САМЫЙ РАННИЙ РАССВЕТ
Ухожу из школы с легким чувством – и
остаюсь с ней навсегда
Вот и все. До свидания. Выпускные
позади, вступительные впереди. А между ними –
восхитительный вечер и самая короткая ночь в
году...
Граница летнего солнцестояния, когда расходятся
дороги тех, кто был вместе одиннадцать лет. Одним
суждено покинуть школу. Другие в ней остаются. Но
это не расставание. Это поворотный момент в
жизни, открытие новых смыслов. Школьное
солнцестояние.
Говорит Валерия Михайловна Озерова,
педагог с о-очень большим стажем:
– Школа – это мой образ жизни. Даже ночью снится
– не может расстаться со мной, все зовет, манит.
Особенно когда июнь: каждую ночь вижу, как ребята
сдают экзамены.
Пытаюсь угадать темы выпускных сочинений. Как-то
приснились они мне, эти темы: Пушкин, война и Лев
Толстой. Всю весну мы их писали с выпускным
классом. Так вот когда на настоящем экзамене 1
июня открыли конверт, дети закричали «ура!» и
захлопали в ладоши.
Что пожелать новым учителям, которые приходят
работать в школу? Учиться помогать ученику.
Сейчас школе нужны те, кто настроен ребятам
давать выбор, свободу высказывания. А не так, как
раньше: слово учителя есть истина в последней
инстанции. Это надо забыть как кошмар.
Еще пожелание «старого практика»: настроить
себя, что на любом уроке может произойти
сенсационное открытие. Или вот: вхожу в класс и
смотрю на ребят – с каким настроением они пришли,
и все надо менять, не цепляться за домашнюю
заготовку. Доверять ребятам, видеть, что они
создают план урока в момент самого урока.
Что пожелать выпускникам? Часто осознание того,
что дала школа, приходит много позже, потом. Тогда
звонят, приходят. Особенно когда ведешь класс с
пятого по одиннадцатый, сердце вкладываешь.
Конечно же есть любимчики, что греха таить, да и
не грех это вовсе. Им и замечаний больше делаешь,
их и запоминаешь надолго. Удачи им, везения.
Говорит Юрий Анатольевич Подкопаев, стаж
педагогической работы один год и еще успевает
учиться в педвузе:
– В этот год я увидел школу с другой стороны. Дети
мне гораздо больше нравятся, чем взрослые, может
быть, потому, что с ними проще. За день работы в
школе я узнаю то, что за неделю в вузе. О ребятах, о
жизни.
Раньше я думал, что учителя – это такие люди,
которые все могут, а теперь они обращаются со
мной как с равным, который тоже может все. Для них
я – коллега, а мне переступить такой барьер
сложно. Я в себе еще не ощущаю «взрослой»
перемены.
Пожелания тем, кто приходит в этом году в школу:
проще, легче ко всему школьному люду относиться.
Потому что когда начинаешь сильно задумываться о
несоответствии, недопонимании между опытными
учителями и нами, молодежью, тогда появляется
комплекс и много времени уходит на
непродуктивную работу.
Я рад, что закончился этот год, впереди школьный
лагерь, поход и даже целые две недели, чтобы
спокойно подумать, что сделал и куда идти дальше.
Нелли Гайковна Барсегян, уходит на пенсию и
остается:
– Школа для меня – место, где продолжаешь
учиться. Не просто сидеть дома и читать
интересные книжки. А работать над собой. Дети
ведь как лакмус, они все время дают понять, идешь
ли, стоишь ли на месте. Заставляют залезать в
новые книги, держать руку на пульсе какой-то
внутренней неуспокоенности.
Я бы пожелала молодым учителям быть
по-настоящему терпимыми друг к другу,
уважительными. Во взаимоотношениях с другими
людьми помнить всегда, что все мы очень разные. И
в одном педагогическом коллективе какой-то
человек может погружаться в работу и покорять
свои эвересты, за что честь ему и хвала. Но есть и
другой, который просто честно и добросовестно
работает. Путешествует, иногда и без детей, и
пусть никто никого не угнетает своей
самоотверженностью. Мы разные.
Анна Евгеньевна Земская, пенсионерка с будущего
учебного года:
– Кому я оставляю школу, ребят? Вот этим зеленым,
неопытным, которые и план урока-то толком
составить не могут. Боже, сколько у них
недостатков! Могут забыть, опоздать, не принести,
не передать. Достоинство одно: это первое
непоротое поколение учителей. Смелы, находчивы,
креативны. Перед начальством на цыпочки не
встают и не едят его глазами: «чего изволите-с?».
Ребят чувствуют и понимают гораздо лучше, чем это
сейчас могу я с высоты своего уже почти птичьего
полета.
Ухожу из школы с легким чувством. Буду сидеть на
даче, растить капусту, внуков и цветы. Ухожу из
школы и остаюсь в ней какой-то невидимой тенью,
потому что здесь мне было хорошо. Здесь я начала
понимать, что такое человек: не тот книжный, из
классической литературы девятнадцатого века, и
не тот революционный – первой половины
двадцатого, а просто человек рядом: теплый,
растущий, непредсказуемый.
Записала Евгения СОКОЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|