КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Летом музы, как и большинство из нас,
тоже любят взять отпуск. Но «мертвого сезона» в
искусстве не бывает. Под Тверью только что
завершился фестиваль рок-музыки «Нашествие». В
Выборге начинается киномарафон «Окно в Европу».
А дальше – «Киношок» в Анапе. Сегодня мы
рассказываем о событиях, тоже относящихся к
нынешнему лету. Выдающийся украинский актер
Богдан Ступка получил приз Московского
международного кинофестиваля за лучшую мужскую
роль. Один из крупнейших российских режиссеров,
Кама Гинкас, завершил трилогию по рассказам
Чехова. А летний номер журнала «Дружба народов»
представил три удивительных рассказа молодого
прозаика Юрия Пупынина.
Заглянуть в пропасть
Вместе с героями трех рассказов Чехова
решил режиссер Кама Гинкас
Кама Гинкас поставил точку в своей
театральной трилогии “Жизнь прекрасна. По
Чехову”. “Так все-таки – прекрасна?” – спросила
я. Ответил полуцитатой, усмешкой: “Музыка играет
так весело, бодро, и хочется жить!.. То есть, если
вообще жить, жизнь прекрасна. То есть вряд ли… То
есть вообще – прекрасна, а в частности – нет”.
Вслед за рассказами “Черный монах” и “Дама с
собачкой” режиссер перенес на сцену МТЮЗа
“Скрипку Ротшильда” – короткую, как всплеск,
историю исхода Якова Бронзы. “Черного монаха” и
“Даму с собачкой” играли на балконе театра. А
внизу, под публикой, зияла черная пустота. Над
ней, испытывая судьбу, раскачивался Коврин. В нее
ухал с разбегу Черный монах. Из этой разверстой
пасти выныривали, как из пены морской, пловцы в
полосатых купальниках, Гуров и Анна Сергеевна,
чтобы вскоре узнать, из какого сора растет
любовь... “Скрипку Ротшильда” Гинкас играет в
той самой “пропасти” – в зале, на сцене, дав к
началу спектакля полный свет, впав в ересь и
простоту, к которым давно стремился.
…Жил чеховский молчаливый старик Яков Бронза
как умел. Обижался на жизнь – потому что отнимала
радость и увеличивала убытки. Жену не любил. А
может, и любил, но забыл как. Как забыл об умершем
50 лет назад “ребеночке с белокурыми
волосиками”. Рыжего тощего еврея по фамилии
Ротшильд Бронза не любил тоже. Неизвестно за что.
Может, за то, что этот флейтист “даже самое
веселое умудрялся играть жалобно”.
Бездельничать Яков ненавидел. А работал со
страстью. Делал добротные вещи, но делал (вот он,
чеховский абсурд!) гробы. То есть, по сути,
обозначал бессмысленность – как жизни, всегда
уходящей в смерть, так и своей работы, идущей в
итоге на корм червям. Правда, еще Бронза умел
играть на скрипке, за что и уважал его навеки
испуганный Ротшильд. Может, именно эта пагуба
(перебирать струны и слышать чистый звук) и
привела в конце концов семидесятилетнего
гробовщика к прозрению.
Гинкас поставил спектакль про то, как быстро
жизнь утекает сквозь пальцы. Про то, как легко
этого не замечать и как трудно, однажды заметив,
отвлечься от навязчивой мысли. Про то, как
страшно в предпоследнюю минуту осмыслить, чтобы
в последнюю уже ничего не суметь изменить.
Жизнь, оказывается, убыточна, а смерть прибыльна,
рассказывают нам Чехов и режиссер. Этот разговор
требует ясности.
А спектакль ясен. И нестерпимо, удивительно
светел. От некрашеных, янтарного цвета досок –
главного материала чеховского гробовщика и
главного для художника Сергея Бархина – исходит
живое тепло. Косо падающие тени дают ощущение
дали, вечности и покоя (художник по свету Глеб
Фильштинский). Стук падающей доски, который
повторяется в спектакле не раз, отрезвляет:
кажется, именно так, равнодушно и глухо, комья
земли стучат о гроб. Однако, всмотревшись в вещи и
лица “Скрипки”, поймешь, что Гинкас столь же
серьезен и жесток, сколь лукав и добр. Может,
испугать хотел, сведя все к смерти, но, может, и
утешить, сведя все к жизни. Только первые пять
минут домовины на сцене вызывают у зрителя шок.
Зритель сегодня не любит, когда его тревожат.
Потом даже с радостью открываешь, что последнее
пристанище человека похоже на все живое – на
домики с островерхими крышами, стройные трубы
органа, барки на воде, даже на старую вербу с
шишаками вместо отпиленных веток.
Эта верба окажется стражем главного
воспоминания Якова Бронзы, в котором его старуха
предстанет перед ним молодой. Арина Нестерова,
сама похожая на веточку вербы, пробежит по
перевернутой лодке, покачиваясь, рассыпая вокруг
серебряный смех. Старик поймает край ее платка,
тот развяжется и упадет уже на плечи юной девушки
с копной соломенных волос. Не случайно и свой
последний покой, по прихоти Гинкаса, Яков обретет
именно в старой вербе, свернувшись калачиком в
дупле, как в утробе матери. В этом образе Гинкас
уравновесит и примирит акт человеческого
рождения и смерти. Опилки посыпают седую голову
Бронзы, как снег. Стружкой, которую ровно
завивает рубанок гробовщика, Яков
расплачивается с равнодушным хмельным
фельдшером (Алексей Дубровский), как деньгами. И
скрипка в спектакле не скрипка, а пила, но плачет
в объятиях Ротшильда (Игорь Ясулович), как живая.
Завоет, как вьюга в печи, заголосит, как бездомный
пес под забором, и завяжет душу узлом (композитор
Леонид Десятников).
Однажды Гинкас признался, что ставит чеховскую
прозу от отчаяния, не решаясь подступиться к
пьесам: идеальная драматургия требует
идеального воплощения. Но ища адекватности
театра литературе, Гинкас стал мастером
расписывать одну мелодию на разные голоса.
В “Скрипке” четыре голоса, у каждого – свой
лейтмотив. И о каждом герое – Игоря Ясуловича,
Арины Нестеровой, Алексея Дубровского – можно
рассказать длинную, в подробностях историю его
жизни. Как умели в старом МХАТе. Но Валерий
Баринов – Яков Бронза, – конечно, солирует.
Играет мощно, обезоруживая, не прячась за слова и
приемы. Смешно и трагично вместе. Ошеломляя
отчаянием, с каким его герой познает истину.
Умиляя тем, как тяжело, медленно созревает в нем
мысль. В сущности, Гинкас предлагает Баринову
сыграть банальность. Вернее, то, что за годы
потребления всуе превратилось в банальность. Но
сыграть – и это самое трудное – превращение
банального героя в трагического. Когда недалекий
чудак обращается в философа, однажды
потревожившая его мысль об убыточной жизни уже
не останавливается, спешит дальше и приводит
Якова к парадоксу, достойному Сократа: а
смерть-то выгодна и прибыльна. Будешь лежать в
земле, не есть, не пить, не обижать людей. Умирать
легко. Если поймешь, для чего.
Спектаклю “Скрипка Ротшильда” требуется
простодушный зритель. Такой, как Яков Бронза.
Может быть, грубый, недалекий, но не разучившийся
играть на скрипке и способный завещать свое
сокровище заклятому другу Ротшильду. Если Гинкас
вас испугал, прикройте, как в детстве, глаза
руками. А потом из любопытства растопырьте
пальцы и поглядите в щелочку. Люди склонны
беречься от отчаянных мыслей и вечных страхов,
тем более от разговоров о смерти. Но это не в
убыток художнику. Он высказался. А вы догоняйте.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|