ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
GENIO LOCI
“Тихий писатель”
Николай Страхов – белгородский
уроженец. В Белгороде о нем никто не знает. Да и
вообще о Страхове давным-давно забыли. И при
жизни-то его почти никто не знал.
А между тем он считается одним из величайших
российских философов. Гением.
Что мы знаем о лисе?
Ничего. И то не все.
Борис Заходер
Страхов родился в Белгороде в 1828 году.
Отец – профессор семинарии, мать – дочка
протоиерея. То есть семья религиозная, и будущее
Коленьки было как будто бы предрешено. Он
поступает в белгородское духовное училище. Затем,
естественно, планируется семинария.
Но все планы меняются с неожиданной смертью отца.
Семья, лишенная кормильца, вынуждена сниматься с
места и ехать в неизвестный Каменец-Подольский,
где (опять же в семинарии) служил матушкин брат.
Он мог себе позволить прокормить сестру и двух
племянников. Братец был отцом-ректором.
Затем – переезд в Кострому, где двенадцатилетний
Николенька наконец-то поступает в семинарию –
под дядюшкино начало. Семинария была в монастыре.
Монастырь завораживал. Николай Страхов писал:
“Везде были признаки старины, тесная соборная
церковь с соборными образами, длинные пушки,
колокола со старинными надписями. И прямое
продолжение этой старины составляла наша жизнь:
и эти монахи со своими молитвами, и эти пять или
шесть сотен подростков, сходившихся сюда для
своих умственных занятий. Пусть все это было
бедно, лениво, слабо, но все это имело
определенный смысл и характер, на всем лежала
печать своеобразной жизни. Самую скудную жизнь,
если она, как подобает жизни, имеет внутреннюю
цельность и своеобразие, нужно предпочесть
самому богатому накоплению”.
Окончив семинарию, Страхов переезжает в
Петербург. С духовной карьерой, похоже, покончено
– Николай Николаевич учится на юридическом и
математическом факультетах столичного
университета, оканчивает Главный педагогический
институт по естественно-математическому курсу,
служит учителем в Одессе, в том же Петербурге.
Пишет философские трактаты. И разумеется,
тоскует о родной Белгородчине.
Когда Василий Розанов, страховский ученик,
мечтает переехать из Ельца в столицу и делится
своей мечтой с учителем, тот отвечает: “Вы хотите
оставить Елец, а я Елец воображаю чем-то вроде
Белгорода, в котором родился. Благословенные
места, где так хороши и солнце, и воздух, и деревья.
И вы хотите в Петербург, в котором я живу с 1845 года
– и до сих пор не могу привыкнуть к этой гадости,
и к этим людям, и к этой природе. И что вы будете
здесь делать? Здесь учителя дают по пяти, шести
уроков в сутки. Настоящее ваше место –
сотрудничать в журналах, если бы вы это умели
сделать; но вы едва ли справитесь и с собою, и с
журналистами”.
Пустое. В скором времени Василий Розанов тоже
оказывается в столице. Притяжение этого магнита
непреодолимо.
Кстати, если бы не Розанов, питавший к Страхову
бескрайнюю любовь и уважение, мы бы сегодня
вообще не представляли, что это был за человек
такой.
Василий Васильевич Розанов называл Страхова
“тихим писателем”. Он рассуждал: “Печальны и
запутанны наши общественные и исторические
дела… Всегда передо мною гипсовая маска
покойного нашего философа и критика, Н.Н.Страхова,
– снятая с него в гробу. И когда я взглядываю на
это лицо человека, прошедшего в жизни нашей какою-то
тенью, а не реальностью, – только от того одного,
что он не шумел, не кричал, не агитировал, не
обличал, а сидел тихо и тихо писал книги, – у меня
душа мутится. Судьба Константина Леонтьева и
Говорухи-Отрока”.
Розанов философствовал в своих “Опавших
листьях”: «Самая почва “нашего времени”
испорчена, отравлена. И всякий дурной корень она
жадно хватает и произращает из него обильнейшие
плоды. А добрый корень умерщвляет».
И по своему обыкновению указывал, в какой момент
к нему явилась эта мысль: «Смотря на портрет
Страхова: почему из “сочинений Страхова” ничего
не вышло, а из “сочинений Михайловского” вышли
школьные учителя, Тверское земство и множество
добросовестно работающих, а частью только
болтающих лекарей».
Розанов недоумевал: «За 6 лет личного знакомства
со Страховым я ни разу не слышал произнесенным
это имя. И не по вражде. Но – “не приходит на ум”.
То же Рцы, Флоренский, Рачинский (С.А.): никогда не
слыхал.
Хотя, конечно, все знали суть его».
Сам же Розанов считал учителя достойнейшим из
современных ему литераторов: «Вся русская
“оппозиция” есть оппозиция лакейской комнаты, т.е.
какого-то заднего двора – по тону: с глубоким
сознанием, что это – задний двор, с глубокой
болью – что сами “позади”; с глубоким сознанием
и признанием, что критикуемое лицо или
критикуемые лица суть барин и баре. Вот это-то и
мешает слиться с оппозицией, т. е. принять тоже
лакейский тон. Самым независимым человеком в
литературе я чувствовал Страхова, который
никогда даже о “правительстве” не упоминал, и
жил, мыслил, и, наконец, служил на государственной
службе (мелкая и случайная должность члена
Ученого комитета министерства просвещения с 1000 р.
жалованья), имея какой-то талант или дар, такт или
вдохновенье вовсе не интересоваться
“правительством”. То ли это, что лакей-Михайловский,
“зачарованный” Плеве, или что “дворовый
человек” – Короленко, который не может прожить
дня, если ему не удастся укусить исправника или
земского начальника или показать кукиш из
кармана “своему полтавскому губернатору”. “А
то – и повыше”, – думает он с трясущимися
поджилками. “На хорах был пристав: и вот
Анненский, сказав после какого-то
предостережения, что пусть нас слушают и там –
показал на хоры”, – пишет Любовь Гуревич, – т. е.
показал на самого пристава!!! Какая отчаянная
храбрость. Страхов провалился бы сквозь землю от
неуважения к себе, если бы в речи, имеющей
культурное значение, он допустил себе хоть
минуту подумать о приставе. Он счел бы унижением
думать даже о министре внутренних дел, – имея в
думах лишь века и историю».
При всем при этом Страхов, по словам того же
Розанова, «читал “как по-русски” на пяти языках
и как специалист и виртуоз знал биологию,
математику и механику, знал философию и был
утонченным критиком».
Но, увы, Страхову «в журналистике некуда было,
кроме плохо платившего “Русского вестника”,
пристроить статейку».
Сам же Страхов был спокоен. Страхов мыслил,
Страхов излагал сентенции. Он говорил, например:
– Европейцы, видя во множестве у себя русских
туристов, поражаются талантливостью русских и
утонченным их развратом.
При этом сам философ за границей не был и
развратам никаким не предавался.
А когда у Страхова спросили: правда ли, что
знаменитый поэт Аполлон Майков ездит в обычной
конке, он безо всяческих эмоций заявил:
– О, да! Конечно, в конке. Он же беден.
Страхов и сам не был богат. Василий Розанов писал:
«Стоит сравнить тусклую, загнанную, “где-то в
уголку” жизнь Страхова, у которого не было
иногда щепотки чая, чтобы заварить его
пришедшему приятелю, – с шумной, широкой,
могущественной жизнью Чернышевского и
Добролюбова, которые почти “не удостаивали
разговором” самого Тургенева».
Сравнение, конечно, было далеко не в пользу
Добролюбова и Чернышевского.
Розанов, похоже, разгадал загадку Страхова: «За
ним “никто не шел”, да и трудно было за ним идти,
ибо он сам никуда не шел… Он стоял около “вечных
истин”, немногих в религии, немногих в философии,
немногих в искусстве, даже в публицистике… и не
отходил отсюда, и умолял других не отходить…
Тайна Страхова вся – в мудрой жизни и в мудрости
созерцания».
Сам же Николай Страхов о себе писал: “У меня нет
ни семьи, ни имущества, ни положения, ни кружка –
ничего нет, никаких связей, которые бы соединяли
меня с жизнью”.
Так, видимо, и должен жить философ. А остальное –
суета сует.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|