Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Ни слова о заборе

Интеграция детей с особенностями развития в обыкновенный детский сад, в обыкновенную школу, в обыкновенную жизнь буксует. Почему?

Ведущие сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета, Психологического института Российской академии образования и Департамента образования Москвы собрали на десятую научно-практическую конференцию педагогов, психологов, социальных работников и врачей со всей Москвы и Московской области. Специалисты обменялись опытом, поделились новыми подходами к реабилитации, социализации и образованию детей с особенностями в развитии.
Конференция, посвященная милосердию и человечности, носила, увы, страшноватое название – «Проблемы трансляции и институализации инновационного опыта в работе с особенными детьми и их семьями». Впрочем, оно легко переводилось на более понятный язык: «Обсудим вместе и поделимся опытом, как помочь детям и их семьям в трудной ситуации».
Одна из самых сложных проблем – интеграция детей-инвалидов в обыкновенный детский сад, в обыкновенную школу, в обыкновенную жизнь. Изоляция негативно сказывается на всем их будущем, ограничивает возможности и перспективы. Вредна она для всего общества, ибо обесчеловечивает атмосферу социума, которая и без того далека от гуманизма. Казалось бы, мысль эта достаточно очевидна. Но...
«Все еще приходится пробивать лбом стену, – сказала Ольга Курьянова, сотрудник из Фонда поддержки интегративного образования «Шаг навстречу». – Совместное пребывание здоровых детей и детей с особенностями развития в детском саду – самое лучшее, что только можно придумать, огромный плюс для каждого ребенка. Ведь в специализированном учреждении нет естественной атмосферы обыкновенной жизни, ребенку-инвалиду не к чему стремиться. А обычные, с самых первых лет общаясь с особенными детьми, принимают дружбу с ними совершенно естественно».
Ольга Чеканова, директор интегративного детского сада компенсаторного типа, рассказала, что в начале 90-х годов в Москве при Центре лечебной педагогики были организованы первые интегративные группы. Работа продолжилась затем и в рамках государственного детского сада. Но настала пора идти ребятишкам в школу. Куда, в какую? В интернат, чтобы год за годом быть запертыми в четырех стенах? На такую жестокость не решились. Здесь же, параллельно с интегративным детским садиком, создали первый класс, где начали заниматься дети со сложными нарушениями, каждый имел устрашающий диагноз – «необучаем». Родители и педагоги объединились в общественную организацию «Дорога к дому». И теперь с успехом отстаивают право каждого ребенка жить так, как все дети – в семье, в школе, в обществе, а не за забором специализированного учреждения. Но тут новая напасть. Тем, кто пошел тогда в первый класс, сейчас уже 14–15 лет. Что с ними делать дальше?
«У нас есть мастерские – швейные, керамические. Ребенок даже с самыми тяжелыми нарушениями способен освоить несложные, но востребованные в обществе навыки, – считает Ольга Чеканова. – Важно, чтобы права этих детей на развитие и самореализацию были поддержаны на государственном уровне».

Александр КАСИЦИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru