Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

Милослав БАЛАБАН,
МГУ им. Ломоносова

Билет на честный экзамен

Если мы его выберем, у школы появится шанс перестать быть институтом зубрежки

Чему мы учим наших учеников? Знаниям? Умениям? Компетенциям?
Разговоры о содержании образования ведутся учеными и учителями весь учебный год. Но во время выпускных экзаменов, следуя ложному педагогическому постулату, мы забываем о своих идеях и ценностях и начинаем проверять “знания” детей и оценивать их память.
Учим одному – проверяем совсем другое.
Еще в начале двадцатого века Джон Дьюи доказал: готовое знание нельзя передать. У каждого оно возникает как своя, личная функция от опыта в какой-то сфере деятельности. С этим утверждением сегодня мало кто спорит. Но почему же до сих пор процедура экзаменов в массовой школе не меняется?
Потому что до сих пор никакой альтернативы для теста на образованность (т.е. на более высокий общественный статус) никто не предложил. А что если отказаться от проверки памяти учащихся и на экзаменах проверять приобретенный на занятиях опыт делового обращения с текстами?

Стекло. За ним – жизнь

Еще в XIX веке русский лингвист Александр Потебня говорил, что язык выполняет функцию стекла, сквозь которое мы по-новому видим мир. Как только мы переключаем свое внимание на структуру и устройство языка, на грамматику, лексику, синтаксис, мы начинаем смотреть только на это стекло и перестаем видеть мир, стоящий за ним. Язык перестает использоваться функционально – как средство общения.
Развитая сегодня система научных знаний не что иное, как разнообразные языки, используемые людьми для познания мира и общения с ним. И если мы хотим, чтобы дети умели пользоваться языками физики, химии, истории, нужно изучать не их, не стекла, поставленные кем-то, а мир, который находится за этими стеклами. Ведь, забивая гвоздь, никто не вспоминает второй закон Ньютона, где дана формула этого действия. Никто не высчитывает силу удара через произведение массы молотка и его ускорения.
Мир нужно изучать с разных точек, с разных ракурсов. Тогда и эти языки станут использоваться и развиваться, по-новому структурироваться. Стекло станет прозрачным.
Сегодня мы называем такое умение – по-своему видеть мир, используя различные построения человеческого разума (грамоты), – функциональной грамотой. Ее нельзя передать, ее можно только вырастить, развить. Предлагаемые нами изменения в процедуре экзаменов ориентируют все школьное образование именно на функциональную грамоту по Потебне.
Ученику достаточно знать, что в справочниках по физике существует формула под названием “второй закон Ньютона”. И если ему понадобится для каких-то технических целей определить вес нужной детали, он без особого труда отыщет эту формулу. Именно такой функциональной грамоты не хватает выпускникам школ и вузов. Им по 10–15 лет приходится, вместо того чтобы смотреть на мир сквозь призму науки, исследовать состав и структуру научной призмы и запоминать, чтобы потом быстро забыть, ее хитроумное устройство.
Если же для сдачи экзаменов не понадобится усилий памяти, то, может быть, и содержание школьного обучения станет более естественным и продуктивным.

Обучение, ориентированное на жизнь

Мы предполагаем, что для этого необходимо и достаточно предоставить экзаменуемым всю нужную для ответа на вопросы литературу. При этом отметку за экзамен можно выставлять в зависимости от времени выполнения задания. Даже проблема тугодумов может быть решена, если видеть в них особо вдумчивых и осторожных учеников. Для таких природных копуш понадобится либо предоставлять более удобный справочный материал, либо предусмотреть индекс оценки времени. Ведь экзамен проверяет не резвость, а способность разобраться в проблеме. Может быть увеличено количество попыток, как в спорте, или понижена сложность поиска, если оценка идет по более низкому разряду. А разряд может выбираться самим учеником.
Это может показаться слишком тривиальным путем решения поставленной задачи, ведь не предлагается никакой альтернативы самому содержанию школьного обучения. Однако такие (или похожие) экзамены уже сегодня устраивают многие педагоги, якобы ничего не меняя в процедуре обучения. На этих экзаменах все ответы “правильные”, а ученики заслуженно получают разные оценки.
При подготовке к такому экзамену ученики оказываются в постоянной активной позиции. Ведь получается, что они приходят в школу за каким-то реальным опытом, не за мифическими знаниями. Любой педагог в такой ситуации будет заинтересован в том, чтобы на своих занятиях помочь ученикам в нужном для них деле, научить выполнять его быстро и уверенно. При выставлении экзаменационной отметки придется использовать уже не свое мнение о правильности ответа ребенка, а гораздо более объективный параметр – время, на которое пока не обращали должного внимания.
Изменится и работа директора школы. Вместо того чтобы наблюдать за тем, насколько правильно выполняют казенные инструкции учителя (ибо единой инструкции для новой работы учителя может не появиться), директор будет заниматься своим делом – создавать более привлекательные условия для того, чтобы ученики осваивали функциональную грамоту по максимально широкому спектру предметов.

Тайный эксперимент

В ряде статей о «функциональной грамоте» и об «открытом экзамене», опубликованных в разных изданиях в России («Управление школой» № 40, с. 12–13; «Образование и карьера» № 32, с. 58–62) и за рубежом (IDEC-2003 Magazine, NY, р. 40–42), мы призывали к тому, чтобы ввести открытый, позволяющий использовать любые справочники экзамен. Как сейчас выяснилось, мы стучали в открытые ворота. Это показал опубликованный в «Первом сентября» (№ 3, 2004, с. 2) отчет международного проекта сравнительной оценки качества образования в 36 странах (PISA – Program International Student Assessment).
В результате первого цикла исследований выяснилось, что самый высокий рейтинг по этому показателю имеет Финляндия, где уже довольно давно введен именно такой открытый экзамен. Вот как об этом пишет профессор Кари Уусикяла: “…на экзамен можно приносить любые справочники или воспользоваться Интернетом… Важно, умеешь ли ты пользоваться справочником или Интернетом”. Об этом говорится так обыденно, что, похоже, создатели этой системы образования и не подозревают о значимости их инновации.

А как же стандарты?

Вполне вероятно, что честный экзамен на «функциональную грамоту» ограничит безответственное распоряжение главной государственной собственностью в образовании – стандартами, определяющими все содержание всякого классно-урочного процесса. Свобода выбора того, как справиться с предлагаемой на экзамене задачей, поставит всякий стандарт обучения на законное место. Он станет всего лишь полезной рекомендацией. При этом школьные стандарты окажутся такими же техническими нормами, как все другие госстандарты, а их соблюдение будет факультативным для учителя и ученика.

Честный экзамен – честная школа

Само понятие честности связано с комплексом этических представлений о доверии. Природная этика всякого общения предполагает доверие к любому человеку, который тебя не обманывал. В жизни мы опираемся на этический принцип «исходной честности», тогда как в науке действует в чем-то обратная догма – «исходного недоверия» к любой новой информации. Там, как известно, достоверным считается лишь положение, которое было проверено в строгом тесте повторяемости. К сожалению, школьная техника опирается именно на этот (не вполне гуманный) принцип, уместный в науке.
Более честный экзамен избавит от ставшего нормой подлога в образовании: три пишем, два в уме. В школе начнет работать нормальный (внутренний!) рынок учебных услуг. А он действует очень опосредованно, меняя производственную процедуру (содержание урока и его методику) каким-то своим, совсем неадминистративным путем. Учитель не только получает возможность резко расширить диапазон предлагаемых в тестах заданий и вопросов, но и на занятиях сможет работать иначе.
Не только в открытой студии, но и в обычном классе он сможет действовать, ориентируясь на более содержательный тест. Ему больше не придется выполнять чужие методические указания. Он будет стараться в большей мере удовлетворять ставшие вполне реальными запросы своих учеников. Пока, без экспериментального исследования, не очень ясно, как это все может происходить. Но ученики станут более активно выбирать такие формы работы, которые дадут им нужный на экзамене опыт. И все это будет делаться не из мифического стремления к знанию, а из реальной потребности получать нужный опыт. В данном случае – быстрее справляться с заданиями теста на функциональную грамоту.
Изменения в ориентации занятий на более реальные тесты могут оказаться очень полезными для развития всех учебных заведений. Степень овладения грамотой прямо соотносится с временем поиска нужной информации, включая время, которое уходит на осмысление текста тестовой задачи, время определения, где искать ответ, как воспользоваться текстом справочника и т.п. Как видно, достаточно отметить порядок времени (секунды, минуты, часы), необходимого для подготовки правильного ответа, чтобы провести грубое, но более объективное оценивание по этому единственному пока реальному параметру учебной подготовки.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru