Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2004

Первая тетрадь. Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ

Портфолио в портфеле

Нужно ли превращать детей в коллекционеров их собственных достижений?

В Федерации интернет-образования на днях обсуждали новую и достаточно спорную идею, связанную с профильным обучением. Педагоги и рабочая группа по профильному обучению при Министерстве образования и науки под руководством Анатолия Пинского собрались, чтобы взвесить все плюсы и минусы школьного портфолио.

Что такое портфолио, знает каждый, кто устраивался на работу. Теперь собирать сведения о своих профессиональных успехах и достижениях придется не только взрослым, но и детям. Планируется, что уже в следующем учебном году портфолио станет обязательным для всех учащихся основной школы.
Школьное портфолио может быть трех видов.
Портфолио документов включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности ученика в школе и за ее пределами (например, участие в олимпиадах, конкурсах).
В портфолио отзывов и рекомендаций собираются отзывы об участии школьников в социальной практике, рекомендации учителей, педагогов дополнительного образования и самоанализ учащихся (характеристика на самих себя).
Наконец, существует портфолио работ и проектов.
Предлагаемое нововведение призвано помочь подросткам определить сферу своих интересов и грамотно выбрать профиль на старшей ступени обучения, а педагогам – составить рейтинг учащихся для конкурсного отбора в 10-е классы в том случае, если спрос превысит предложение.

Самый спорный вопрос: следует ли устанавливать единые федеральные критерии в оценке портфолио? Сегодня каждый пилотный регион решает эту задачу самостоятельно и не очень успешно: в ходе эксперимента так и не удалось выработать четкие критерии оценки отдельных компонентов и разделов портфолио. Где-то действует двухбалльная шкала оценок, где-то 50-балльная, что затрудняет построение объективного образовательного рейтинга учащихся.
По мнению многих участников “круглого стола”, необходимо жестко нормировать количество баллов за те или иные достижения учащихся, установить единую шкалу оценок для того, чтобы избежать разнобоя в уровне требований.
В то же время, по мнению Анатолия Пинского, для оценки портфолио девятиклассников единые требования вовсе не обязательны, поскольку школьники редко мигрируют из одного региона в другой.
Что же касается портфолио для учащихся 10–11 классов, то для его оценки потребуется установить единую для всей страны шкалу, поскольку выпускники школ поступают в федеральные вузы. Таким образом, портфолио в перспективе призван дополнить результаты ЕГЭ.
Кстати, ректоры некоторых ведущих вузов уже выступили с предложением создать федеральную базу данных по индивидуальным достижениям каждого выпускника для дистанционного отбора наиболее одаренных абитуриентов.

В отличие от традиционной пятибалльной системы оценок портфолио дает более полное представление о знаниях и способностях ученика. Кроме того, с его помощью можно избежать предвзятого отношения педагога к кому-либо из детей.
Но есть у нововведения и отрицательные стороны. Главную опасность связывают с формальным бюрократическим подходом, который может привести к тому, что ученик станет рабом портфолио и все свое школьное детство посвятит коллекционированию достижений.
Другая угроза – это возможность появления на свет большого количества липовых портфолио, состоящих из псевдограмот и лженаград.
Опыт показывает, что такие опасения небезосновательны: достаточно вспомнить, какую мощную волну мошенничества породил ЕГЭ. Так стоит ли торопиться с повсеместным внедрением этого начинания?

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru