлургического завода.
В феврале 1956 года стала давать продукцию мощная коксовая батарея, спустя два года на первомайской демонстрации был провезен первый слиток стали, в январе 1959 года введен в эксплуатацию блюминг.
В ноябре 1959 года правительство страны поздравило строителей и металлургов с вводом в действие крупнейшего в Европе листопрокатного стана.
Череповецкий завод стал предприятием с полным металлургическим циклом”.
Главное (а в наши дни почти что градообразующее) предприятие Череповца – естественно, металлургический завод. Один из разделов его сайта посвящен истории этого предприятия.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru