КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Летом музы, как и большинство из нас,
тоже любят взять отпуск. Но «мертвого сезона» в
искусстве не бывает. Под Тверью только что
завершился фестиваль рок-музыки «Нашествие». В
Выборге начинается киномарафон «Окно в Европу».
А дальше – «Киношок» в Анапе. Сегодня мы
рассказываем о событиях, тоже относящихся к
нынешнему лету. Выдающийся украинский актер
Богдан Ступка получил приз Московского
международного кинофестиваля за лучшую мужскую
роль. Один из крупнейших российских режиссеров,
Кама Гинкас, завершил трилогию по рассказам
Чехова. А летний номер журнала «Дружба народов»
представил три удивительных рассказа молодого
прозаика Юрия Пупынина.
Между своими и чужими
Неразгаданные персонажи Богдана
Ступки
После того как украинский актер Богдан
Ступка, потрясающе сыграв в российском фильме
“Свои” сельского старосту в услужении у немцев,
который вынужден прятать в своем доме сбежавшего
из плена сына-красноармейца вместе с его двумя
товарищами по несчастью, получил за эту роль
премию на Московском международном
кинофестивале, о нем заговорили как об
исполнителе трагедийного, поистине
шекспировского размаха. Практически
одновременно Ступка появился и в “Водителе для
Веры” в весьма драматичном образе попавшего в
опалу советского генерала накануне краха
“хрущевской эпохи”. И сразу же из этого
62-летнего крупного мастера сцены, давно
известного на своей родине и за ее пределами по
театральным работам классического репертуара
(среди отмеченных государственными премиями еще
СССР, а также Украины – его роли в спектаклях
“Украденное счастье”, “Дядя Ваня”,
“Тевье-Тевель”), бойкие журналисты попытались
сотворить “новую кинозвезду”. Словно и не было
позади свыше тридцати лет пребывания Богдана
Ступки на экране, хотя нельзя сказать, что более
пятидесяти картин, в которых он снялся за это
время, явились заметными произведениями. Ему
чаще поручали довольно отрицательные роли в кино
(особенно впечатляющим получился небезызвестный
Тимофей Лысенко в многосерийном телефильме
“Николай Вавилов”). Так уж повелось с самой
первой – и действительно звездной – работы
Ступки в прославленной картине “Белая птица с
черной отметиной”, кстати, получившей в 1971 году
Золотой приз на МКФ в Москве, где он выступил
одним из братьев Звонарей.
По-настоящему заманчиво сравнить трагического
по своей судьбе Ореста Звонаря (он подался во
время войны в отряд украинских националистов,
уведя с собой и дочь священника Дану, а в итоге
всех перипетий покончил с собой) и ныне
воплощенного Богданом Ступкой в “Своих” явно
неоднозначного характера уже пожилого, но
крепкого и волевого мужика, который пострадал от
советской власти в период раскулачивания. Ему в
пору бы навек озлобиться, мстя завистливым
односельчанам и неблагодарной родине за годы
лишений в лагерях. Однако, вызвавшись стать
старостой при немцах, он скорее озабочен тем, как
выжить самому, его семье и прочим обитателям
деревни на Псковщине, попросту переждать лихую
пору, по-крестьянски мудро и даже с хитрецой
снося неизбежное зло – незваных оккупантов, как
и раньше таща бремя в эпоху коллективизации.
Чужаки придут и уйдут, а вот свои останутся
навсегда. С ними жить и по мере сил добра наживать
– не только в материальном, но и в духовном плане.
Ибо нравственно и по-человечески справедливо все
то, что оказывается на пользу или же в угоду
жизни. Пусть от беглого энкавэдэшника родится в
будущем ребенок у дорогой сердцу молодухи,
которую ты сам уже не можешь осчастливить, а
родной сынок хоть несколько дней помилуется со
своей девахой – может, и она тоже понесет, как
говорят деревенские… Важно, чтобы жизнь
продолжалась несмотря ни на что и вопреки всему.
Даже если ради этого придется убить немецкого
прихвостня-полицмейстера и его пьяную компанию,
спасая сына, а главное – двух дочерей,
арестованных в качестве заложниц.
Своеобразный момент истины в этой роли Ступки из
“Своих” – достаточно долгая для кинематографа
актерская пауза, молчаливое, но подлинно
напряженное обдумывание дальнейших действий,
когда надо решиться на отчаянный шаг во имя всех
родных да и тех пришлых, что волею случая теперь
повязаны с тобой. Мы словно видим человека
изнутри. Однако Богдан Ступка не был бы
хранителем богатой театральной традиции, если бы
одновременно не мог с помощью внешнего рисунка
воспроизвести заметную перемену в персонаже,
отныне готовом идти до конца. Поневоле возникает
ассоциация с тем, как ведут себя накануне
неотвратимых испытаний мощные шекспировские
личности, допустим, Лир или Ричард III.
Но ведь не менее запутана и сложна ситуация в
“Водителе для Веры”, когда высокопоставленный
военачальник должен во что бы то ни стало
сохранить свою честь и в профессиональном плане
(чины из КГБ хотят сделать его козлом отпущения в
политической игре в верхах на фоне зреющего
заговора против надоевшего генсека), и в частной
жизни (дочь-хромоножка, воспитывавшаяся без
матери, забеременела неизвестно от кого). Ступка
предпочитает раскрыть в генерале из “Водителя
для Веры” прежде всего человеческую драму.
Подставленный своими коллегами и попавший в
глуповатое положение из-за дочери, он все же
стремится остаться достойным
товарищем-соратником и готовым на прощение
отцом.
Даже кинематографисты, чаще судящие обо всем
поверхностно, сумели заметить значительную
фигуру, крупную личность, суть которой не
сводится к заурядным представлениям о
положительном и отрицательном, о добре и зле. Тут
следовало бы говорить о человеческом богатстве и
неисчерпаемости натуры – не случайно герои
актера из “Своих” и “Водителя для Веры”
оказываются до конца неразгаданными.
И эти стойкие и непреклонные герои в
интерпретации Богдана Ступки являются
непостижимыми народными характерами, корневыми
и по своей сути накрепко связанными не только с
землей, но и вообще с воздухом того места, где они
обитают. Одним словом, свои, наши!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|