ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ
А что после вуза?
Наконец в новой стране нашлось место и
для интеллигентного человека. На рынке труда
сегодня особо ценится интеллигентность
Мнения
московских студентов о факторах жизненного
успеха
(% ко всем ответившим в 1995/ 2000 г.)
Природная одаренность, способности
37,5/ 33,7
Связи, поддержка влиятельных лиц, знакомства
57,9/ 64,4
Предприимчивость, находчивость 43,1/
49,4
Трудолюбие, добросовестность 31,5 / 27,3
Качественное образование 43,4/ 34,7
Везение, удачное стечение обстоятельств
23,8/ 27,4
Умение устраивать свои дела всеми доступными
средствами 15,6/ 15,6
Материальная поддержка родителей, родственников
10,0/ 12,2
Перспективная специальность 24,7/ 23,8
|
Нынешнее «всеобщее» высшее образование
– совсем новый феномен, имеющий так мало общего с
высшим образованием, каким оно существовало в
России на памяти последних нескольких поколений,
что оценивать его по традиционным меркам
бессмысленно. На сцену постиндустриальной
России в самые ближайшие годы выходит
многочисленная группа новых выпускников.
Особого рода высшее образование будет одним из
ее признаков и вполне особого рода
интеллигентность – другим.
На каких именно рабочих местах хотят и
собираются трудиться молодые люди, получившие
современное высшее образование? Все
предпочитаемые занятия относятся к сфере новой
экономики в России. Они появились как реальные
места приложения труда около десяти лет назад и
тут же стали предметом острого влечения для
молодых людей. Не только заработки, которые были
существенно выше, чем в традиционном госсекторе,
но и многие атрибуты этих профессий оказались
очень привлекательными в молодежной среде.
От старой парадигмы профессий и занятий (врач –
учитель – рабочий – военный) к новой (бизнесмен
– менеджер – юрист) совершает переход все
общество. Высшее образование оперативно
откликнулось на этот спрос. Как утверждают
участники групповых дискуссий, давно уже
наступило перепроизводство по этим профессиям
(экономист – менеджер – юрист). Точнее, говорят,
что «хороших все равно мало, а так их пруд пруди».
Но опрошенные студенты в большинстве случаев (42%)
обучались по этим специальностям и в основном
были уверены, что в своих городах они найдут себе
рабочие места.
На смену прежней системе народного хозяйства,
имевшей точкой отсчета интересы ВПК, пришла
новая, ориентированная преимущественно на
производство услуг. К менеджерам в этой сфере
предъявляется принципиально иной набор
требований. Соответственно сместились и
ценности в рамках нового института высшего
образования. Ценность высшего образования как
таковую признают 60–80% молодых людей, а получение
настоящего высшего образования, на чем основана
суть классической высшей школы, делают главным
приоритетом 6–8%.
Если говорить не о статистике реального
распределения выпускников вузов, а учитывать
расхожие мнения о том месте, где им действительно
придется работать, речь в основном идет именно о
сфере услуг, сервисах и тому подобном. Не в одном
городе мы слышали формулу «менеджер секции
мягких игрушек». Здесь звучит взрослая ирония не
столько в адрес занятия, сколько по поводу
детских надежд стать крутым бизнесменом.
В групповых дискуссиях люди подробно объясняли,
почему, на их взгляд, работодатели во всех
случаях ориентируются на людей с высшим
образованием. Именно выпускники вузов проходят
через фильтр – цивилизационный, этический:
работник должен быть носителем новой трудовой
этики («в вузах учат порядочности»), дисциплины, а
также быть «социально предсказуемым».
«Другие манеры, манера общения: не перебивают,
без мата, как на заводе… Работодатель хочет быть
уверен, что девушка не наделает ошибок, что
грамотная, что разговаривает прилично…»
«Диплом для работодателя – показатель культуры:
будет общаться с клиентом на другом уровне,
вежливо, интеллигентно».
То видение интеллигенции, образованных людей,
из-за которого им и предлагают рабочие места в
сфере услуг, в известной мере повторяет черты,
которые эти люди и ценят в себе прежде всего.
Недаром так часто звучат слова
«интеллектуальность», «интеллигентность»,
«порядочность».
«Работодатели правильно делают – общий уровень,
способности, интеллигентность… в состоянии
делать выводы, принимать решения».
«С высшим больше знает, умеет учиться,
интеллектуальное развитие… если смог получить,
значит, он более способный, умный, эрудированный
– там философия, этика».
«Способности обучаться больше, развиваться…
интеллектуальность. Может быть, порядочности
больше… Высшее образование плохого не дает…»
В любом случае речь идет о таких чертах, как
порядочность, мягкость, готовность встать на
позицию партнера, уважение к писаному слову,
знанию и так далее.
Новые принципы офисной и сервисной культуры во
взаимоотношениях с клиентом в наших условиях
должны отличаться от наших старых моделей
обслуживания потребителей примерно в той же
мере, в какой стилевое решение интерьера
(евроремонт) отличается от облика советских
учреждений обслуживания.
Известная практика тащить у барина, у
государства, обсчитывать клиента с точки зрения
бытовой культуры советских людей, сохранившей
эти нормы с дореволюционных времен, не есть
проявление нечестности или нарушение
нравственности, но, напротив, проявление
одобряемой ловкости, заботы о «своих». Всерьез
приняла заповедь «не укради» не только у своих,
но и у чужих лишь небольшая часть отечественной
публики – именно интеллигенция (речь не идет о
том, что она честна, а народ, наоборот, нечестен –
тут разные понимания честности).
А вот никаких специальных знаний, за редким
исключением, от работника не требуется. Все
необходимое он узнает в обучении внутри фирмы
под присмотром работодателя. От работника
требуются не знания, а способность их усвоить.
Другими словами, от учебного процесса в вузе он
должен сохранить не его содержательные
результаты, а сам навык учиться, усваивать
знания.
Многие преподаватели говорят о
«демотивированности» современных студентов как
о беде самых разных вузов. В так называемых
элитных вузах молодых людей, действительно
стремящихся получить некие знания, больше, чем в
вузах, по общему мнению, слабых, но доля
немотивированных студентов и в дорогих
заведениях достаточно велика. Возможно, одна из
причин в том, что специальные знания выпускнику
могут вообще не пригодиться. И тут дело не в том,
что выпускник собирается обмануть работодателя
фиктивными «корочками», а в том, что его
специальные знания работодателя часто мало
волнуют.
Судя по нашим групповым дискуссиям, получение
специальности перестает быть основной целью
вуза. Цель – максимальная адаптация, настрой на
непрерывное обучение.
Алексей ЛЕВИНСТОН, Ольга СТУЧЕВСКАЯ
Аналитический центр Юрия Левады
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|