ПОДРОСТКИ В ГОРОДЕ
Рейдовая служба и опасна и трудна
Потому что малолетние бродяги злы,
грязны и на расправу скоры
Насколько полезной оказалась
подобная практика и чему она научила будущих
психологов и педагогов?
Студенты факультета начальной педагогики
Московского государственного открытого
педагогического университета после первого
рейда пришли встревоженные. “А мы не заразимся?
– спрашивали они. – А вдруг мы что-нибудь
подцепим?” Выяснилось, что запугали
практикантов свои же однокурсницы “в
положении” и молодые мамы с маленькими детьми,
которым было разрешено практиковаться по месту
жительства. Пришлось преподавателям
разъяснительную работу проводить. Убеждать.
Уговаривать. Со студентами факультета
инженерной психологии Московского
государственного агроинженерного университета
было куда проще. Практика им понравилась. Они
даже по собственному желанию стали ходить в
рейды и после окончания практики. Сумели
привлечь к этому делу студентов соседних
факультетов.
– Я практикой ребят довольна, – сказала
преподаватель и руководитель практики МГОПУ им.
Шолохова Светлана Недошковская. – Мы обычно
каждый год маемся: куда нам студентов отправить
поучиться? И из года в год повторяется одна и та
же история: мы обзваниваем школы, детские комнаты
милиции, интернаты, упрашиваем взять на практику
наших студентов. Нам говорят, что рады их видеть:
мол, знакомство с будущими кадрами не помешает. А
когда практика начинается, выясняется, что людям
не до нас. В прошлом году у нас был договор с
районной комнатой милиции, вроде бы обо всем
условились. Благо, я приехала заранее. Мне
говорят: ой, знаете, а наш шеф сегодня отгул взял,
а коллег о вас не предупредил. В школах и детдомах
тоже не до нас всегда: студенты приходят, сидят
два часа, хорошо еще, если иногда дадут им какое-то
задание, а то просто бездельничают, затем их
отпускают по домам. И так две недели!
Сколько раз Светлана Недошковская, выискивая
предприятия социальной работы для прохождения
практики студентами, обнаруживала множество
предложений, но, разузнав, что работать придут
студенты, работодатели отвечали отказом. Только
центр “Дети улиц” стал исключением.
– После первого же рейда наши студенты в один
голос заявили, что боятся заразиться. А через
неделю посетовали, что практика слишком короткая.
Не видно плодов своего труда, да и по одному
маршруту не походишь. Выяснили, что нехорошо,
когда с ребенком общаются разные люди: он одному
доверился, рассказал о проблемах, на следующий
день его новый волонтер встречает, ничего про
него не знает, опять те же вопросы задает.
Несколько студенток решили эту проблему
самостоятельно: они теперь работают по
совместительству в одном из районных центров
доверия. Говорят, что к ним приходят те, с кем они
общались на улице во время практики. И все же даже
такая не совсем успешная и продуманная практика
полезна для их будущего. Гарантий же нет, что во
время работы в школе к ним не попадет трудный
ребенок. Время сейчас такое. Так что пусть лучше
заранее готовятся, учатся общаться, выводить в
нормальный мир подростков с асоциальным
поведением с помощью опытных наставников, чем
потом в одиночку биться. Может, теперь захотят
окончить курс по дополнительной профессии –
социальный педагог. А чтобы результат стал более
очевидным, мы в следующий раз постараемся
увеличить время практики.
Отрицательной стороной рейдов преподаватели
обоих вузов назвали походы во вторую смену,
заканчивающиеся в восемь вечера, а то и позже. Это,
по их мнению, несколько опасно для студентов.
– Наши студенты ходили в рейды с удовольствием,
им понравилось, – сказала Елена Козленкова,
преподаватель и руководитель практики МГАУ им.
Горячкина. – Такая практика очень полезна. Для
будущих психологов это своеобразный барьер:
поговорить с чужим человеком, все узнать про него,
да так, чтобы он не слишком завирался. Наши ребята
после первого рейда так бурно радовались своим
профессиональным успехам, что к ним
присоединились студенты других факультетов
университета – инженерного и экономического.
Спрашивается: им-то это зачем? А они: нам тоже
интересно попробовать себя!
Преподаватели считают, что интересно в первую
очередь из-за возраста. Разница между студентами
и беспризорными детьми не такая уж и большая. Они
почти сверстники, что помогает намного быстрее
найти общий язык. В МГАУ, например, был такой
случай: студентка Ольга Отрезкина на одном из
рейдов, поговорив с беспризорным, убедила его
уйти с улицы, причем так, что он сам попросил
отвести его в детский дом; жаль, дальнейшая его
судьба неизвестна.
Многие студенты, закончив МГАУ, будут работать с
учениками ПТУ. Правда, говорят, контингент там
изменился, но трудных подростков все равно
предостаточно, вот опыт нынешних рейдов и
пригодится.
– Конечно, общение с уличными детьми сказывается
на психике студентов, что поделаешь, зато
просыпается чувство реальности, – считает
второй руководитель студенческой практики МГАУ
Людмила Назарова.
Опыт общения студентов с беспризорными детьми
если и не пригодится им для будущей работы, то уж
в их семейной жизни точно понадобится для
воспитания собственных детей. Насмотрелись,
знают теперь, чем все заканчивается, коли как-нибудь
не так себя поведут. А уж как преподаватели
радуются: наговорившись с беспризорными,
студенты к знаниям потянулись, учебный процесс
обещает стать более интенсивным. И от вредных
привычек волонтеры стали незаметно для себя
избавляться: пропагандируешь здоровый образ
жизни, а сам-то?!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|