ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Стакан подсолнухов на день Ангела
…Признаюсь, в фотографии его на стенде
краеведческого музея Инты я вгляделась не сразу.
Здесь было кому сказать мысленно: “Здравствуйте,
вот мы где встретились!..” Кинодраматурги Юлий
Дунский и Валерий Фрид, рукописи их сценариев
фильмов “Случай на шахте восемь” и “Жили-были
старик со старухой”, снимавшихся в Инте. Алексей
Яковлевич Каплер – не в привычно близком, как
друг дома, образе ведущего “Кинопанорамы”, а
суровее, печальнее, моложе. Сын начальника
участка на шахте 13/14 Урбанского, подросток Женя, в
майке и сатиновых трусах до колен “финиширует на
школьных соревнованиях”, – сообщает надпись под
одним из фотоснимков, а на других Женя у себя во
дворике, за забором которого видна разлившаяся в
половодье речка Большая Инта, с гитарой в
компании школьных дружков.
Гитара эта – будто сам он принес ее сюда и
оставил – вся исчерчена смешными надписями и
рисунками, сделанными забытым нынешними
мальчишками “выжиганием”.
Афиши спектаклей, опер и оперетт, эскизы
декораций к ним. Лица балерин, артистов драмы и
комедии, музыкантов, певцов. Карандашные
портреты руки известного в Москве художника
Н.Миллера. Строки Ярослава Смелякова: “До
Двадцатого до съезда жили мы по простоте – безо
всякого отъезда в дальнем городе Инте”.
Ни дать ни взять уголок истории некоего дачного
поселка деятелей культуры да и науки: крупные
ученые всех мастей, есть и военные в больших
чинах, известные спортсмены, а уж иностранцев –
будто медом им тут мазано – не счесть!..
Вот чья-то записка (перевожу с украинского):
“Мы работаем тут, а мыслями далеко отсюда. Нет
вестей с родины, но мы надеемся, что наши кровь и
пот не пропадут даром”.
Под этой полустершейся надписью на клочке
бумаги, обнаруженном при реконструкции шахты
“Западная” в стенной кладке, десять имен с одной
и той же цифрой против каждого – 25. Возраст?.. Нет,
это сроки “дачного сезона” десятков тысяч
“шпионов, диверсантов, вредителей, террористов,
фашистов, националистов” и прочей “контры”
(исключение – Женя Урбанский, да и тот отпрыск
“врага”) – узников Инталага, в 1948 году
перекроенного в Особлаг “Минеральный”.
“…Подоспела у Сталина идея отделить социально
близких блатных от социально-безнадежной
Пятьдесят Восьмой, – сказано у Солженицына. –
Созданы были особые лагеря с особым, жестче
обычного, режимом. Для отличия придумали давать
таким лагерям названия не по местности, а
фантастически-поэтические: Речной, Озерный,
Луговой, Степной, Минеральный… Красные эшелоны
по диагонали Родины и Архипелага повезли новый
контингент. А на Инте догадались и просто
перегнали это стадо из одних ворот в другие!..”
Бродя по залам музея, вслушиваясь, вглядываясь и
вчитываясь, в который раз думаю о том, что в
солженицынской истории ГУЛАГа еще очень долго
(может быть, никогда) не будет поставлена
последняя точка. Будто Архипелаг не исчез, а ушел
под землю – да не глубоко. Провалишься – и нет
тебя. И вдруг забьет оттуда ключ с живой водой…
Живой!
Но его надо отыскать. Отрадно, что занимаются
этим не только взрослые, но и дети сегодняшней
Инты – города с трагическим прошлым и призрачным
будущим. Рефераты-исследования учеников здешней
Академической гимназии, чьи педагоги работают в
тесном контакте с музеем, воспринимаешь как
эпизоды и сюжеты истории, которых тебе не
хватало. Они просто не были воссозданы. А
внутри-то все судьбы – судьбы человеческие, без
которых и история мертва, и пуста жизнь!..
Автор одного из этих рефератов, прозвучавших на
12-й Всероссийской научно-методической
конференции в Санкт-Петербурге, Юлия Дейнека
удостоена диплома I степени за доклад в секции
истории. И заслуженно. Обозначение темы “Театр
ГУЛАГа” в первое мгновение – не оттого ли, что я
дочитывала тогда окуджавский “Упраздненный
театр”, – показалось метафорой. Хотя вряд ли
думала об этом сдававшая в те дни выпускные
экзамены Юля Дейнека, у которой хочу попросить
прощения за несостоявшуюся встречу и
поблагодарить. За встречу состоявшуюся – с
живыми поныне и с оживающими сквозь чью-то память
людьми, которых хочется и можно, узнав, полюбить.
Метафора или нет, но так было: реальность
походила на театр абсурда, а искусство даже и за
проволокой возвращало жизни ее смысл.
Из крепостного театра Инталага-Минлага возник и
по сей день памятен интинцам первый в Республике
Коми Народный театр, директором которого стал
бывший зек Дмитрий Санин.
…Не бравым командиром взвода охраны знаменитой
Потсдам-
ской конференции, каким он был до обвинения в
подготовке покушения на Сталина, а доходягой
пригнанного из Германии этапа попал он сюда за
десять дней до своего двадцатилетия…
Несколько лет назад Дмитрий Петрович Санин
написал воспоминания и подарил рукописи Музею
Инты, где они и хранятся в двух отдельных папках,
прошитых суровыми нитками.
Благодарю за содействие и помощь в подготовке
материала Алексея Санина, а также директора
Интинского краеведческого музея Ольгу Столярову
и сотрудницу Евгению Кулыгину.
“Митька, не подкачай!”
Из воспоминаний Дмитрия Санина
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭТОЙ
ВОДОНАПОРНОЙ БАШНИ СЕЙЧАС ВХОДИТ В ГЕРБ ГОРОДА
ИНТЫ.
ПО ПРОЕКТУ ШВЕДСКОГО ЗАКЛЮЧЕННОГО АРТУРА
ТОМВЕЛИУСА ЕЕ СТРОИЛИ УЗНИКИ ВСЕХ
НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ. ПАМЯТНИК ЗОДЧЕСТВА И ПАМЯТНИК
ТЕМ, КТО НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ ЛАГЕРЕЙ
Детство Мити Санина прошло в городке,
овеянном преданиями и легендами, со звонким
названием Данков на Рязанщине (теперь Липецкая
обл.).
Сейчас Дмитрий Петрович живет в Тамбове, но более
трех десятилетий провел на Севере, в заполярной
Инте, куда в победном 1945 году был доставлен под
конвоем…
В самом раннем детстве я слышал: “Перед
сражением с ордами Мамая на поле Куликовом
Дмитрий, князь московский, всю конницу на месте
этом подковал. И так здесь был дан ков. Отсюда
городу явилось и название”.
В годы моего раннего детства на берегу реки
Вязовни, там, где она впадает в Дон, стоял
монастырь.
По преданьям, давным-давно жил на этом месте в
пещере святой старец. После его смерти тут и
построили монастырь. Впоследствии выяснилось,
что святым старцем был боярин Телепнев-Одоевский,
бежавший и скрывавшийся от гнева царя Ивана
Грозного.
Однажды папа повел меня туда “за ручку”. До сих
пор помню руку отца. Она была большая, жесткая, но
необыкновенно теплая и ласковая.
В самом монастыре, в церкви я мало что увидел, а
потому и не запомнил. Но до сих пор перед глазами
стоит камень: на нем нарисован крест и что-то
написано. Внизу лежит прямоугольная железная
решетка почти вровень с полом, а под нею черная
земля.
– Запомни, здесь лежит святой, – сказал отец и
трижды меня перекрестил. Ребенком я носил медный
крестик.
Много сил потратили атеисты, пока взрывами
динамита смогли до конца разрушить дивную
обитель. И очень скоро это святое место
превратилось в свалку…
Через много лет в нашей Георгиевской церкви
отпевали моего брата Ивана. Я спросил у другого
брата, Сергея, можно ли и мне перекреститься, –
ведь за прошедшие годы душа моя очерствела, да и
молодой священник не понравился своим небрежным
бормотанием молитвы.
– А ты крест носишь? – спросил Сергей.
– Нет.
– Значит, тебе креститься не надо и нельзя.
С тех пор я, как и в детстве, стал носить крест.
* * *
После смерти отца я почувствовал какое-то другое
отношение к себе не только сверстников, но и
ребят постарше. Я понял, что я сирота и они меня
жалеют. От их жалости у меня щекотало в носу, и я
боялся разреветься.
Жить мы стали очень плохо. Не хватало хлеба.
С нетерпением дожидался я обеда из постного
картофельного супа и пюре на молоке, покрытого
сверху корочкой, а снизу слегка подгоревшего, так
как жира в нем не было совсем.
Не понимаю, откуда брались силы у нашей бедной
мамы, делившейся с нами последним кусочком хлеба.
А каково ей было смотреть на голодную ораву
детей…
И все-таки в день святого Дмитрия я, проснувшись,
находил под подушкой кусочек колбаски и две-три
конфетки в бумажных обертках. А в кармане своих
коротких штанишек обнаруживал целый стакан
крупных жареных подсолнухов пополам с орешками.
Вот тогда у меня был пир!
* * *
Фадуева Анна Васильевна – моя первая
учительница. Мы любили ее, часто называли мамой.
Жила она вдвоем со своей сестрой Павлой
Васильевной, работавшей помощником режиссера
драматического кружка для взрослых.
В начале 1937 года, к столетию со дня смерти А.С.Пушкина,
Павла Васильевна ставила в пионерском клубе
спектакль “Сказка о рыбаке и рыбке”, где мне
досталась роль рыбака.
Довольно неприятно было натягивать лысый парик,
приклеивать усы и бороду. Да еще на меня надели
ужасные домотканые штаны, латаную рубаху в
горошек, стоптанные лапти с онучами и подпоясали
простой веревкой. Как было не завидовать
“боярам” и “дворянам”, разодетым в
великолепные, сверкающие золотом парчовые
одежды, сшитые из реквизированных поповских риз.
На премьере моя “старуха” Ячикова Таня так
вошла в образ, что плюнула мне прямо в глаза.
Возмутившись, я убежал со сцены, и меня с трудом
уговорили вернуться и продолжать.
Спектакль прошел несколько раз с большим успехом.
Наверное, помогли громкие переживания брата
Ивана, сидевшего в зале и повторявшего при каждом
моем появлении на сцене: “Митька, не подкачай!”
* * *
Посреди Данкова стоял собор, очень похожий на
храм Христа Спасителя, – так утверждал Кузовкин,
бывший еще и замечательным художником.
Я застал еще то время, когда собор был обнесен
оградой, за которой росли старые красивые
деревья, стояли мраморные памятники и кресты над
могилами именитых граждан Данкова. Потом это
место покрыли асфальтом, деревья спилили, а
памятники, в том числе и с кладбища, увезли в
Москву, – как говорили, для облицовки стен
станций лучшего в мире метрополитена.
Помню, как сбрасывали главный колокол, звук
которого был слышен в Лебедяни. Потом в течение
нескольких лет разбирали пятиэтажную колокольню,
которая как-то во время праздничного митинга в
начале 30-х годов привела в панику всех
собравшихся на Соборной площади, когда какой-то
мужик, задрав голову вверх и увидав низко
плывущие облака, завопил: “Караул! Колокольня
падает!” Народ побросал портреты и лозунги и
вмиг разбежался, митинг был сорван.
Собор переделали в Дом культуры. На втором этаже
устроили спортзал, а на первом – зрительный зал с
балконом и сценой на том месте, где был алтарь. Я
пел в хоре ДК, стоял в баритонах рядом с Лёлькой
Лебедевым. Лёлька был старше меня и преподал мне
первые вокальные приемы.
В начале сороковых в Рязани, в военном училище, я
был ротным запевалой. Нас, пятерых курсантов,
даже водили в театр имени Сергея Есенина, где мы
усиливали мужскую группу хора.
А в зиму с 1945 на 1946 год искусство спасло меня в
лагере от неминуемой голодной смерти. Но это уже
другой рассказ…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|