ВТОРОГОДНИКИ
Один июньский педсовет
Все ли мы делаем, чтобы дети не
оставались на второй год?
И чего больше в справедливой оценке – зла или
блага?
Июньский педсовет по переводу
восьмиклассников в девятый класс. Ситуация в
этом году, прямо скажем, нетипичная. В коридор, за
дверь кабинета, где собрался педагогический
ареопаг преподавательского состава восьмого
класса, выносятся стулья, чтобы могли сесть
родители всех приглашенных двоечников. Здесь и
папы, и мамы с грудными детьми, и бабушки. Только
дедушка-химик на пенсии, который решает задачки
для всех восьмых классов, сидит дома – он сегодня
неважно себя чувствует.
– Оставьте моего сына на второй год! – требует
впорхнувшая в кабинет мама, едва присев на стул.
– Мы уже все обсудили. Сережа будет учиться со
своим младшим братом в одном классе, и все будет
замечательно. Оба согласны.
Столы и стулья кабинета расставлены кругом, и
сама обстановка предполагает обсуждение каждого
конкретного случая за круглым столом и на равных,
поэтому такое заявление мамы с порога вызывает
недоумение. Зачем? Трения с классным
руководителем, собрался только в конце года, а до
этого дурака валял, поэтому три “хвоста”
заработал, а вообще-то парень способный. Сегодня
не мог прийти: заболел. У него всегда температура
поднимается, когда куда-нибудь вызывают или
перед контрольной работой.
Что заставляет учителей-предметников в конце
учебного года не аттестовывать учеников в
переводном классе? “Зачем вы это делаете?” –
спрашивает директор школы после того, как
последний вызванный родитель со своим
драгоценным чадом уходят за дверь. Это было
похоже на “а вас, Штирлиц, я попрошу остаться!”. И
тут началась самая главная часть июньского
переводного педагогического совета.
Оказалось, что директор крайне недоволен тем, как
работали учителя восьмых классов в течение этого
учебного года. Кроме того, нельзя детям в 14 лет
устраивать такие стрессы, как вызов на педсовет
по переводу в девятый, выпускной класс. Ученику в
школе должно быть комфортно, и любой дискомфорт
ведет к детской агрессии, а мир вокруг и без того
достаточно напряжен и враждебен подростку.
А то, что зачастую ребята видят причину своих
неудач не в себе, а в окружающих физичках,
историчках и физруках, это очень естественно в их
возрасте, поэтому надо работать в течение года и
с ними, и с их родителями, большинству из которых,
честно говоря, на самом деле все равно, как учатся
их дети, и которые вспоминают об их учебе только в
конце мая: переведен или не переведен.
Тут поднялся шум и гам. Особенно горячилась
учительница химии. Да, этим детям в нашей школе
комфортно, и это во многом наша заслуга. А сегодня
мы специально создали дискомфортную ситуацию.
Потому что это далеко не глупые дети, природа их
не обделила. Но в работе над освоением предметных
знаний, предметных умений, универсальных умений
есть много рутинной работы. А этого дети в нашей
школе делать не любят. Хотя, заметьте, когда им
стали предлагать перейти в 9 класс без аттестации
по тому предмету, по которому двойка, никто ведь
не сказал “давайте!”, никто не обрадовался.
Наоборот, начинали возмущаться и говорить: да
сдам я эту алгебру (геометрию, физику, химию,
английский, русский, историю, биологию).
И совсем не выглядели сегодня эти подростки
такими запуганными, загнанными учителями в
стрессовую ситуацию. Просто когда идет учебный
год и всякая разная учительская работа, они
ускользают из нее, им кажется, что все как-то само
собой устроится и безмятежная, комфортная жизнь
будет продолжаться. Но ведь в той жизни, что за
школой, тоже много обычной, рутинной работы,
которую наши дети, творческие и талантливые, не
любят.
Поэтому, создавая в школе комфортную обстановку,
не питаем ли мы зло, которое скажется не сегодня,
нет, а в будущей жизни, когда нужно к жесткому
сроку выполнить задание, напрячься, чтобы что-то
новое понять. То есть тем детям, у которых нет
внутренней мотивации работать в течение года,
которые постепенно приобретают опыт
ничегонеделания, – не подкладываем ли мы им
сейчас мину замедленного действия. Они вырастут,
а воля, внимание, память, умение мыслить
логически, чувство ответственности за свое
образование так и останутся не развиты. А
тройку-то за год всегда нарисовать можно, только
вот нужно ли?
Итак, конфликт комфорта со стрессом. Рутинной
работы, тренинга, неизбежного в школе, с
предполагаемой талантливостью каждого ученика.
На том педсовете заключительными словами
директора были: подумайте, коллеги-учителя,
прежде чем вести ребенка сюда, все ли вы сделали
как профессионалы, чтобы этого не случилось. И
если вы ответите себе: я сделал все, что мог, –
тогда смело подписывайте ребенку путевку на
июньский педсовет.
Лукавил директор. Ну кто из нас скажет: я сделал
все, что мог, ведь нет предела профессиональному
совершенству. С нелегкими мыслями разошлись
учителя с этого педсовета. Хотели-то они как
лучше. И вот что получилось. Оставим их на второй
год?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|