ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
“Та була в мене жинка”
Белгородские обряды колоритные и
яркие. Как и во всей практически России, они
сопровождали человека от рождения до самой
смерти. Эти обряды сохранялись до начала
прошлого столетия, а местами и частично
сохраняются до наших дней.
Самым же, пожалуй, любопытных из обрядов
Белгородчины была свадебная церемония.
Приготовление к свадьбе (или же к
“княжьему пиру”, ведь в Белгороде молодых
называли “княгиней” и “князем”) начиналось,
разумеется, со сватовства. Не всегда оно
заканчивалось к удовольствию сватующегося. Иной
раз он получал отказ, и тогда ехал пытать счастья
к другой девушке. А приятели подначивали жениха
нехитрой песенкой:
Ванька сватался, катался,
Он к милашке наровлялся,
Новы сани изломал,
А невесты не видал.
Если же все было в порядке, то назначался
день для “пропивания”, или “сговорок”. “Новая
родня” приходит в дом невесты, обо всем
“сговариваются”, немножко выпивает и
закусывает, а потом уходит. А сама невеста сидит
за столом, укрытая большим платком, и причитает:
Благослови-ка меня, Господи,
Пресвятая Мать Богородица!
Благослови, кормилец-батюшко
И родная моя матушка!
Мне садиться-то, красной девице,
Мне во место-то во печальное,
Во печальное да горе-горькое!
Вы, соколики, братцы милые,
И голубушки-невестушки,
Осердилися да прогневались
На меня, красну девицу;
Вы пропили меня, желанные,
За стакан за зелена вина!
Знать, не слуга я была, не работница,
Не посылочка была для вас скорая,
Обносила вас, желанные,
Обносила платьем цветныим,
Вас объела куском сахарным…
Испугали вы меня, девицу,
Что чужой злодейкой стороной,
И злодеям злым чужим людям,
И дородным добрым молодем”.
Видимо, “дородный добрый молодец”
несколько скрашивал переживания невесты.
Следом за “пропиванием” следовало
“рукобитье”. Сватья и родственники жениха
второй раз ехали к невесте и с порога заявляли:
– Пришли мы, гости, хоша и виданные, да незванные,
а обычные дела совершати, просим вас примати – не
брезговати.
Опять появлялась закуска и выпивка, а также
особый пирог-сгибень. Пирог нужен для того, чтобы
сказать:
– Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки
и навеки. Аминь.
После чего пирог разламывался на две части и
делился между отцами жениха и невесты.
Естественно, и в этот раз не обходилось без
причитаний и воя невесты.
Спустя несколько дней собирался “девишник”.
Невеста снова причитает, а все присутствующие
(включая, кстати, жениха), напротив, веселятся.
После того как гости удалятся, невеста обходит
всех родственников и “толстым голосом” воет под
окнами. Родственники дают невесте деньги, после
чего она отправляется на кладбище и воет уже там,
среди могил.
На следующий день – венчание.
Цветки расцветали,
Поднебесные пташки распевали,
Новобрачного князя увеселяли:
Едет-де наш новобрачный князь
По свою новобрачную княгинюшку,
Сужену взять, Ряжену взять, –
По Божьему велению,
По царскому уложению!
К дому невесты подъезжает “новая
родня”, и дружка произносит речь:
– Господи Иисусе Христе! Господи Иисусе Христе!
Господи Иисусе Христе! Есть ли у этих дверей
придверник, у ворот – приворотник, кто бы нам эти
ворота отворил и двери на пяты постановил, а нас,
добрых молодцов, до хозяина допустил?
Дружку встречают песней:
Идет дружка наш хорош,
На лиху болесть пригож!
Друженька хорошенький!
Друженька пригоженький!
Ну-ка, дружка, поскачи,
Вытряхивай-ка калачи.
Дружка и вправду достает закуску и,
конечно, выпивку. Невеста более не плачет.
Напротив, она обращается к своему жениху с такой
просьбой:
Ты садись-ко, добрый молодец,
Поплотнее со мной рядышком,
Чтобы век-то нам не разлучатися,
Друг на друга не пенятися.
Ты садись не с спесью-гордостью,
А садись с господней милостью,
Чтобы жить-то нам не маятся,
А проживши не спокаятся.
И уже после этого невеста спрашивает:
Ты позволь-ко узнать, добрый молодец,
Как назвать-то тебя по имени-изотчеству?
Чтобы знать, с кем стоять во божьей церкви,
С кем я стану под златой венец.
Жених представляется, после чего все
едут в церковь с песней:
Отлетала лебедь белая
Что от стада лебединого,
Приставала лебедь белая
Что ко стаду гусей серых.
Гуси стали лебедь щипати,
Лебедь начала кричати им:
“Не щиплите, гуси серые,
Не сама я к вам, лебедушка,
Залетела – не охотою:
Занесло меня погодою,
Что погодушкой ненастною,
С люта севера снежистого.
Из церкви едут к жениху, где молодым уже
отведена особенная комнатка. Муж укладывается на
свежую постель, а молодая жена, полностью
раздевшись, перескакивает через него и ложится к
стенке.
На следующий день устраивают свадьбу, или
“княжий стол”. Пир продолжается с утра и длится
дло самого вечера. На второй день приходят только
лишь ближайшие из родственников. Из развлечений
– песни, пляски, всяческие игры и, естественно,
напитки.
Затем супруги обживались, привыкали к своему
новому положению, первоначальная романтика,
конечно, проходила. И писатель Василий Маслович,
бывший в Белгороде проездом, видел несколько
иной обряд: “Я закурил трубку, вышел на улицу и
сел на скамейке, собрался было ругать всех
почтовых содержателей, но, к счастью их, шел хор
молодок, состоящий из четырех женщин, опрятно
одетых и довольно разгорячившихся от сивухи.
Трое пели на свой манер, то есть ломали
малороссийскую песню:
Та була в мене жинка,
Та була в мене любка!
Та послала вона мене,
Та и в лис по дрова.
Та дала мини секиру,
Та дала мини тупую,
Щоб я утомывся,
В лиси забарився…
– а четвертая плясала взявши в боки. С
удовольствием занимался я сим зрелищем до тех
пор, пока потерял их из виду. Не в укоризну скажу
сим молодкам, что мне случалось видеть веселых
малороссийских баб, но никогда не видел их
танцующих по улицам города и поющих, и еще
русские песни”.
Таковыми были развлечения молодых белгородских
супружниц.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|