ДОКУМЕНТЫ
Приложение
к письму Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2004 г. № 14-51-113/13
Тематика августовских
педагогических совещаний
Общие проблемы развития
образования
Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования.
Федеральный базисный учебный план.
Повышение статуса воспитания в процессе
образования (в плане реализации решения коллегии
от 25.12.2001 №19/2 «Об итогах развития воспитания в
системе образования России на 1999–2001 годы и об
основных направлениях развития в системе
образования на 2002–2004 годы»).
Разработка и реализация региональных программ
развития воспитания в системе образования.
Основные направления развития воспитания в
образовательных учреждениях в связи с принятием
Концепции модернизации российского образования
на период до 2010 года.
Актуализация содержания внеурочной работы в
общеобразовательных учреждениях.
Развитие государственно-общественных форм
управления образовательным учреждением.
Развитие воспитательной среды, воспитательных
систем и их вариативности в образовательных
учреждениях.
Создание условий для развития воспитательных
систем в общеобразовательных учреждениях на
основе традиционного опыта воспитания,
этнопедагогики. Анализ итогов II Всероссийского
конкурса воспитательных систем образовательных
учреждений.
Духовно-нравственное, патриотическое и
гражданское воспитание обучающихся в
образовательных учреждениях.
Развитие ученического самоуправления в
образовательных учреждениях: опыт, проблемы,
перспективы.
Создание условий в образовательных учреждениях
для деятельности детских общественных
объединений и организаций.
Практика взаимодействия классного руководителя,
воспитателя группы продленного дня, психолога,
педагога-организатора, социального педагога,
педагога дополнительного образования по
созданию необходимых условий для нравственного
воспитания и личностно-ориентированного
развития ребенка.
Особенности организации и содержания воспитания
в начальной школе.
Особенности организации и содержания воспитания
в сельской школе.
Особенности работы с одаренными детьми в
массовой школе.
Взаимодействие образовательных учреждений с
семьей в целях воспитания и развития личности
ребенка.
Развитие различных форм родительского всеобуча
в образовательных учреждениях.
Роль дополнительного образования детей в
развитии творческих способностей ребенка.
Опыт развития школ полного дня.
Развитие системы дополнительного образования
детей на основе реализации Межведомственной
программы развития системы дополнительного
образования детей в России на 2001–2005 годы.
Психолого-педагогическое обеспечение
воспитательной среды образовательного
учреждения.
Организация каникулярного времени обучающихся в
целях их воспитания, развития и социализации.
Опыт и проблемы организации летнего отдыха детей
и подростков.
Подготовка образовательными учреждениями
празднования 60-летнего юбилея Победы в Великой
Отечественной войне.
Традиции православной педагогики и гуманизация
образования.
Разработка и реализация региональных программ
введения профильного обучения на третьей
ступени общего образования.
Результаты мониторинга хода эксперимента по
реструктуризации сети общеобразовательных
учреждений, расположенных в сельской местности.
Новые подходы к организации и содержанию
получения непрерывного образования на селе.
Сетевое взаимодействие общеобразовательных
учреждений с учреждениями культуры,
здравоохранения и спорта в сельской местности.
Новые подходы к организации и проведению
итоговой аттестации выпускников IX классов в
условиях введения профильного обучения.
Роль элективных курсов в предпрофильной
подготовке обучающихся IX классов основной школы.
Организация сетевого взаимодействия при
переходе на профильное обучение на третьей
ступени общего образования.
Модели формирования портфеля учебных достижений
обучающихся IX и XI классов.
Роль и место негосударственных
общеобразовательных учреждений в региональной
системе образования.
Развитие сети инновационных образовательных
учреждений (авторских школ).
Информационное пространство образования.
Результаты ЕГЭ (в регионах – участниках ЕГЭ).
Проблемы интеграции общего и дополнительного
образования детей.
Повышение воспитательного потенциала урока –
важнейшее условие организации эффективного
воспитательного процесса в общеобразовательном
учреждении.
Проблемы взаимодействия и преемственности
общего и профессионального образования.
Создание условий для организации работы с детьми
и подростками по месту их жительства,
воспитательного пространства микрорайона, малых
городов, сельской местности на основе
взаимодействия с другими социальными
институтами воспитания, общественными
организациями, ведомствами.
Роль внутришкольного контроля в
совершенствовании управления образовательным
учреждением.
Автономность образовательных учреждений и
реализация контрольных функций за качеством
образования руководством образовательных
учреждений и органов управления образованием.
Проблемы модернизации начального
профессионального образования.
Создание условий для сохранения здоровья
обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Рекомендации для методических
объединений
Дошкольное образование
Состояние дошкольного образования в субъектах
Российской Федерации и пути его модернизации в
2004 году.
Повышение общедоступности дошкольного
образования с адресной поддержкой
малообеспеченных семей:
развитие и совершенствование традиционной сети
дошкольных образовательных учреждений (далее –
ДОУ);
развитие новых, экономически эффективных форм
дошкольного образования;
реструктуризация сети малокомплектных ДОУ,
расположенных в сельской местности,
целесообразность данной реструктуризации;
отработка различных моделей интеграции
дошкольного и начального общего образования;
совершенствование механизмов финансирования
ДОУ на нормативной основе, новые подходы к
совершенствованию родительской платы за
содержание детей в ДОУ.
Создание условий для повышения качества
дошкольного образования:
совершенствование программно-методического
обеспечения сферы дошкольного образования;
организация предметно-развивающей среды в ДОУ;
осуществление платных дополнительных
образовательных услуг и др.
Обеспечение жизнедеятельности де-
тей раннего возраста в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
Пути формирования системы обеспечения ДОУ
высококвалифицированными педагогическими
кадрами. Проведение мониторинга потребности ДОУ
в педагогических кадрах.
Начальное образование
Приоритетные направления развития начального
образования в свете положений Концепции
модернизации российского образования на период
до 2010 года.
Новые подходы к оценке учебных достижений
младших школьников в условиях безотметочного
обучения.
Педагогические условия укрепления здоровья
младших школьников.
Основные подходы к созданию здоровье-
сберегающей среды в
воспитательно-образовательном пространстве
общеобразовательного учреждения.
Гражданское воспитание младших школьников.
Формирование общих учебных умений и навыков и
овладение способами деятельности в процессе
освоения предметного содержания начального
общего образования.
Обеспечение дифференциации и индивидуализации
обучения как условия по-
строения траектории развития каждого учащегося.
Нравственный потенциал искусства как средство
развития личности младшего школьника.
Взаимодействие игровой и учебно-по-
знавательной деятельности первоклассника в
учебном процессе на этапе адаптации к школе.
Формирование адаптационно-развивающей среды при
переходе из начальной в основную школу.
Современные формы организации совместной
деятельности младших школьников на уроке.
О ходе реализации программы модернизации
педагогического образования.
Основное и среднее (полное) общее
образование
Оценка качества подготовки выпускников IX и XI (XII)
классов общеобразовательных учреждений.
Качество подготовки выпускников средней
общеобразовательной школы (по результатам
единого государственного экзамена 2003 г. и
мониторинга образовательных достижений,
проведенного в 2002/03 учебном году в рамках
эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания общего образования).
Психолого-педагогический аспект
личностно-ориентированного обучения.
Проблемы преемственности в обучении в начальной,
основной и средней общеобразовательной школе.
Проблемы адаптации обучающихся при переходе на
вторую ступень общего образования.
Элективные курсы в системе предпрофильной
подготовки и профильного обучения.
Научно-методическое обеспечение преподавания
предметов гуманитарного и естественно-научного
циклов.
Сопряжение федерального и регионального
(национально-регионального) компонентов в
содержании общего образования.
Новые информационные технологии в преподавании
предметов гуманитарного и естественно-научного
циклов.
Русский язык
Новое содержание образования по русскому языку,
проблемы создания программ и учебников для
второй и третьей ступеней общеобразовательной
школы.
Совершенствование преподавания русского языка в
старших классах.
О новых подходах к проведению государственной
итоговой аттестации по русскому языку в 9 классах
общеобразовательных учреждений в условиях
введения профильного обучения.
Соотношение федерального и
национально-регионального компонентов в
содержании языкового образования.
Проблема повышения грамотности школьников в
современных условиях.
Особенности преподавания русского языка детям
беженцев и вынужденных переселенцев.
Опыт преподавания риторики и словесности в
школе.
Роль родного языка в развитии и воспитании
личности.
Лингвистическое краеведение в школе: опыт
работы.
Учебные компьютерные программы по русскому
языку.
Эксперимент по введению единого
государственного экзамена по русскому языку.
Опыт подготовки к единому государственному
экзамену по русскому языку в школах с родным
(нерусским) языком обучения.
Проблема оценки качества знаний по русскому
языку.
Литература
Традиции и новаторство в преподавании
литературы в современной школе.
Особенности федерального компонента
государственного стандарта общего образования
по литературе.
Обновление структуры и содержания образования
по литературе: проблемы создания программ и
учебников для второй и третьей ступеней
общеобразовательной школы.
Проблема итоговой аттестации по литературе.
Эксперимент по введению единого
государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе.
Уроки литературы в духовном становлении
личности современного школьника.
Современные подходы к преподаванию литературы
как важного средства духовного формирования
личности школьника.
Иностранный язык
Особенности федерального компонента
государственного стандарта общего образования
по иностранным языкам.
Новое содержание образования по иностранным
языкам: проблемы создания программ и учебников
для первой, второй и третьей ступеней
общеобразовательной школы.
Развитие умений и навыков письма и речи на
иностранном языке.
Личностно-ориентированное обучение на уроках
иностранного языка.
Профильные курсы по иностранным языкам и их
место в учебных планах школы.
Особенности организации обучения иностранным
языкам в начальной школе.
Роль иностранного языка в развитии и воспитании
личности.
История и обществознание
Научно-методическое обеспечение нового
содержания исторического и обществоведческого
образования.
Современная методология школьного
исторического образования.
Опыт урочной и внеурочной деятельности при
изучении истории Великой Отечественной войны (к
60-летию Победы в Великой Отечественной войне).
Формирование социальных компетенций на уроках
по социально-экономическим дисциплинам.
Опыт преподавания профильных и элективных
курсов по истории и обществознанию.
Формирование системы позитивных ценностей у
учащихся на уроках истории и обществознания.
Система правовых знаний в интегрированных
курсах обществознания и профильных курсах по
праву.
Гражданское образование учащихся
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации.
Экономика
Современное состояние, проблемы и перспективы
развития школьного экономического образования.
Об особенностях федерального компонента
государственного стандарта общего образования
по экономике.
О роли экономического образования в
социализации личности учащихся.
Опыт работы с одаренными детьми с использованием
интернет-технологий (олимпиады и конкурсы по
информатике и информационным технологиям).
География
Комплексно-страноведческий подход к изучению
школьного курса географии: проблемы и
перспективы.
Региональный компонент в школьном курсе
географии. Краеведческий подход: особенности его
реализации.
Особенности нового стандарта общего образования
по географии.
Методика формирования основных
общеобразовательных компетенций в процессе
изучения географии.
Система самостоятельных и практических работ по
географии: их роль в усилении прикладной
направленности школьной географии.
Географическое образование в условиях перехода
на профильное обучение в старших классах.
Эксперимент по введению единого
государственного экзамена по географии.
Искусство
Современные подходы к преподаванию искусства
как важного средства духовного формирования
личности школьника.
Особенности структуры и содержания федерального
компонента государственного стандарта общего
образования по МХК.
Развитие творческих способностей обучающихся на
уроках музыки, изобразительного искусства.
О введении безотметочного обучения по предметам
образовательной области «Искусство».
Основы безопасности
жизнедеятельности
Современное состояние, проблемы и перспективы
развития курса «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Об особенностях регионального
(национально-регионального) компонента
государственного стандарта общего образования
по основам безопасности жизнедеятельности.
О преподавании основ военной службы в рамках
программы курса «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Вопросы гражданского и патриотического
воспитания на уроках ОБЖ.
Учебные сборы – составная часть подготовки
обучающихся общеобразовательных учреждений к
военной службе.
Физическая культура
Об особенностях федерального компонента
государственного стандарта общего образования
по физической культуре.
О здоровьесберегающих технологиях на уроках
физической культуры.
О введении безотметочного обучения учащихся на
уроках физической культуры.
О прикладной направленности преподавания
физической культуры на третьей ступени
общеобразовательной школы.
О региональном подходе в организации третьего
дополнительного часа в неделю занятий по
физической культуре.
Об организации двигательной активности
школьников на базе общеобразовательного
учреждения (из опыта работы).
Учебно-методическое обеспечение уроков
физической культуры для учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской
группе.
Математика
Современное состояние, проблемы и перспективы
развития математического образования в
общеобразовательных учреждениях России в
условиях модернизации.
Функции государственного стандарта в
организации учебного процесса по математике.
Использование учебно-методических комплектов
для организации дифференцированного обучения
математике.
Из опыта преподавания
вероятностно-статистического материала на
второй ступени общего образования.
Единый государственный экзамен – современный
подход к оценке качества математической
подготовки.
Состав федерального перечня и перечня-каталога
учебных изданий по математике и возможности
реализации преемственных связей.
Предпрофильная подготовка учащихся
9 классов по математике.
Проблемы преподавания математики в классах
гуманитарных профилей старшей школы.
Зачеты как форма дифференцированного контроля
знаний учащихся и методика их проведения.
Обучение математике с использованием
информационно-коммуникационных технологий и
интернет-технологий.
Информатика
Использование учебно-методических комплектов
при обучении информатике в начальной школе в
рамках эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования.
Информатика в основной школе как обязательный
предмет, формирующий компетенции учащихся в
области информационно-коммуникационных
технологий и интернет-технологий.
Модели обучения информатике в профильных
классах и учебно-методические комплекты для их
реализации.
Модели информатизации обучения: формы
использования информационно-коммуникационных
технологий и интернет-технологий в процессе
изучения учебных предметов.
Опыт работы с одаренными детьми с использованием
интернет-технологий (олимпиады и конкурсы по
информатике и информационным технологиям).
Естественно-научные дисциплины
Модернизация содержания естественно-научного
образования в условиях модернизации.
Использование учебных изданий, включенных в
федеральный перечень и перечень-каталог учебных
изданий для реализации вариативности
естественно-научного образования.
Применение информационно-коммуникационных
технологий и интернет-технологий в преподавании
биологии, физики, химии.
Естествознание в классах гуманитарного профиля
средней школы.
Анализ результатов экспериментального
преподавания естественно-научных дисциплин в
профильных классах в 2003/04 учебном году. Итоги
мониторинга.
Современный подход к оценке качества
естественно-научного образования школьников.
Организационно-методические особенности
преподавания экологии в рамках регионального
(национально-регионального) компонента.
Из опыта организации и проведения всероссийских
олимпиад школьников по физике, химии, биологии и
экологии.
Технология
Усиление роли технологической подготовки в
обеспечении социализации, самореализации и
развития личности учащихся общеобразовательных
учреждений.
Экспериментальное преподавание предметов
образовательной области “Технология” в старших
профильных классах в 2004/05 учебном году.
Организация эксперимента по профильному
обучению в 10 классе.
Апробация обновленного содержания технологии в
условиях введения федерального компонента
государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования.
Взаимодействие межшкольных учебных комбинатов с
общеобразовательными учреждениями,
учреждениями дополнительного, начального,
среднего и высшего профессионального
образования для решения задач модернизации
образования.
Библиотеки общеобразовательных
учреждений
Совершенствование информационной системы
учебного книгоиздания.
Совершенствование системы обеспечения
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации учебными изданиями.
Взаимодействие библиотек образовательных
учреждений и библиотек других ведомств, в том
числе взаимодействие библиотек
общеобразовательных учреждений, расположенных в
сельской местности, и сельских библиотек.
Задачи и функции современной школьной
библиотеки (информационная, образовательная,
развивающая, досуговая и др.).
Роль школьной библиотеки в воспитании детей и
молодежи.
Роль школьной библиотеки в повышении
профессионализма учителя и развитии его
творческого потенциала.
Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций.
Внедрение и использование новых информационных
технологий в работе школьной библиотеки.
Реализация решений коллегии Минобразования
России «Об основных направлениях
совершенствования деятельности библиотек
учреждений общего образования Российской
Федерации».
Социально-педагогическая поддержка
детей и реабилитационная работа
О дополнительных мерах по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (в соответствии с решением
коллегии от 24.06.2003 № 10/1 “О деятельности органов
управления образованием субъектов Российской
Федерации по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних”).
Об организации работы по выявлению и учету
несовершеннолетних, не посещающих или
систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательных учреждениях,
и мерах по обеспечению получения ими
обязательного основного общего образования (в
том числе по результатам анализа данных по форме
1-НД за 2003 год).
О мерах по организации подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров,
осуществляющих воспитательную,
психолого-педагогическую и
социально-педагогическую работу в
образовательных учреждениях.
Об организации информационно-просветительской
работы с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних, оказании им помощи в
воспитании детей.
Об исполнении законодательства Российской
Федерации и законодательства субъектов
Российской Федерации в области охраны прав и
законных интересов несовершеннолетних.
Об организации деятельности по устройству
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи граждан
(усыновление, опека (попечительство), приемные,
патронатные семьи и т.д.) (в соответствии с
решением коллегии от 21.01.2003 № 1 «О состоянии
работы органов управления образованием
субъектов Российской Федерации, органов опеки и
попечительства по устройству детей, оставшихся
без попечения родителей, на воспитание в семьи»).
Об организации работы по предупреждению
злоупотребления наркотиками и иными
психоактивными веществами, их незаконного
оборота в образовательных учреждениях (в
соответствии с приказом Минобразования России
от 05.02.2002 № 330 “О реализации решения коллегии
Минобразования России от 15.01.2002 № 1”); об
организации работы по реабилитации
несовершеннолетних, злоупотребляющих
наркотиками и иными психоактивными веществами.
О совершенствовании деятельности
образовательных учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
общеобразовательных школ-интернатов, кадетских
школ (кадетских школ-интернатов).
О деятельности специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого и
открытого типа, мерах по развитию сети указанных
учреждений, межведомственном взаимодействии в
решении вопросов помещения несовершеннолетних в
специальные учебно-воспитательные учреждения
закрытого типа (в соответствии с решением
Межведомственной комиссии по делам
несовершеннолетних при Правительстве
Российской Федерации по вопросу “О расширении
сети специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого и открытого типа, повышении
их роли в индивидуальной профилактической
работе с несовершеннолетними” от 24.09.2001 № 3).
О роли попечительских советов в создании
надлежащих условий содержания, обучения и
воспитания несовершеннолетних, воспитывающихся
в интернатных образовательных учреждениях.
О создании системы постинтернатной адаптации
выпускников образовательных интернатных
учреждений, несовершеннолетних, выпущенных из
воспитательных колоний.
Специальное образование
Организация обучения детей-инвалидов с
интеллектуальной недостаточностью в
общеобразовательных и специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях.
Открытие X–XII классов в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях ХIII
вида с углубленной трудовой подготовкой.
Проблемы интеграции лиц с ограниченными
возможностями здоровья в условиях модернизации
специального (коррекционного) образования.
Создание условий для повышения качества
специального (коррекционного) образования.
Организация и управление деятельностью службы
практической психологии образования на
современном этапе.
Информационные технологии в деятельности службы
практической психологии.
Психологические индивидуально-ориентированные
и коррекционно-развивающие программы и
технологии в образовании.
Программно-целевой подход в решении проблем
психологического здоровья обучающихся,
воспитанников.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе.
Организация системы физического воспитания в
школе.
Формирование ценностей здоровья и здорового
образа жизни.
Начальное профессиональное
образование
Концепция реализации среднего (полного)
образования в системе начального
профессионального образования.
Концепция федеральных компонентов
государственных образовательных стандартов
начального профессионального образования
(второго поколения).
Участие образовательных учреждений начального
профессионального образования в эксперименте по
ЕГЭ.
Модернизация системы подготовки педагогических
кадров и обеспечения ими учреждений начального
профессионального образования.
Расширение участия организаций различных форм
собственности в развитии
материально-технической базы учреждений
начального профессионального образования.
Практические и организационно-методические
основы начального профессионального
образования и профессиональной подготовки детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей: опыт,
проблемы, перспективы.
Развитие образовательного процесса в учреждении
дополнительного образования детей. Обновление
программно-методического обеспечения. Опыт
создания дополнительных образовательных
программ различной направленности.
Оценка результативности и качества деятельности
учреждений дополнительного образования детей.
Организация дополнительного образования детей в
общеобразовательном учреждении – эффективный
путь повышения воспитательного потенциала
образовательного учреждения.
Взаимодействие органов управления образованием
и образовательных учреждений с
заинтересованными ведомствами и организациями
(культуры, науки, спорта и др.): совместные
программы и проекты в области воспитания и
дополнительного образования детей.
Развитие творческого потенциала ребенка в
системе дополнительного образования детей.
Создание условий для личностного развития детей.
Опыт взаимодействия педагогов, учащихся и
родителей в учреждениях дополнительного
образования детей.
Проблема подготовки, повышения квалификации и
переподготовки кадров для дополнительного
образования детей. Пути ее решения.
Создание региональной системы повышения
квалификации педагогических и руководящих
кадров системы дополнительного образования
детей.
Опыт введения образовательными учреждениями
должностей: педагог дополнительного
образования, социальный педагог,
педагог-организатор, педагог-психолог, классный
воспитатель.
Опыт участия учреждений дополнительного
образования детей субъектов Российской
Федерации во всероссийских мероприятиях.
Организация работы учреждений дополнительного
образования детей в условиях многоканального
финансирования.
Формирование здорового образа жизни – основа
предупреждения негативных проявлений в среде
обучающихся.
Развитие и расширение масштабов дополнительных
образовательных услуг системы среднего
профессионального образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|