ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Ни слова о заборе
Интеграция детей с особенностями
развития в обыкновенный детский сад, в
обыкновенную школу, в обыкновенную жизнь
буксует. Почему?
Ведущие сотрудники Московского
городского психолого-педагогического
университета, Психологического института
Российской академии образования и Департамента
образования Москвы собрали на десятую
научно-практическую конференцию педагогов,
психологов, социальных работников и врачей со
всей Москвы и Московской области. Специалисты
обменялись опытом, поделились новыми подходами к
реабилитации, социализации и образованию детей с
особенностями в развитии.
Конференция, посвященная милосердию и
человечности, носила, увы, страшноватое название
– «Проблемы трансляции и институализации
инновационного опыта в работе с особенными
детьми и их семьями». Впрочем, оно легко
переводилось на более понятный язык: «Обсудим
вместе и поделимся опытом, как помочь детям и их
семьям в трудной ситуации».
Одна из самых сложных проблем – интеграция
детей-инвалидов в обыкновенный детский сад, в
обыкновенную школу, в обыкновенную жизнь.
Изоляция негативно сказывается на всем их
будущем, ограничивает возможности и перспективы.
Вредна она для всего общества, ибо
обесчеловечивает атмосферу социума, которая и
без того далека от гуманизма. Казалось бы, мысль
эта достаточно очевидна. Но...
«Все еще приходится пробивать лбом стену, –
сказала Ольга Курьянова, сотрудник из Фонда
поддержки интегративного образования «Шаг
навстречу». – Совместное пребывание здоровых
детей и детей с особенностями развития в детском
саду – самое лучшее, что только можно придумать,
огромный плюс для каждого ребенка. Ведь в
специализированном учреждении нет естественной
атмосферы обыкновенной жизни, ребенку-инвалиду
не к чему стремиться. А обычные, с самых первых
лет общаясь с особенными детьми, принимают
дружбу с ними совершенно естественно».
Ольга Чеканова, директор интегративного
детского сада компенсаторного типа, рассказала,
что в начале 90-х годов в Москве при Центре
лечебной педагогики были организованы первые
интегративные группы. Работа продолжилась затем
и в рамках государственного детского сада. Но
настала пора идти ребятишкам в школу. Куда, в
какую? В интернат, чтобы год за годом быть
запертыми в четырех стенах? На такую жестокость
не решились. Здесь же, параллельно с
интегративным детским садиком, создали первый
класс, где начали заниматься дети со сложными
нарушениями, каждый имел устрашающий диагноз –
«необучаем». Родители и педагоги объединились в
общественную организацию «Дорога к дому». И
теперь с успехом отстаивают право каждого
ребенка жить так, как все дети – в семье, в школе,
в обществе, а не за забором специализированного
учреждения. Но тут новая напасть. Тем, кто пошел
тогда в первый класс, сейчас уже 14–15 лет. Что с
ними делать дальше?
«У нас есть мастерские – швейные, керамические.
Ребенок даже с самыми тяжелыми нарушениями
способен освоить несложные, но востребованные в
обществе навыки, – считает Ольга Чеканова. –
Важно, чтобы права этих детей на развитие и
самореализацию были поддержаны на
государственном уровне».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|