КРУГ ВОПРОСОВ
Олимпийский резерв образования
Есть ли он сегодня в России?
В рамках Российского общественного
совета по развитию образования в Высшей школе
экономики (ВШЭ) состоялся семинар “Федеральные
олимпиады и отбор одаренных детей в ходе
модернизации образования”.
В нем приняли участие руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки
Виктор Болотов, представители оргкомитетов
олимпиад и ректоры вузов.
“Отбору талантливой молодежи не
уделяется должного внимания в государственной
политике, – отметил ректор ВШЭ Ярослав
Кузьминов, открывая дискуссию. – Сегодня все
внимание привлечено к механизму,
обеспечивающему равный доступ к образованию.
Но существует и другая задача: выявление тех, кто
не вписывается в рамки стандартной системы
оценки знаний”.
Традиционно считалось, что поиску юных талантов
способствовали олимпиады по предметам, которые
проводятся в пять этапов на разных уровнях:
школьном, районном, региональном, федеральном
(окружном) и всероссийском.
Рабочая группа РОСРО выступила с предложением
расширить число участников региональных
олимпиад за счет допуска не только победителей
предыдущих туров, но и, например, привлечения
призеров предварительных заочных олимпиад. По
убеждению Ярослава Кузьминова, на региональном
этапе олимпиады должно набираться не менее 100
лауреатов, которым предоставлялось бы право
выбрать вуз в масштабе своей территории или
страны.
Сегодня широкое распространение получили
олимпиады, организуемые вузами. Де-факто они
представляют собой предварительные
вступительные испытания, которые оплачиваются
абитуриентами. Взносы могут быть весьма
умеренными – например, 200–300 рублей за один
экзамен (олимпиаду). Зачастую вузовским
олимпиадам предшествуют краткосрочные и,
естественно, платные подготовительные курсы.
Подобная ситуация нарушает конституционные
права школьников, поскольку лишает их равного
доступа к образованию.
В рекомендациях, составленных рабочей группой
РОСРО, говорится, что Министерство образования и
науки и объединения вузов “должны разработать
приемлемые для всех стандарты качества и
требования к условиям проведения олимпиад”.
Несмотря на то что школьные олимпиады в нашей
стране имеют 70-летнюю историю и юные россияне
демонстрируют блестящие результаты на
международных соревнованиях, у специалистов
имеется ряд серьезных претензий к
содержательной и методической стороне олимпиад.
Зависит ли звездный час от уровня
интеллекта?
По мнению учителя литературы московской школы №
57 Сергея Волкова, большинство вопросов по
литературе и истории направлены на проверку
хронологических и фактологических знаний, а не
на выявление способности думать и анализировать.
Требует корректировки и тематика олимпиад.
По словам профессора МГУ Александра Шмелева, их
нынешняя структура “жестко задана по школьным
дисциплинам и представляет собой торжество
узкопредметных кланов”. В итоге победителями
интеллектуальных марафонов зачастую
оказываются ребята, зацикленные на каком-то
одном предмете, не умеющие или не стремящиеся
проявить себя в других областях.
Александр Шмелев считает, что олимпиады должны
представлять собой образовательное многоборье и
выявлять энциклопедические знания школьников.
Лауреаты олимпиад далеко не всегда отлично
учатся в вузах, их прежние успехи не гарантируют
им блестящей карьеры. Практика показывает, что
очень часто победа в олимпиаде остается их
единственным звездным часом.
Чтобы успехи не обернулись поражениями,
необходима системная работа с одаренными, особое
внимание к ним со стороны школьных и вузовских
педагогов и психологов.
“Очень часто успешная карьера зависит не от
интеллекта, а от уровня развития личностных
качеств: умения общаться и управлять людьми, силы
воли – всего того, что принято называть
социальной одаренностью, – убеждена доцент
факультета психологии МГУ Юлия Бабаева. – Этому
не учат ни в школе, ни в вузе, и формы выявления
таких способностей надо развивать”.
За перспективы никто не отвечает
Участники дискуссии особое внимание уделили
проектно-исследовательской деятельности.
Предложили включить ее в план работы школы. В
перспективе возможно проведение на федеральном
уровне конкурса проектно-исследовательских
работ и зачисление в вуз по его результатам.
Наряду с интеллектуальными олимпиадами следует
устраивать и так называемые профессиональные
конкурсы – будущих врачей, учителей, агрономов,
инженеров.
Как отследить индивидуальную траекторию
развития каждого одаренного ученика?
“Необходимо создать федеральную систему
мониторинга достижений школьников”, – считает
директор столичной школы № 1060 Анатолий Пинский.
Министерство образования и науки выделяет
средства лишь на два заключительных тура
олимпиады. Школьные, районные и региональные
этапы финансируются из бюджетов соответствующих
уровней.
В этом году на проведение школьных олимпиад из
федерального бюджета выделено 18 млн рублей. Этих
средств явно недостаточно. Еще пессимистичнее
прогнозы на будущий год: в связи с
административной реформой и введением
трехзвенной структуры управления (службы,
агентства, министерства) до сих пор не решено,
какое именно подразделение будет отвечать за
школьные олимпиады.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|