Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

САМЫЙ РАННИЙ РАССВЕТ

Выпускники, которых дожидается первый звонок

Выпускной бал. Для одиннадцатиклассников – прощание со школой. А для выпускников педагогических вузов – новая встреча с ней.
Молодые учителя. Всего несколько лет назад они были учениками. Сидели за партами, писали контрольные, обижались за несправедливо поставленные отметки, слушали нотации, получали взыскания. Теперь они будто переходят в другой лагерь. Теперь обижаться будут на них. И бороться с ними. Любить или ненавидеть. Бояться или уважать.
Какими учителями они станут? О чем мечтают? К чему себя готовят?
Об этом мы говорили с выпускниками Орехово-Зуевского педагогического института. Еще один государственный экзамен – педагогика, месяц отдыха – и в школу!

В ответ на просьбу представиться девушка сказала: «Федорова Надя». Да, пятнадцать лет – и в школе, и в институте – она для всех была Надей, а теперь Надежда Алексеевна Федорова:
– Конечно, грустно расставаться с друзьями, с преподавателями. Но что делать? Поеду работать в свой город. Теперь начнется новая жизнь.
Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. Поэтому и пришла в педагогический. Я бы хотела, чтобы детям было интересно и легко учиться, чтобы они уходили из школы всегда с хорошим настроением.
Я никогда не буду унижать учеников, буду общаться с ними на равных.
– А двойки будете ставить?
– Да, если за дело.
– А что сделаете, если ученик придет, станет рассказывать о своей тяжелой жизни, просить тройку поставить?
– Поставлю. Мало ли что бывает. Даже если ребенок будет со мной груб, я не обижусь, не отвечу грубостью. Просто постараюсь с ним поговорить. Я не имею права взрываться.
– А какими будут ваши уроки?
– На моих уроках будет много наглядности. Это самое главное. А то иногда бывает так скучно на занятиях, просто жуть. А еще буду ездить с детьми на экскурсии, организовывать их самостоятельную работу, обязательно буду вести факультатив. Мне очень нравится модульная система обучения: ученики разбиваются на группы, сами занимаются, сами себе выставляют отметки. При такой системе детям действительно очень интересно учиться.

Сумеет ли Надежда Алексеевна сохранить взгляды, чувства и мысли Нади Федоровой? Ох, не так это просто – не раздражаться, не обижаться; поставить тройку, которую ученик не заслужил; вести занятия всегда с азартом, водить ребят на экскурсии и зимой, и летом... Так хочется верить, что она сумеет.

Оксана Кулагина. Теперь – Оксана Юрьевна Кулагина:
– Мне так нравится, когда я вижу интерес в глазах учителя, когда он может увлечь учеников за собой. Надеюсь, что именно таким педагогом я стану. И еще. Я согласна с Надей: самое главное – наравне общаться с детьми. А то есть учителя, которые строго держатся принципа: ты – ученик, ты еще у основания лестницы, а я уже наверху. И тебе до меня не добраться. Я постараюсь, чтобы этого со мной никогда не произошло.

Вот какие они, молодые учителя: надеются, что их глаза будут горящими всю жизнь, уверены, что никогда не станут противопоставлять себя детям и никогда не упрекнут тех, кто слабее, – в слабости, тех, кто меньше знает, – в незнании. Но возможно ли это? Учитель, могущий наказать, ставящий отметки, вызывающий в школу родителей, – разве это не возвышение, которое заложено в школьную систему и от которого никуда не деться даже самому хорошему учителю?

Марина Михайлова. Марина Викторовна Михайлова:
– Такое счастье, когда кто-то заинтересован в тебе. Когда закончился мой последний урок во время педагогической практики, ко мне подошли две девочки. Начали рассказывать, как они любят своих домашних питомцев, и обсуждать со мной, куда собираются пойти учиться после школы. Именно в этот момент я почувствовала – вот оно, счастье учительское: когда понимаешь, что действительно нужен детям.
Конечно, работая учителем, придется многому учиться, чтобы ученикам было с тобой интересно. Но учиться я люблю. Правда, жалко, что научная работа, которой занималась в институте, была в сфере ботаники, а теперь буду преподавать химию.

Счастье понимания. Иногда кажется, что без него жить точно нельзя. Без денег можно, а без этого – нет. И настоящий учитель знает цену этому счастью.
Но Марина напомнила и себе, и мне о другом плюсе нашей профессии: у учителя есть блестящая возможность работать над собой в течение всей жизни. Так сказать, постоянное бесплатное образование. Здорово! Только почему-то не всем удается его получить: часть педагогов уже после нескольких лет работы в школе сетуют, что ничего, кроме учебников, не читают... Одни – учатся и развиваются, другие – нет. В какую группу попадут наши молодые специалисты? От чего, от кого это зависит?

Лена Перебаскина. Елена Олеговна Перебаскина:
– Сейчас учителя нередко вымещают на детях свое недовольство жизнью. Да, в школах платят очень мало, но это не значит, что учитель может срывать злость на учениках.
Недавно проходили возле одной школы. Мальчик сломал веточку. А учительница начала на него страшно ругаться.
Если учитель позволяет себе такое, что же говорить о детях?..

Недовольство жизнью разрушительно. И выход здесь может быть только один: как это ни трудно, но надо научиться быть довольным той жизнью, которая есть. Ведь рядом с нами дети, и они ни в чем не виноваты.
Людмила Владимировна Орлова. Она представилась сразу именно так.
– А я уже три года в школе работаю, по шесть часов в неделю. Пятый, десятый, одиннадцатый.
– Где же вас педагогике учили? В институте или в школе?
– В институте очень много теории. А нужно то, что пригодится на практике. Дидактики много, но зачем? К сожалению, школа реальная далека от идеальной. Учителя старой закалки еще живут по тому, по старому режиму: многие просто любят свою работу, поэтому и работают всегда с полной отдачей. А когда приходят молодые, то говорят: «Мне ничего не платят, я объяснять ничего не буду». И уроки у них – каждый раз самостоятельное чтение параграфов. Это часто встречается, правда, не в нашей школе, а в других.
Вот интересно, почему учителя старой закалки часто работают лучше молодых? Может, потому, что более сознательные. А может, просто привыкли быть счастливыми при любых обстоятельствах.

– Если бы вы могли создать идеальную школу, вы оставили бы в ней уроки?
– Конечно. Ведь урок – основная форма организации учебного процесса. Только там можно выполнять все единство функций: воспитательную, образовательную, развивающую, тогда как исследовательская работа предполагает только развивающую функцию, а нельзя же только развивать! Базис все равно должен быть заложен на уроках. Кстати, исследовательский подход – не для всех учеников. Частично поисковый – да, но не исследовательский. На проблемных уроках очень часто учитель сам остается с поставленной проблемой.

Книжные знания. Знания из книжек. Подготовка к экзаменам. Они так далеки от реальной жизни, реальной работы. Уверена: Людмила Владимировна хорошо сдаст экзамен по педагогике. Но интересно, сколько лет пройдет, прежде чем у нее родится собственная педагогика? Во что она будет верить? Как будет учить?
– Меня в школе доводили учителя, да-да, не смейтесь. У нас маленький загородный дом, и учительница про меня постоянно говорила: «Вот эта девочка – комильфо». Вы знаете, что это такое? Это французское слово означает, что она наш нувориш, наш богач. Такое социальное давление я постоянно испытывала. Она про каждого что-нибудь такое придумывала, несправедливо занижала отметки. Нет дневника? Ну и что, что ответила на «пять», – получишь «четыре». Сейчас она, к счастью, не работает.

Вот они, детские обиды! Странно, но многих именно они привели на работу в школу. Причем часто эти обиды смешные. Может быть, учительница и не знала, что значит комильфо (comme il faut – “как надо”). А может, и знала. Это слово во французском и русском употребляется только в положительном смысле – “приличный”. Им нельзя оскорбить в отличие от слова “нувориш” (новый богач). Пожалуй, так и останется тайной, хотела ли учительница этим словом обидеть свою ученицу или делала ей комплимент. Теперь это уже не важно. Но важно, что девушка до сих пор считает это слово стыдным…

Итак, что можно сказать тем, кто сегодня заканчивает педагогические институты, исходя из ими же заявленных проблем школьной реальности? Учите иностранные языки и психологию! Любите детей! Никогда не опускайтесь до унижений, крика, озлобленности! А еще любите себя, будьте счастливыми. Обязательно. Потому что только счастливые люди могут с честью справиться со всеми трудностями, которые ожидают их в школе.
Ни пуха ни пера!

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru