ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
ПО ТУ И ЭТУ СТОРОНЫ ОБЛОЖКИ
Девочка с большой собакой
“Поприветствуем Клиффорда – самого
большого, самого красивого и самого любимого пса
Америки!” – этот лозунг украшает заднюю сторону
обложки книжки “Добрые дела Клиффорда”. Серия
книжек о Клиффорде идет вослед анимационному
сериалу – одному из популярнейших детских
сериалов Америки. Клиффорд действительно самый
любимый пес Америки. И уж наверняка самый
большой, больше не бывает: ростом с двухэтажный
дом! Больше слона! Не собака – гора. Америка
сверхдержава, у нее много чего самого большого и
самого лучшего в мире – вот ей и пристало иметь
такую большую собаку.
Выбор героя для сериала – беспроигрышный.
Взрослые могут предпочитать маленьких собачек –
дети хотят иметь рядом большого, сильного и
притом непременно доброго и надежного друга. И
послушного – чтобы они могли командовать. Вот
Клиффорд и удовлетворяет этой естественной
детской потребности. Хозяйка Клиффорда –
маленькая девочка с двойным, как это водится в
Америке, именем Мила-Лиза. Клиффорд ей послушен, и
она любит кататься на нем верхом, держась за
ошейник.
“Добрые дела Клиффорда” – одна из десятков
серий, одна из множества книжек. Завязка сюжета. У
Милы-Лизы есть сосед – мальчик Тим. Однажды Тим
сказал: “Я стараюсь каждый день делать
что-нибудь хорошее. Вместе с Клиффордом мы сможем
помочь многим людям”. И Мила-Лиза охотно
соглашается: “Давай делать добрые дела вместе”.
Клиффорд, разумеется, тоже не против: Клиффорд
всегда за. Вот какие замечательные мальчики и
девочки, не говоря уже о собаках, живут в Америке.
Доктор Гааз сказал: “Спешите творить добро!”. И
Клиффорд с двумя маленькими детьми с энтузиазмом
откликнулся на его призыв.
Далее в книжке повествуется, как они спешили
делать добро и что из этого получалось.
Получалось не всегда так складно, как хотелось
бы. Но в конце концов усилия творящих добро
увенчались успехом: добродетельная троица
спасла двух крошек из охваченного огнем дома и
помогла потушить пожар. Мэр наградил каждого из
спасателей медалью; само собой, Клиффорду
досталась самая большая медаль.
Мораль. Во-первых, надо каждодневно, не покладая
рук, творить добро. Во-вторых, даже если
результаты скромны, более того, даже если они
отрицательны, все равно не падайте духом,
несмотря ни на что упорствуйте в добре и вы
непременно преуспеете. В-третьих, добро
обязательно будет вознаграждено: за доброе дело
полагается медаль – и (можете не сомневаться) вы
ее получите.
Это продуманная этическая модель. Причем
социально-ориентированная и в высшей степени
оптимистическая. Именно такую и надо предлагать
детям. Добрый мэр-наградитель не метафора
Всевышнего, который в будущей жизни вознаградит
ваши земные заслуги, – это просто мэр: мэр и
больше ничего. Земные заслуги награждаются
прижизненно, причем немедленно после совершения
подвига и, разумеется, справедливо. А как же
иначе? К слову: добрый доктор Гааз, призыв
которого реализуют дети с большой собакой, умер в
нищете и страданиях.
Больший интерес, однако, представляет не
победоносный, как это и полагается по жанру,
конец (не доктора Гааза, а книжки про Клиффорда), а
серединка рассказа с относительными неудачами
добродеющих.
Несколько примеров. Клиффорд помогал рабочим
высыпать собранные опавшие листья из бака в
кузов. Даже не помогал – просто поднимал бак и
высыпал листья. Рабочие смотрели и радовались. Но
тут вдруг Клиффорд чихнул, и все листья из кузова
мигом разлетелись. Начинай теперь все сначала!
Клиффорд решил помочь мальчику – разносчику
газет. Мальчик был маленький, слабенький и не мог
добросить газету до крыльца. Клиффорд взял
газеты, ка-а-к размахнется! ка-а-к кинет! бух!
дзинь! Пакет с газетами разбивает стекло, влетает
в окно, пролетает весь дом, разбивает стекло в
окне с другой стороны и улетает вон.
Дети увидели лежащего на улице человека.
Наверное, он болен, надо ему помочь. Клиффорд
берет несчастного за шиворот и бегом
устремляется к больнице. Между тем шли ремонтные
работы, а мнимый больной был рабочим, который
держал кабель, уходящий в люк. Клиффорд вытащил и
кабель, и рабочих из люка – полный конфуз!
Клиффорд был ужасно, ужасно расстроен. (Потом
случился пожар, спасенные младенцы, медаль, и он
утешился.)
Все эти истории более-менее соответствуют
пословице “Услужливый дурак опаснее врага” или
в редакции Олега Григорьева:
Прохоров Сазон
Воробьев кормил.
Бросил им батон –
Семерых убил.
Однако, несмотря на сходство, в трех
рассказах содержатся типологически разные
ситуации. Рассказ о листьях. Клиффорд – это
очевидным образом Гулливер в стране лилипутов.
Его могучие физиологические отправления
потенциально опасны в мире маленьких существ. Но
он не властен над физиологией. Хотя, вообще
говоря, может использовать ее и на благо народа.
При отсутствии воды на пожаре он мог бы
воспользоваться тем же самым способом и с тем же
эффектом, что и Гулливер.
В рассказе о пакете газет тоже есть гулливерская
тема, но главным образом это все-таки рассказ о
человеке, не умеющем соизмерять свои силы.
Актуально для детей. А впрочем, и для взрослых
тоже. Хорошо еще, что обошлось разбитыми стеклами
– у Прохорова Сазона, Клиффорда на русской
(обэриутской) почве, все наверняка кончилось бы
смертоубийством.
И наконец, история с лежащим рабочим.
Классический пример остранения. Ситуация с точки
зрения не понимающего ее смысл. Дети с Клиффордом
(по существу, он ведь тоже ребенок) недостаточно
социализированны, они не понимают, что
происходит. Вроде Хоттабыча на футбольном матче.
Кстати, у него и мотивация была идентична:
альтруизм чистой воды. И то и другое
вмешательство абсурдно. Но в обоих случаях
ошибка приводит к обучению и последующему
пониманию. Доброе дело не удалось, но деяние не
стало от этого бессмысленным, ибо привело к
приобретению нового опыта.
Притча об учителе, пославшем ученика на реку –
зачерпнуть воды в ведро. Ученик возвращается
смущенным:
– Ведро дырявое, я не смог набрать воды, как ни
старался.
– Я и не посылал тебя набрать воды – я хотел,
чтобы ты вымыл ведро.
Что интересно, во всех историях удавшихся и
неудавшихся добрых дел дети с собакой ни разу не
сталкиваются с противостоящей им злой волей.
Казалось бы, Клиффорд – идеальное орудие
обуздания злодеев. Даже Карлсон сражался с
ворами. Я уже не говорю о Гулливере, принимавшем
участие в лилипутских войнах с сокрушительными
для противной стороны последствиями.
Очевидный прототип Клиффорда – большие
андерсеновские собаки. Бойцовые, страшные,
изначально ориентированные на боевые действия.
Монстры, выполняющие указания владельца
магической штучки, совершенно независимо от их
этического вектора.
Однако мир, в котором совершает свои подвиги
добродушный Клиффорд, совершенно иной:
субстанциональное зло в нем отсутствует. В нем
могут быть ошибки, недостатки, непонимание,
может, увы, даже случиться пожар, впрочем,
единственно для того, чтобы Клиффорд его потушил,
спас малюток и получил венчающую конец медаль.
Пожар может произойти от чего угодно – только не
от поджога: сознательная (а впрочем, и
бессознательная) злая воля в этом мире в принципе
невозможна. Клиффорд не борется со злом – он
исправляет (главным образом пытается исправлять)
несовершенства наличного бытия.
Конечно, Клиффорд послушный пес: он выполняет
инструкции своей маленькой хозяйки. Но его
послушание не механическое: он друг Милы-Лизы и
полностью разделяет ее этические установки. А
если бы между ними возник этический конфликт,
послушание бы победило? Вопрос этот
нерелевантен: в книжке про Клиффорда такое в
принципе невозможно.
Желание творить добро для Клиффорда и компании
не связано с ситуацией, когда оно может быть
реально востребовано, оно ей предшествует и само
(с непредсказуемыми последствиями) готово эти
ситуации порождать. Дети выходят на охоту за
несовершенствами жизни, используя Клиффорда (в
том числе) и как патрульную машину. В уличном
дозоре они выискивают дефекты бытия, чтобы тут же
исправить их. Мне тут пришел в голову Торнтон
Уайлдер – его роман, где положительно прекрасный
герой оказывает человечеству всевозможные
услуги, включая сексуальные. Этот персонаж, как и
мальчик Тим, в постоянной стойке: как бы
что-нибудь наладить в мире. Создается
впечатление, что Уайлдеру просто не приходит в
голову очевидная для автора детского примитива
мысль, что вмешательство в чужую жизнь, сколь бы
ни были бескорыстны и благородны его мотивы,
потенциально опасно.
Модель Клиффорда очень отличается от модели
поведения частного человека. У Саши Соколова
есть фоновый персонаж: девочка с простой собакой
(дворнягой) – образ обывательского
существования, акцентированной банальности;
бессмысленность и в то же время пронзительность
и теплота ничем не замечательной, заурядной,
обыкновенной жизни. Девочка, а потом девушка,
женщина с обобщенным набором клишированных
жизненных ситуаций безымянна, как и ее собака.
Девочка простая и собака простая. У Милы-Лизы
собака совсем не простая, она очень, очень
большая, и сама по себе огромность делает ее
невместимой в частную жизнь – ей (и ее хозяйке)
нужен простор общественного поприща.
Доктор Гааз, коль скоро уж о нем зашла речь, хотя и
был человеком в высшей степени общественным, все
же не бегал по улицам, ища, кого бы осчастливить:
он просто работал в тюремной больнице.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|