Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

Приложение
к письму Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2004 г. № 14-51-113/13

Тематика августовских педагогических совещаний

Общие проблемы развития образования

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Федеральный базисный учебный план.
Повышение статуса воспитания в процессе образования (в плане реализации решения коллегии от 25.12.2001 №19/2 «Об итогах развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы и об основных направлениях развития в системе образования на 2002–2004 годы»).
Разработка и реализация региональных программ развития воспитания в системе образования.
Основные направления развития воспитания в образовательных учреждениях в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Актуализация содержания внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях.
Развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением.
Развитие воспитательной среды, воспитательных систем и их вариативности в образовательных учреждениях.
Создание условий для развития воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях на основе традиционного опыта воспитания, этнопедагогики. Анализ итогов II Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений.
Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в образовательных учреждениях.
Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях: опыт, проблемы, перспективы.
Создание условий в образовательных учреждениях для деятельности детских общественных объединений и организаций.
Практика взаимодействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, психолога, педагога-организатора, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностно-ориентированного развития ребенка.
Особенности организации и содержания воспитания в начальной школе.
Особенности организации и содержания воспитания в сельской школе.
Особенности работы с одаренными детьми в массовой школе.
Взаимодействие образовательных учреждений с семьей в целях воспитания и развития личности ребенка.
Развитие различных форм родительского всеобуча в образовательных учреждениях.
Роль дополнительного образования детей в развитии творческих способностей ребенка.
Опыт развития школ полного дня.
Развитие системы дополнительного образования детей на основе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей в России на 2001–2005 годы.
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной среды образовательного учреждения.
Организация каникулярного времени обучающихся в целях их воспитания, развития и социализации.
Опыт и проблемы организации летнего отдыха детей и подростков.
Подготовка образовательными учреждениями празднования 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне.
Традиции православной педагогики и гуманизация образования.
Разработка и реализация региональных программ введения профильного обучения на третьей ступени общего образования.
Результаты мониторинга хода эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
Новые подходы к организации и содержанию получения непрерывного образования на селе.
Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями культуры, здравоохранения и спорта в сельской местности.
Новые подходы к организации и проведению итоговой аттестации выпускников IX классов в условиях введения профильного обучения.
Роль элективных курсов в предпрофильной подготовке обучающихся IX классов основной школы.
Организация сетевого взаимодействия при переходе на профильное обучение на третьей ступени общего образования.
Модели формирования портфеля учебных достижений обучающихся IX и XI классов.
Роль и место негосударственных общеобразовательных учреждений в региональной системе образования.
Развитие сети инновационных образовательных учреждений (авторских школ).
Информационное пространство образования.
Результаты ЕГЭ (в регионах – участниках ЕГЭ).
Проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей.
Повышение воспитательного потенциала урока – важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Проблемы взаимодействия и преемственности общего и профессионального образования.
Создание условий для организации работы с детьми и подростками по месту их жительства, воспитательного пространства микрорайона, малых городов, сельской местности на основе взаимодействия с другими социальными институтами воспитания, общественными организациями, ведомствами.
Роль внутришкольного контроля в совершенствовании управления образовательным учреждением.
Автономность образовательных учреждений и реализация контрольных функций за качеством образования руководством образовательных учреждений и органов управления образованием.
Проблемы модернизации начального профессионального образования.
Создание условий для сохранения здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Рекомендации для методических объединений
Дошкольное образование


Состояние дошкольного образования в субъектах Российской Федерации и пути его модернизации в 2004 году.
Повышение общедоступности дошкольного образования с адресной поддержкой малообеспеченных семей:
развитие и совершенствование традиционной сети дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ);
развитие новых, экономически эффективных форм дошкольного образования;
реструктуризация сети малокомплектных ДОУ, расположенных в сельской местности, целесообразность данной реструктуризации;
отработка различных моделей интеграции дошкольного и начального общего образования;
совершенствование механизмов финансирования ДОУ на нормативной основе, новые подходы к совершенствованию родительской платы за содержание детей в ДОУ.
Создание условий для повышения качества дошкольного образования:
совершенствование программно-методического обеспечения сферы дошкольного образования;
организация предметно-развивающей среды в ДОУ;
осуществление платных дополнительных образовательных услуг и др.
Обеспечение жизнедеятельности де-
тей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Пути формирования системы обеспечения ДОУ высококвалифицированными педагогическими кадрами. Проведение мониторинга потребности ДОУ в педагогических кадрах.

Начальное образование

Приоритетные направления развития начального образования в свете положений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Новые подходы к оценке учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников.
Основные подходы к созданию здоровье-
сберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве общеобразовательного учреждения.
Гражданское воспитание младших школьников.
Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования.
Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения как условия по-
строения траектории развития каждого учащегося.
Нравственный потенциал искусства как средство развития личности младшего школьника.
Взаимодействие игровой и учебно-по-
знавательной деятельности первоклассника в учебном процессе на этапе адаптации к школе.
Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в основную школу.
Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке.
О ходе реализации программы модернизации педагогического образования.

Основное и среднее (полное) общее образование

Оценка качества подготовки выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений.
Качество подготовки выпускников средней общеобразовательной школы (по результатам единого государственного экзамена 2003 г. и мониторинга образовательных достижений, проведенного в 2002/03 учебном году в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования).
Психолого-педагогический аспект личностно-ориентированного обучения.
Проблемы преемственности в обучении в начальной, основной и средней общеобразовательной школе.
Проблемы адаптации обучающихся при переходе на вторую ступень общего образования.
Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Научно-методическое обеспечение преподавания предметов гуманитарного и естественно-научного циклов.
Сопряжение федерального и регионального (национально-регионального) компонентов в содержании общего образования.
Новые информационные технологии в преподавании предметов гуманитарного и естественно-научного циклов.

Русский язык

Новое содержание образования по русскому языку, проблемы создания программ и учебников для второй и третьей ступеней общеобразовательной школы.
Совершенствование преподавания русского языка в старших классах.
О новых подходах к проведению государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классах общеобразовательных учреждений в условиях введения профильного обучения.
Соотношение федерального и национально-регионального компонентов в содержании языкового образования.
Проблема повышения грамотности школьников в современных условиях.
Особенности преподавания русского языка детям беженцев и вынужденных переселенцев.
Опыт преподавания риторики и словесности в школе.
Роль родного языка в развитии и воспитании личности.
Лингвистическое краеведение в школе: опыт работы.
Учебные компьютерные программы по русскому языку.
Эксперимент по введению единого государственного экзамена по русскому языку.
Опыт подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в школах с родным (нерусским) языком обучения.
Проблема оценки качества знаний по русскому языку.

Литература

Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе.
Особенности федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Обновление структуры и содержания образования по литературе: проблемы создания программ и учебников для второй и третьей ступеней общеобразовательной школы.
Проблема итоговой аттестации по литературе.
Эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе.
Уроки литературы в духовном становлении личности современного школьника.
Современные подходы к преподаванию литературы как важного средства духовного формирования личности школьника.

Иностранный язык

Особенности федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам.
Новое содержание образования по иностранным языкам: проблемы создания программ и учебников для первой, второй и третьей ступеней общеобразовательной школы.
Развитие умений и навыков письма и речи на иностранном языке.
Личностно-ориентированное обучение на уроках иностранного языка.
Профильные курсы по иностранным языкам и их место в учебных планах школы.
Особенности организации обучения иностранным языкам в начальной школе.
Роль иностранного языка в развитии и воспитании личности.

История и обществознание

Научно-методическое обеспечение нового содержания исторического и обществоведческого образования.
Современная методология школьного исторического образования.
Опыт урочной и внеурочной деятельности при изучении истории Великой Отечественной войны (к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне).
Формирование социальных компетенций на уроках по социально-экономическим дисциплинам.
Опыт преподавания профильных и элективных курсов по истории и обществознанию.
Формирование системы позитивных ценностей у учащихся на уроках истории и обществознания.
Система правовых знаний в интегрированных курсах обществознания и профильных курсах по праву.
Гражданское образование учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Экономика

Современное состояние, проблемы и перспективы развития школьного экономического образования.
Об особенностях федерального компонента государственного стандарта общего образования по экономике.
О роли экономического образования в социализации личности учащихся.
Опыт работы с одаренными детьми с использованием интернет-технологий (олимпиады и конкурсы по информатике и информационным технологиям).

География

Комплексно-страноведческий подход к изучению школьного курса географии: проблемы и перспективы.
Региональный компонент в школьном курсе географии. Краеведческий подход: особенности его реализации.
Особенности нового стандарта общего образования по географии.
Методика формирования основных общеобразовательных компетенций в процессе изучения географии.
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии.
Географическое образование в условиях перехода на профильное обучение в старших классах.
Эксперимент по введению единого государственного экзамена по географии.

Искусство

Современные подходы к преподаванию искусства как важного средства духовного формирования личности школьника.
Особенности структуры и содержания федерального компонента государственного стандарта общего образования по МХК.
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки, изобразительного искусства.
О введении безотметочного обучения по предметам образовательной области «Искусство».

Основы безопасности жизнедеятельности

Современное состояние, проблемы и перспективы развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Об особенностях регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
О преподавании основ военной службы в рамках программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Вопросы гражданского и патриотического воспитания на уроках ОБЖ.
Учебные сборы – составная часть подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к военной службе.

Физическая культура

Об особенностях федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре.
О здоровьесберегающих технологиях на уроках физической культуры.
О введении безотметочного обучения учащихся на уроках физической культуры.
О прикладной направленности преподавания физической культуры на третьей ступени общеобразовательной школы.
О региональном подходе в организации третьего дополнительного часа в неделю занятий по физической культуре.
Об организации двигательной активности школьников на базе общеобразовательного учреждения (из опыта работы).
Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Математика

Современное состояние, проблемы и перспективы развития математического образования в общеобразовательных учреждениях России в условиях модернизации.
Функции государственного стандарта в организации учебного процесса по математике.
Использование учебно-методических комплектов для организации дифференцированного обучения математике.
Из опыта преподавания вероятностно-статистического материала на второй ступени общего образования.
Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества математической подготовки.
Состав федерального перечня и перечня-каталога учебных изданий по математике и возможности реализации преемственных связей.
Предпрофильная подготовка учащихся
9 классов по математике.
Проблемы преподавания математики в классах гуманитарных профилей старшей школы.
Зачеты как форма дифференцированного контроля знаний учащихся и методика их проведения.
Обучение математике с использованием информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий.
Информатика
Использование учебно-методических комплектов при обучении информатике в начальной школе в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий.
Модели обучения информатике в профильных классах и учебно-методические комплекты для их реализации.
Модели информатизации обучения: формы использования информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий в процессе изучения учебных предметов.
Опыт работы с одаренными детьми с использованием интернет-технологий (олимпиады и конкурсы по информатике и информационным технологиям).

Естественно-научные дисциплины

Модернизация содержания естественно-научного образования в условиях модернизации.
Использование учебных изданий, включенных в федеральный перечень и перечень-каталог учебных изданий для реализации вариативности естественно-научного образования.
Применение информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий в преподавании биологии, физики, химии.
Естествознание в классах гуманитарного профиля средней школы.
Анализ результатов экспериментального преподавания естественно-научных дисциплин в профильных классах в 2003/04 учебном году. Итоги мониторинга.
Современный подход к оценке качества естественно-научного образования школьников.
Организационно-методические особенности преподавания экологии в рамках регионального (национально-регионального) компонента.
Из опыта организации и проведения всероссийских олимпиад школьников по физике, химии, биологии и экологии.

Технология

Усиление роли технологической подготовки в обеспечении социализации, самореализации и развития личности учащихся общеобразовательных учреждений.
Экспериментальное преподавание предметов образовательной области “Технология” в старших профильных классах в 2004/05 учебном году. Организация эксперимента по профильному обучению в 10 классе.
Апробация обновленного содержания технологии в условиях введения федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Взаимодействие межшкольных учебных комбинатов с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования для решения задач модернизации образования.

Библиотеки общеобразовательных учреждений

Совершенствование информационной системы учебного книгоиздания.
Совершенствование системы обеспечения общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебными изданиями.
Взаимодействие библиотек образовательных учреждений и библиотек других ведомств, в том числе взаимодействие библиотек общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и сельских библиотек.
Задачи и функции современной школьной библиотеки (информационная, образовательная, развивающая, досуговая и др.).
Роль школьной библиотеки в воспитании детей и молодежи.
Роль школьной библиотеки в повышении профессионализма учителя и развитии его творческого потенциала.
Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций.
Внедрение и использование новых информационных технологий в работе школьной библиотеки.
Реализация решений коллегии Минобразования России «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации».

Социально-педагогическая поддержка детей и реабилитационная работа

О дополнительных мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в соответствии с решением коллегии от 24.06.2003 № 10/1 “О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”).
Об организации работы по выявлению и учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, и мерах по обеспечению получения ими обязательного основного общего образования (в том числе по результатам анализа данных по форме 1-НД за 2003 год).
О мерах по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих воспитательную, психолого-педагогическую и социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях.
Об организации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказании им помощи в воспитании детей.
Об исполнении законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны прав и законных интересов несовершеннолетних.
Об организации деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека (попечительство), приемные, патронатные семьи и т.д.) (в соответствии с решением коллегии от 21.01.2003 № 1 «О состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи»).
Об организации работы по предупреждению злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществами, их незаконного оборота в образовательных учреждениях (в соответствии с приказом Минобразования России от 05.02.2002 № 330 “О реализации решения коллегии Минобразования России от 15.01.2002 № 1”); об организации работы по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами.
О совершенствовании деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школ-интернатов, кадетских школ (кадетских школ-интернатов).
О деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, мерах по развитию сети указанных учреждений, межведомственном взаимодействии в решении вопросов помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (в соответствии с решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации по вопросу “О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними” от 24.09.2001 № 3).
О роли попечительских советов в создании надлежащих условий содержания, обучения и воспитания несовершеннолетних, воспитывающихся в интернатных образовательных учреждениях.
О создании системы постинтернатной адаптации выпускников образовательных интернатных учреждений, несовершеннолетних, выпущенных из воспитательных колоний.

Специальное образование

Организация обучения детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Открытие X–XII классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях ХIII вида с углубленной трудовой подготовкой.
Проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации специального (коррекционного) образования.
Создание условий для повышения качества специального (коррекционного) образования.
Организация и управление деятельностью службы практической психологии образования на современном этапе.
Информационные технологии в деятельности службы практической психологии.
Психологические индивидуально-ориентированные и коррекционно-развивающие программы и технологии в образовании.
Программно-целевой подход в решении проблем психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Организация системы физического воспитания в школе.
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Начальное профессиональное образование

Концепция реализации среднего (полного) образования в системе начального профессионального образования.
Концепция федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального профессионального образования (второго поколения).
Участие образовательных учреждений начального профессионального образования в эксперименте по ЕГЭ.
Модернизация системы подготовки педагогических кадров и обеспечения ими учреждений начального профессионального образования.
Расширение участия организаций различных форм собственности в развитии материально-технической базы учреждений начального профессионального образования.
Практические и организационно-методические основы начального профессионального образования и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы.
Развитие образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Обновление программно-методического обеспечения. Опыт создания дополнительных образовательных программ различной направленности.
Оценка результативности и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Организация дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении – эффективный путь повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения.
Взаимодействие органов управления образованием и образовательных учреждений с заинтересованными ведомствами и организациями (культуры, науки, спорта и др.): совместные программы и проекты в области воспитания и дополнительного образования детей.
Развитие творческого потенциала ребенка в системе дополнительного образования детей. Создание условий для личностного развития детей.
Опыт взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в учреждениях дополнительного образования детей.
Проблема подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для дополнительного образования детей. Пути ее решения.
Создание региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.
Опыт введения образовательными учреждениями должностей: педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, классный воспитатель.
Опыт участия учреждений дополнительного образования детей субъектов Российской Федерации во всероссийских мероприятиях.
Организация работы учреждений дополнительного образования детей в условиях многоканального финансирования.
Формирование здорового образа жизни – основа предупреждения негативных проявлений в среде обучающихся.
Развитие и расширение масштабов дополнительных образовательных услуг системы среднего профессионального образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru