Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

Многие педагоги уже давно отказываются выставлять отметки на своих уроках. Они вводят самооценку, используют “портфолио”, устраивают совместную рефлексию. Однако наступают экзамены, и тут результаты своей работы все равно приходится оценивать. При этом учитель вынужден слушать то, что он и так знает. И оценивать “знания”. Может быть, именно поэтому многим учителям так трудно слушать ответы ребят на экзаменах? Но они находят способы, как с этим справиться.
Некоторые педагоги и во время экзаменов продолжают обучать ребят. Они слушают, задают наводящие или, наоборот, каверзные вопросы.
Другие лишь делают вид, что слушают, а на самом деле стараются изо всех сил, чтобы это действо, немного похожее на публичную пытку, поскорее закончилось. В такую позицию, как правило, встают те, кто на экзамене является ассистентом или председателем. Лучше не мешать, не сбивать учеников, тогда и экзамен поскорее кончится.
Третьи организуют в своих школах новые формы проведения экзаменов. О некоторых мы сегодня расскажем.

Фото Е.КРЫЛОВА

Ольга НИКИТИНА

Опрос учителей: как вы чувствуете себя на выпускных экзаменах?

– Отвратительно. Я не могу сидеть и молчать, когда мои ученики допускают глупые ошибки. Вопреки правилам я часто помогаю ребятам наводящими вопросами, а иногда немного подсказываю.
– Экзамен мы сдаем вместе с учениками. Это я их учила. Значит, проверяют и меня. Каждый раз волнуюсь, будто мне шестнадцать. Помню, когда я сдавала экзамен в школе, мне показалось, что я не знаю билет. А учительница подошла и говорит: «Не волнуйся. Ты все вспомнишь и сумеешь хорошо ответить». Казалось бы, ничего не значащие слова, но они так мне помогли! Я на всю жизнь запомнила ту ситуацию и всегда стараюсь поддержать своих учеников на экзамене.
– Я – директор школы. Мне, естественно, часто приходится бывать на экзаменах. Учителя по-разному ведут себя, когда сдают их ученики. Некоторые постоянно говорят вместе с ними, приходится даже останавливать, объяснять, что на экзамене надо дать детям возможность продемонстрировать свои знания.
– Я на всю жизнь запомнила, как один ученик сдавал информатику. Он в одно мгновение превратился из среднего ученика в блестящего студента. При защите реферата оперировал понятиями, которые я, к сожалению, так и не смогла освоить, хотя незадолго до этого я ездила на курсы, две недели изучала компьютер. Это так сложно! А тут наш Леша, который был рядом все годы, оказался таким мастером этого дела. С экзамена я уходила в восторге.
– Я всегда слушаю ответы своих учеников довольно критически. Но на экзамене я не считаю нужным анализировать их. Это лучше сделать потом, в личной беседе, если это нужно, конечно.
– Я очень устаю на экзаменах. У меня выработалась привычка слушать не ответы целиком, а интуитивно чувствовать: правильно – не правильно. А в остальное время отключать свое внимание от происходящего. Честно говоря, я не представляю, что на экзаменах можно слушать ответы по-другому.
– Экзамен для меня почти то же самое, что и обычный урок. Мне интересно, что скажут дети, им интересно, как я отреагирую на их слова.
– Я не люблю принимать экзамены. Не люблю, когда ребята, вместо того чтобы спокойно рассуждать, стараются пересказать учебник. У них даже интонация меняется, становится похожей на речь роботов. Я в основном молчу. Наверное, это лучшее, что я могу для них сделать в этот момент.
– У меня был сосед по парте. Он никогда не готовился к экзаменам. Начитанный парень, а учебники читать не любил. Попался ему на истории какой-то вопрос про войну. Материала он, естественно, не знал, но быстро сообразил, что на стене множество карт и можно их использовать. Начал бодро рассказывать, читая по картам все подряд. Вверху – цитата Ленина, из нее он сделал вступление к своему ответу. А в конце прочитал вторую фразу – вроде завершил ею рассказ. Директор школы в конце ответа говорит: «Да, молодец, какие фразы хорошие использовал!» Учительница застыла – она-то видела, что Сашка ничего не ответил. За находчивость ему поставили тройку.
Экзамен на самом деле показывает не знания человека, а умение выкручиваться в сложных ситуациях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru