Я ИДУ УРОКА
На перекрестке времен
“Наше столь загадочное будущее”
Листая “Дневник писателя”, на
страницах которого Ф.М.Достоевский обсуждал с
читателями самые что ни на есть злободневные для
того времени темы, попутно касаясь будущего,
казавшегося “столь загадочным”, нынешний
учитель оставил в книге девять закладок – в тех
местах, которые показались ему неожиданно
современными. Таким образом, каждая из закладок
лежит теперь как бы на пересечении пристальных
взглядов – из прошлого к нам, в будущее, и из
состоявшегося будущего в наше прошлое.
Закладка первая
Детям теперь так все облегчают…
Жаль еще тоже, что детям теперь так все
облегчают – не только всякое изучение, всякое
приобретение знаний, но даже игру и игрушки. Чуть
только ребенок станет лепетать первые слова, и
уже тотчас же начинают его облегчать. Вся
педагогика ушла теперь в заботу об облегчении.
Иногда облегчение вовсе не есть развитие, а, даже
напротив, есть притупление. Две-три мысли, два-три
впечатления поглубже, прожитые в детстве
собственным усилием (а если хотите, так и
страданием), поведут ребенка гораздо глубже в
жизнь, чем самая облегченная школа,
из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни
доброе ни злое, даже и в разврате не развратное, и
в добродетели не добродетельное.
“Что устрицы, пришли? // О радость! Летит
прожорливая младость // Глотать…” Вот эта-то
“обжорливая младость” (единственный дрянной
стих у Пушкина, потому что высказан совсем без
иронии, а почти с похвалой) – вот эта-то
обжорливая младость из чего-нибудь да делается
же? Скверная младость и нежелательная, и я уверен,
что слишком облегченное воспитание чрезвычайно
способствует ее выделке; а у нас уж как этого
добра много!
Закладка вторая
Если бы только не толкались подростки…
Из детей мне больше понравились самые
маленькие; очень милы и развязны. Постарше уже
развязны с некоторою дерзостью. Разумеется, всех
развязнее и веселее была будущая средина и
бездарность, это уже общий закон: средина всегда
развязна, как в детях, так и в родителях…
Но мне все чрезвычайно нравилось, и если бы
только не толкались подростки, то все обошлось бы
к полному удовольствию. В самом деле, взрослые
все празднично и изящно вежливы, а подростки (не
дети, а подростки, будущие молодые люди, в разных
мундирчиках, и которых была тьма) – толкаются
нестерпимо, не извиняясь и проходя мимо с полным
правом. Меня толкнули раз пятьдесят; может быть,
их так тому и учат для развития в них развязности.
Тем не менее мне все нравилось с долгой отвычки,
несмотря даже на страшную духоту, на
электрические солнца и на неистовые командные
крики балетного распорядителя танцев.
Закладка третья
Руководителей нет у нашей молодежи…
Наша молодежь так поставлена, что решительно
нигде не находит никаких указаний на высший
смысл жизни. От наших умных людей и вообще от
руководителей своих она может заимствовать в
наше время, повторяю это, скорее лишь взгляд
сатирический, но уже ничего положительного, – то
есть во что верить, что уважать, обожать, к чему
стремиться, – а все это так нужно, так необходимо
молодежи, всего этого она жаждет и жаждала
всегда, во все века и везде!
…Кстати о молодежи: один весьма молодой человек
прислал мне в письме весьма резкое возражение на
одну тему и подписался под своим резким (но
отнюдь не невежливым) письмом полностью, да еще
выставил адрес. Я пригласил его к себе
объясниться. Он пришел и поразил меня
горячностью и серьезностью своего отношения к
делу. Кое в чем он со мной согласился и ушел в
раздумье.
Замечу еще, что, как мне кажется, юное поколение
наше гораздо лучше умеет спорить, чем старики, то
есть собственно в манере спора: они выслушивают и
дают говорить – и это именно оттого, что для них
объяснение дела дороже их самолюбия.
Уходя, он пожалел о резкости письма своего, и все
это вышло у него с неподдельным достоинством.
Руководителей нет у нашей молодежи, вот что! А уж
как она в них нуждается, как часто она
устремлялась с восторгом вослед людей, хотя и не
стоивших того, но чуть-чуть если искренних! И
каковы или каков должен быть этот будущий
руководитель – там кто бы он ни был? Да и пошлет
ли еще нам таких людей наша русская судьба – вот
вопросы!
Закладка четвертая
Народ хоть и ругается, а по привычке…
Было у военных людей, в огромном большинстве их,
убеждение, что русский солдат, как вышедший из
народа, чрезвычайно любит говорить похабности,
ругатель и сквернослов. А потому, чтоб быть
популярными, иные командиры на учениях, например,
позволяли себе так ругаться, с такими
утонченностями и вывертами, что солдаты
буквально краснели от этих ругательств, а потом у
себя в казармах старались забыть высказанное
начальством и на того, который припоминал,
вскрикивали всею артелью. Я бывал сам лично тому
свидетелем. А командиры-то как довольны были в
душе, что вот, дескать, как они подделались под
дух русского солдата!
Между тем народ русский хоть и ругается, к
сожалению, крепкими словами, но далеко не весь… А
главное (и бесспорно), ругается он скорее
машинально, чем с нравственной утонченностью,
скорее по привычке, чем с умыслом, и вот это-то,
последнее-то, то есть с умыслом, случается лишь в
чрезвычайно редких экземплярах бродяг, пропойц,
презираемых народом.
Народ хоть и ругается по привычке, но сам знает,
что это привычка скверная, и осуждает ее. Так что
отучить народ от ругательств, по-моему, есть
просто дело механической отвычки, а не
нравственного усилия.
Закладка пятая
Бессознательно, да сохраняет…
Что святые воспоминания будут и у нынешних детей,
сомнения, конечно, быть не может, иначе
прекратилась бы живая жизнь. Без святого и
драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний
детства, не может и жить человек. Иной,
по-видимому, о том и не думает, а все-таки эти
воспоминания бессознательно, да сохраняет.
Воспоминания эти могут быть даже тяжелые,
горькие, но ведь и прожитое страдание может
обратиться впоследствии в святыню для души.
Человек и вообще так создан, что любит свое
прожитое страдание. Человек, кроме того, уже по
самой необходимости склонен отмечать как бы
точки в своем прошедшем, чтобы по ним потом
ориентироваться в дальнейшем и выводить по ним
хотя бы нечто целое для порядка и собственного
назидания.
При этом самые сильнейшие и влияющие
воспоминания всегда те, которые остаются с
детства. А потому и сомнения нет, что
воспоминания и впечатления, и, может быть, самые
сильные и святые, унесутся и нынешними детьми в
жизнь. Но что именно будет в этих воспоминаниях,
что именно унесут они с собой в жизнь, как именно
сформируется у них этот дорогой запас – все это,
конечно, и любопытный, и серьезный вопрос. Если б
можно было хоть сколько-нибудь предугадать на
него ответ, то можно бы было утолить много
тревожных современных сомнений, и, может быть,
многие радостно уверовали бы в русскую молодежь;
главное же – можно бы было хоть сколько-нибудь
почувствовать наше будущее, наше русское столь
загадочное будущее.
Закладка шестая
Семейства теперь вовсе нет…
Да и никогда семейство русское не было более
расшатано, разложено, более нерассортировано и
неоформлено, как теперь. Где вы найдете теперь
такие “Детства и отрочества”, которые бы могли
быть воссозданы в таком стройном, отчетливом
изложении, в каком представил, например, нам свою
эпоху и свое семейство граф Лев Толстой, или как в
“Войне и мире” его же? Все эти поэмы теперь не
более лишь как исторические картины давно
прошедшего…
Современное русское семейство становится все
более и более случайным семейством. Именно
случайное семейство – вот определение
современной русской семьи. Старый облик свой она
как-то вдруг потеряла, как-то внезапно даже, а
новый… в силах ли она будет создать себе новый,
желанный, удовлетворяющий русское сердце облик?
Иные и столь серьезные даже люди говорят прямо,
что русского семейства теперь “вовсе нет”.
Разумеется, все это говорится лишь о русском
интеллигентном семействе, то есть в высшем
сословии, не народном. Но, однако, народное-то
семейство – разве теперь оно теперь не вопрос
тоже?
Закладка седьмая
Несравненно больше ленивых…
Но это “прилежные” родители, и их не так много;
несравненно больше ленивых. Всякое переходное и
разлагающееся состояние общества порождает
леность и апатию, потому что лишь очень немногие
в такие эпохи могут ясно видеть перед собою и не
сбиваться с дороги. Большинство же путается,
теряет нитку и, наконец, махает рукой: “Э, чтоб
вас! Какие там еще обязанности, когда и сами-то
никто ничего толком не умеем сказать! Прожить бы
только как-нибудь самому-то, а то что тут еще
обязанности!”
И вот эти ленивые, если только богаты, исполняют
даже все как следует: одевают детей хорошо,
кормят хорошо, нанимают гувернанток, потом
учителей; дети их, наконец, вступают, пожалуй, в
университет, но… отца тут не было, семейства не
было, юноша вступает в жизнь один как перст,
сердцем он не жил, сердце его ничем не связано с
его прошедшим, с семейством, с детством.
Закладка восьмая
Ревностный отец должен...
Итак, начиная ваше трудное дело воспитания детей
ваших, спросите сами себя: можете ли вы обвинить
за все эти проступки и преступления ваши не их, а
именно себя? Если можете, о, тогда вы успеете в
труде вашем! Значит, Бог очистил взгляд ваш и
просветил вашу совесть. Если же не можете, то
лучше и не принимайтесь за ваше намерение.
...О, если научитесь любить их, то, конечно, всего
достигнете. Но ведь даже и любовь есть труд, даже
и любви надобно учиться, верите ли вы тому?
Верите ли вы, наконец, убеждены ли вы, что вас не
остановят и не победят, в прекрасном предприятии
вашем, иные самые мелкие, самые первоначальные,
самые пошлые обыденные заботы, о которых вы,
может быть, теперь и не думаете, но которые,
однако, могут составить наиважнейшее
препятствие добрым начинаниям вашим.
Всякий ревностный и разумный отец знает,
например, сколь важно воздерживаться перед
детьми своими в обыденной семейной жизни от
известной, так сказать, халатности семейных
отношений, от известной распущенности их и
разнузданности, воздерживать себя от дурных и
безобразных привычек, а главное – от невнимания
и пренебрежения к детскому их мнению о вас самих,
к неприятному, безобразному и комическому
впечатлению, которое может зародиться в них
столь часто при созерцании нашей бесшабашности в
семейном быту. Верите ли вы, что ревностный отец
даже должен иногда совсем перевоспитать себя для
детей своих.
О, если родители добры, если любовь их к детям
ревностна и горяча, то дети многое простят им и
многое забудут потом не только из комического и
безобразного, но даже не осудят их
безапелляционно за иные совсем уже дурные дела
их; напротив, сердца их непременно найдут
смягчающие обстоятельства.
Закладка девятая
Если б только того захотел учитель…
Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы
разбойничают… Спросите лишь одну медицину:
какое может родиться поколение от таких пьяниц?..
Не раз уже приходилось народу выручать себя… Он
найдет в себе охранительную силу, которую всегда
находил… Не захочет он сам кабака; захочет труда
и порядка, захочет чести, а не кабака!..
И, слава Богу, все это, кажется, подтверждается; по
крайней мере, есть признаки; мы уже упоминали об
обществах трезвости…
Что если бы поддержал их и нарождающийся наш
школьный учитель! Я знаю, что я человек
непрактический, но мне, представьте себе, – мне
воображается, что даже самый беднейший
какой-нибудь школьный учитель и тот бы ужасно
много мог сделать и единственной одной лишь
своей инициативой, захоти только сделать! В
том-то и дело, что тут важна личность, характер,
важен деловой человек, и такой, который
действительно способен хотеть.
На учительское место у нас большею частью
приезжает теперь молодой человек, хотя бы даже и
желающий сделать добро, но не знающий народа,
мнительный и недоверчивый. После первых, иногда
самых горячих и благородных усилий он быстро
утомляется, смотрит угрюмо, начинает считать
свое место за нечто переходное к лучшему, потом
или спивается окончательно, или за лишние 10
рублей бросает все и бежит куда угодно, даже
даром бежит, даже в Америку, “чтоб испытать
свободный труд в свободном государстве”.
Это случалось и будет случаться и впредь. Там, в
Америке, какой-нибудь гнуснейший антрепренер
морит его на грубой ручной работе, обсчитывает и
даже тузит его кулаками, а он за каждым тузом
восклицает про себя в умилении: “Боже, как эти же
самые тузы на моей родине ретроградны и
неблагородны, и как, напротив, они здесь
благородны, вкусны и либеральны!” И долго еще так
ему будет казаться; не изменять же из-за таких
пустяков своим убеждениям!..
Моя мысль, напомню ее, в том, что даже самый мелкий
сельский школьный учитель мог бы взять на себя
весь почин, всю инициативу освобождения народа
от варварской страсти к пьянству, если б только
того захотел.
Рисунки из альбома Н.Радлова “Рассказы в
картинках”, М., 1960.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|