Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВТОРОГОДНИКИ

Дважды безуспешное образование

Как отменить второгодничество?

Во многих странах практика второгодничества сегодня воспринимается как варварские методы средневековой медицины. Однако в ряде стран педагоги, родители и даже ученики считают повторный курс разумной мерой, даже отстаивают его как «право семьи» определять образовательную траекторию ребенка.
Но как, вычисляя степень эффективности, учесть, что повторный курс – событие, порой трагическое, в жизни ребенка? Как учесть чувства ученика, чьи счастливые сверстники переходят в следующий класс, а он выброшен, лишен друзей, должен учиться с малышами?

С высоты птичьего полета

Судьба ребенка порой зависит не только от требований системы, государственного стандарта, но и от конкретного учителя, обладающего весьма субъективными критериями. От того, насколько высоко он поднимет планку своих требований, напрямую зависит количество второгодников в его классе.
Что говорят учителя? По данным специальных исследований, проведенных в нескольких европейских странах, видно, что большинство считают повторный курс неизбежным злом, идущим на пользу ребенку. С утверждением, что «некоторым детям требуется повторный курс – это позволяет им повзрослеть, набраться сил для преодоления трудностей в следующих классах», согласны 97% опрошенных педагогов. Только 16% боятся, что «повторный курс неблагоприятно повлияет на ребенка». При этом 27% считают эту меру неэффективной. 72% педагогов не думают, что ученик-второгодник – свидетельство их педагогической беспомощности. Только 41% испытывают чувство неловкости, оставляя ребенка на второй год. 85% считают, что предлагаемые альтернативные методики обучения попросту неосуществимы. Только 35% признались, что могли бы при помощи каких-то педагогических средств помочь ребенку перейти в следующий класс. Утверждение, что второй год только усиливает разочарование и без того неблагополучного ребенка, поддерживают 31% педагогов. Зато 48% уверены, что повторный курс, особенно в начальной школе, не наносит личностной травмы ребенку, «не воспринимается им как провал».
С одной стороны, учителя не видят возможности для ребенка справиться с курсом следующего года без повторения предыдущего. С другой – не владеют никакими методиками дифференцированного, деятельностного обучения. Охраняя свое «профессиональное достоинство», они не хотят сомневаться в собственной профессиональной состоятельности.
Наша педагогика лавирует между двумя тенденциями: нежеланием знать, чему мы на самом деле учим детей, и, с другой стороны, необходимостью действовать так, как если бы мы это знали.

«Мы не волшебники»

Родители, посылая ребенка в школу на 11 лет, по 30–40 часов еженедельно, надеются, что школа выполнит свою миссию, научит их детей всему, чему надо. Учителя же считают, что не могут выполнить возложенную на них задачу без помощи родителей. Кто виноват, что шестилетний мальчик не любит читать?
«Ваш ребенок нездоров, – сообщают педагоги. – Он не развит, не заинтересован. Его придется оставить на второй год, отправить в класс коррекции. Школа не творит чудес». Что происходит? Школа сообщает, что ничем не может помочь ребенку особенному, не желающему учиться как все, но, возможно, вполне обучаемому в иных условиях.
Но возможно ли в условиях обязательного всеобуча сформулировать некие практически осуществимые задачи для всех детей?
И в этом смысле права школа, которая переводит всех детей в следующий класс. Ведь главное – ребенок учится, что-то узнает, в чем-то совершенствуется. А насколько он успешен, насколько освоил некий минимум, сказать трудно. Планы ребенка и школы, а значит, и оценка результатов могут не совпадать.

Моя позиция в этом вопросе однозначна. Я предлагаю отменить систему второгодничества, активно развивая всякие альтернативные методы работы. Я вижу три причины неуспешности ребенка в школе: оценивание, методика обучения и игнорирование индивидуальности ребенка. Главная, несомненно, последняя причина. Именно желая сделать класс более однородным, одинаковым, учитель изгоняет из него тех детей, которые сильно выделяются на фоне общей массы. Однако нельзя винить его в сложившейся ситуации. Чтобы он поступал иначе, его надо подготовить, научить работать по-другому, дать ему иные цели, кроме усвоения определенной суммы информации, иные условия работы, кроме класса, куда насильно согнали 2–3 десятка совершенно разных детей. Нельзя бросить учителя наедине со всеми противоречиями и проблемами и ждать, что он сам справится.

Количество второгодников в начальной школе некоторых европейских стран

В некоторых странах считается нормальным, если на второй год остается каждый пятый ребенок, а где-то – один второгодник на сотню.
В Скандинавских странах и в Великобритании второгодников не бывает вообще. Значит, можно предположить, что второгодничество – порождение определенной социальной системы, которая влияет скорее на школьную структуру, на сознание граждан, чем на объективный уровень знаний детей. Трудно представить себе, что семилетние португальцы намного глупее и безграмотнее своих немецких или скандинавских сверстников.
Каждая страна вырабатывает собственное представление о норме. И защищает его, не обращая внимания на опыт соседей. У нас другая ментальность, другое экономическое положение, другие требования – аргументы можно найти…
Однако интересно, что чем больше в стране второгодников, тем реже преподаватели испытывают чувство вины перед такими детьми. Если на повторный курс остается один из сотни, это становится поводом для обсуждений, споров, сомнений. Если каждый пятый – все нормально. Работает некая обезличенная машина.

Филипп ПЕРЕНО,
факультет психологии и педагогики
Университета Женевы

Кто не уходит на каникулы?

Учителя-предметники об осенниках и второгодниках

Наталья Шеремет, химик:
– Я никогда не оставляю ребят на июньские занятия. У меня есть возможность аттестовать детей, потому что в течение года они хоть что-то, да делали: доклады, практические работы. Единственно, что на летние занятия может попасть человек, который за год ухитрился не получить ни одной оценки, а это значит, приходил на уроки, сидел, но ничего не делал.

Наташа Антохина, математик:
– В этом году я сама попала в ситуацию неуспеха и стала двоечницей. Дело было так. На курсах интернет-образования я оказалась в группе преподавателей информатики. А я математик. И компьютер у меня дома полетел. Когда ко мне подходил преподаватель и говорил: «Ой! Как вы сильно от нас отстали…» – я улыбалась и отвечала: ничего, догоню, только в своем темпе. Но это я, взрослый человек, профессиональный педагог. А ребенок, если он становится неуспешным?

Ольга Серегина, биолог:
– На летние занятия приходится оставлять детей сверхвозбудимых, которые не могут нормально работать в классе, и, извините, лентяев. Уверена, что это никакая не травма и не считают они свои летние занятия наказанием. Потому что я предлагаю им придумать самим себе такое задание на лето, которое было бы весомым для перевода в следующий класс.

Летом хвосты не растут, но все-таки...

Осенники-восьмиклассники сами о себе после переводного педсовета

Вася П. Мне было неприятно, что на педсовете мама встала на сторону учителей, стала нападать на меня. И понравилось, когда директор сказал учителям: «Целый год учили человека, а потом надеются, что он выучится за одну неделю». Если честно говорить, я ленился, поэтому четыре двойки.

Вера К. В экстремальной ситуации я собираюсь и все делаю. Папа говорит, что нужно время от времени устраивать мне стрессы и что сегодняшний педсовет только на пользу. Теперь возьму «К пятерке шаг за шагом» по русскому языку и буду заниматься в лагере. Во время тихого часа там все равно делать нечего.

Кирилл Ф. Не защитил проект по физике. Хотел делать такое подслушивающее устройство к телефону, но как-то руки не дошли.

Дима М. Мама хочет, чтобы после восьмого я ушел в училище, стал автослесарем. Чтобы зарабатывал, потому что я самый старший из пятерых. Но у меня две «пары»: по алгебре и геометрии, а в училище тесты по математике. Сегодня наш директор сказал, что будет звонить тому директору и говорить обо мне, но тесты ведь все равно писать надо.

Денис Т. Я тогда пропускаю уроки, когда не понимаю ничего. Учителя сегодня говорили, что, может быть, мне пойти в школу, где охранники строгие и не выпускают никого за дверь даже во время перемены. Но я сказал, что не пойду, лучше сейчас буду приходить и сдавать зачеты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru