Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВТОРОГОДНИКИ

Один июньский педсовет

Все ли мы делаем, чтобы дети не оставались на второй год?
И чего больше в справедливой оценке – зла или блага?

Июньский педсовет по переводу восьмиклассников в девятый класс. Ситуация в этом году, прямо скажем, нетипичная. В коридор, за дверь кабинета, где собрался педагогический ареопаг преподавательского состава восьмого класса, выносятся стулья, чтобы могли сесть родители всех приглашенных двоечников. Здесь и папы, и мамы с грудными детьми, и бабушки. Только дедушка-химик на пенсии, который решает задачки для всех восьмых классов, сидит дома – он сегодня неважно себя чувствует.
– Оставьте моего сына на второй год! – требует впорхнувшая в кабинет мама, едва присев на стул. – Мы уже все обсудили. Сережа будет учиться со своим младшим братом в одном классе, и все будет замечательно. Оба согласны.
Столы и стулья кабинета расставлены кругом, и сама обстановка предполагает обсуждение каждого конкретного случая за круглым столом и на равных, поэтому такое заявление мамы с порога вызывает недоумение. Зачем? Трения с классным руководителем, собрался только в конце года, а до этого дурака валял, поэтому три “хвоста” заработал, а вообще-то парень способный. Сегодня не мог прийти: заболел. У него всегда температура поднимается, когда куда-нибудь вызывают или перед контрольной работой.
Что заставляет учителей-предметников в конце учебного года не аттестовывать учеников в переводном классе? “Зачем вы это делаете?” – спрашивает директор школы после того, как последний вызванный родитель со своим драгоценным чадом уходят за дверь. Это было похоже на “а вас, Штирлиц, я попрошу остаться!”. И тут началась самая главная часть июньского переводного педагогического совета.
Оказалось, что директор крайне недоволен тем, как работали учителя восьмых классов в течение этого учебного года. Кроме того, нельзя детям в 14 лет устраивать такие стрессы, как вызов на педсовет по переводу в девятый, выпускной класс. Ученику в школе должно быть комфортно, и любой дискомфорт ведет к детской агрессии, а мир вокруг и без того достаточно напряжен и враждебен подростку.
А то, что зачастую ребята видят причину своих неудач не в себе, а в окружающих физичках, историчках и физруках, это очень естественно в их возрасте, поэтому надо работать в течение года и с ними, и с их родителями, большинству из которых, честно говоря, на самом деле все равно, как учатся их дети, и которые вспоминают об их учебе только в конце мая: переведен или не переведен.
Тут поднялся шум и гам. Особенно горячилась учительница химии. Да, этим детям в нашей школе комфортно, и это во многом наша заслуга. А сегодня мы специально создали дискомфортную ситуацию. Потому что это далеко не глупые дети, природа их не обделила. Но в работе над освоением предметных знаний, предметных умений, универсальных умений есть много рутинной работы. А этого дети в нашей школе делать не любят. Хотя, заметьте, когда им стали предлагать перейти в 9 класс без аттестации по тому предмету, по которому двойка, никто ведь не сказал “давайте!”, никто не обрадовался. Наоборот, начинали возмущаться и говорить: да сдам я эту алгебру (геометрию, физику, химию, английский, русский, историю, биологию).
И совсем не выглядели сегодня эти подростки такими запуганными, загнанными учителями в стрессовую ситуацию. Просто когда идет учебный год и всякая разная учительская работа, они ускользают из нее, им кажется, что все как-то само собой устроится и безмятежная, комфортная жизнь будет продолжаться. Но ведь в той жизни, что за школой, тоже много обычной, рутинной работы, которую наши дети, творческие и талантливые, не любят.
Поэтому, создавая в школе комфортную обстановку, не питаем ли мы зло, которое скажется не сегодня, нет, а в будущей жизни, когда нужно к жесткому сроку выполнить задание, напрячься, чтобы что-то новое понять. То есть тем детям, у которых нет внутренней мотивации работать в течение года, которые постепенно приобретают опыт ничегонеделания, – не подкладываем ли мы им сейчас мину замедленного действия. Они вырастут, а воля, внимание, память, умение мыслить логически, чувство ответственности за свое образование так и останутся не развиты. А тройку-то за год всегда нарисовать можно, только вот нужно ли?
Итак, конфликт комфорта со стрессом. Рутинной работы, тренинга, неизбежного в школе, с предполагаемой талантливостью каждого ученика. На том педсовете заключительными словами директора были: подумайте, коллеги-учителя, прежде чем вести ребенка сюда, все ли вы сделали как профессионалы, чтобы этого не случилось. И если вы ответите себе: я сделал все, что мог, – тогда смело подписывайте ребенку путевку на июньский педсовет.
Лукавил директор. Ну кто из нас скажет: я сделал все, что мог, ведь нет предела профессиональному совершенству. С нелегкими мыслями разошлись учителя с этого педсовета. Хотели-то они как лучше. И вот что получилось. Оставим их на второй год?

Анна ЗЕМСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru