Я ИДУ УРОКА
Эстафета удивлений
Что же такое должно было произойти,
чтобы учитель наконец прочел книгу, которая
простояла у него в шкафу добрый десяток лет?
Оказывается, отпуск! Нужно было уехать за
тридевять земель, поселиться в хибаре,
натолкнуться на эту книгу и от нечего делать
начать ее перелистывать, не подозревая, что
тут-то и случится главное событие отпуска,
которое сделает его не похожим на все предыдущие.
Так что же получается? Выходит, чтобы текст
чудесным образом вдруг “заиграл”, нужен
необычный контекст. В каком контексте вы будете
читать эту страницу – мы не знаем. А вдруг этот
контекст окажется недостаточно странным и
строки Достоевского пронесутся мимо вас со
скоростью курьерского поезда? Вот мы и решили
внести свою лепту в “остранение” (по
В.Шкловскому) контекста вашего летнего чтения.
Нам почему-то кажется, что многим читателям с
детства знакомы “рассказы в картинках”
художника Н.Радлова (небось теперь их обозвали бы
комиксами)… Так вот, когда мы поместили их рядом
с “Дневником писателя”, то были немало удивлены.
Оказалось, что строки, написанные во второй
половине XIX века специально на злобу дня, и
картинки, нарисованные в середине ХХ века
специально для маленьких детей, неожиданно
подходят друг другу.
Надеемся, что от этого странного соседства
читатели только выиграют: в детских картинках
вдруг откроются философские глубины, а суровые
предостережения великого писателя окажутся не
столь безысходными.
И утешительно, и горько
Каникулярное чтиво
На веранде, которую мы снимали летом в
Крыму, где-то под самым потолком висела
одна-единственная книжная полка. Снизу было
видно, что на полке стоят две пыльные книжки, и
поскольку чтиво, привезенное из дому, через
несколько дней кончилось, я влезла на табуретку и
глянула – Достоевский с Пришвиным. То и другое –
дневники. Причем дома у меня стоят точно такие уж
лет десять, да все руки как-то не доходили. Что ж,
теперь, выходит, дошли и даже пыль с корешков
тщательно стерли. Читать-то в маленьком
приморском поселке больше нечего, кроме разве
романов про жестокую любовь…
Однако Достоевский – да на разморенную жарой и
ленью голову? Но, с другой стороны, дедушка
Пришвин – вообще непонятно что. Кроме
хрестоматийной “Кладовой солнца”, ничто меня
вроде как с ним не связывает…
Я начала с Достоевского и, признаться, никак не
ожидала, что читать буду запоем…
Чем так привлекательно оказалось для меня чтение
дневника Достоевского? Большой писатель и
чрезвычайно занятой человек находил время
откликаться не только на какие-то масштабные
события (такие, как война), но и на совершенно,
казалось бы, частные – вот, например, судебные
тяжбы какие-то. И не просто находил время, а
считал делом своей совести и чести откликнуться
на то, что, как ему казалось, витало в воздухе.
Считал, что он может и должен повлиять на
умонастроение сограждан. Вот эта его
гражданственность меня покорила совершенно. Это
раз.
Во-вторых, многие вещи показались мне
удивительно современными. В этом – и горечь моя,
и утешение одновременно. Особенно в том, что
касается детей, детства, воспитания – именно эти
моменты, строчки, факты, словечки выхватывало
зрение, и ничего в этом странного нет, понятно,
что чтение мое было избирательным, ведь учитель
– он и на Луне учитель, не то что в отпуске.
Текст Достоевского оказался для меня прежде
всего утешительным. Причем не по-хорошему
утешительным. То, что происходит сейчас в России,
в мире, по телевизору и в газетах, возле моей
станции метро и в моем подъезде, то, что
приходится видеть, слышать и нюхать, – уж хуже
некуда: и пьянство, и пошлость, и тупость, и
свинство, и безбожие, и то, что делается с
ребенком (вернее, то, что с ним проделывают
взрослые, которые живут так, как будто после них
– хоть потоп), – все это кажется ужасным,
Апокалипсис наших дней…
Но вот читаешь текст, который написан полтораста
лет назад, – и вдруг оказывается, что Достоевский
тоже в ужасе, он тоже кричит, ему тоже больно,
страшно, и вокруг все то же, и оно так же вопиет: и
пьянство, и зверства, и родительская жестокость,
и бездуховность… И это в девятнадцатом
просвещенном и утонченном веке! И думается, что и
триста лет назад, и пятьсот, наверное, было так же
и то же; но ведь мир при этом как-то же стоит,
как-то держится, еще не рухнул. Это утешает.
А что горько? Да то же самое, только с другого
конца. Вот читаешь о каких-то нелепостях,
дикостях, и настолько эти дикости современны,
актуальны, нормальны – я даже слово не могу
подобрать, – что становится горько и обидно, и
начинаешь унывать, и руки опускаются...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|