ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС
"ПС"
Маршрут Елены ЛИТВЯК и Людмилы РЫБИНОЙ
Школьная энциклопедия
вологодского края
Путешествие школьного автобуса “ПС” по
Вологодской области пришлось на те дни, когда
первые, самые трудные экзамены были уже позади.
Одиннадцатиклассники отдыхали от сочинения,
девятиклассники – от математики.
Школы на Вологодчине утопают в цветущей сирени.
Будто бы лет 30 назад вышло постановление
областного управления образования: каждому
школьному двору – сиреневый сад. Синее-синее
небо соединяется у самого горизонта с золотыми
полями одуванчиков, еще не распаханными и не
засаженными картошкой: лето приходит на
вологодскую землю не торопясь.
Учителя и ученики в вологодских школах под
впечатлением от ЕГЭ: слишком много неразберихи. В
одной школе уже на экзамене обнаружили, что в
пакетах нет части В. Уладили, доставили, но дети
потеряли время, перенервничали. В другой – на
пункте приема экзаменов целый класс забыли
внести в списки. Можно ссылаться на то, что еще не
все отлажено, но учителя говорят, что и не надо бы
отлаживать. И детей, и учителей, и родителей
возмущает полицейская система: паспорта,
карточки, милиция, чужая школа. Есть такие места,
из которых до ППЭ добираться час. Дети
деревенские ездят нечасто, многих от дороги и от
волнения укачало. До экзамена ли тут?
Эксперимент по ЕГЭ совпал еще и с отменой
разрешения не сдавать экзамены по состоянию
здоровья. Вот пример: ребенок лежит в клинике с
нервным срывом. А врач с директором решают, как
поступить: накачать девочку лекарствами и
отправить на экзамен или оставить в больнице до
выздоровления? Но тогда она сможет получить
аттестат только через год… Родителей ЕГЭ пугает.
Его и зовут Ягой: “К Яге готов? Ягу сдал? Когда на
Ягу поедете?” “Нам в 10 класс теперь нечего идти,
мой Ягу не сдаст”, – говорят мамы и папы.
Сообщающиеся сосуды, или Как театр стал
уроком
Вологда, улица Кирова. В пустом еще дворе
32-й вологодской школы на асфальте помечены мелом
места сбора отрядов. 2 июня – первый день работы
летнего оздоровительного лагеря.
32-ю мы выбрали не случайно: спросили прохожих,
какая школа в городе считается хорошей. В какую
стремятся попасть? Нам назвали 32-ю. Галина
Маничева, директор, подтвердила, что поступают в
школу со всего города и для многих родителей
важны не только школьный курс, но и
дополнительное образование, внеклассная работа.
При этом платных услуг в школе нет. Галина
Александровна считает, что в школе все должно
быть доступным. Кроме оздоровительного лагеря,
есть еще три для ребят постарше: математический,
экологический и туристский, на реке Еме, куда
подростки выбираются на две недели с палатками
вместе с учителем физкультуры и ОБЖ Алексеем
Владимировичем Федорковым, многолетним
руководителем школьного туристического клуба
“Юниор”. С ним они побывали уже в Крыму и
Хибинах, завоевали в прошлом году первое место на
общероссийских соревнованиях “Школа
безопасности”. Чуть ли не все выходные – в
походах. Даже зимой. А еще в школе есть “Подвал”
– это подростковый клуб, в котором все сделано
руками ребят. Сергей Михайлович, руководитель
клуба, не профессиональный учитель, но педагог от
природы. У него бывает не самая простая публика: в
клуб ходят не только ученики 32-й школы, но и дети
со всей округи. Старшеклассники собираются после
уроков, чтобы просто поговорить друг с другом и
со взрослыми. В клубе проходят также
психологические тренинги и репетиции
социального театра, для которого ребята сами
пишут тексты.
Школьным театром руководит профессиональный
сценарист Алена Евгеньевна Новгородова.
Встретиться с ней нам не удалось: она уехала
сдавать кандидатский минимум в Москву (четверо
учителей 32-й – аспиранты). Но школа еще полна
воспоминаниями о выпускном спектакле. Пьесу
“Шуточки” по произведениям Чехова написала
Алена Евгеньевна. В другом спектакле школьного
театра – “Синяя птица” – участвовали до 50
детей. Театром здесь занимаются не только после
уроков. Сценическая речь и движение введены в
расписание начальных и средних классов.
В начальные классы 32-я школа берет детей
своего микрорайона, в 5-е вливаются дети соседней
начальной школы, а в 10-е профильные классы
набирает учеников со всего города. В них попадут
не все. Экзаменов не устраивают, отбор только по
аттестатам. Их в школах стараются выдать как
можно раньше: в Вологде нет вступительных
испытаний в ПТУ – кто первый придет с
документами, того и берут. Поэтому в этом году
директора очень боятся, что задержатся
результаты ЕГЭ. Тогда дети не смогут поступить
туда, куда задумали.
Углубленное обучение информатике и математике в
32-й школе начинают с 7 класса. Есть договор с
отделением прикладной математики и информатики
педуниверситета. Совмещенные экзамены, правда, в
прошлом году были в последний раз, но подготовка
у ребят такая, что они и без совмещенных поступят
и в МГУ, и в физтех. Преподаватели вуза ведут
спецкурсы: факультативы. Зарплата просто смешная:
280 рублей в месяц кандидату наук. Но люди
заинтересованы в детях и работают не ради денег.
Еще у школы есть связи с Центральным экономико-математическим
институтом. В субботу институт не работает, но в
этот день приходят ученики 32-й, и научные
сотрудники занимаются с ними, готовят к
поступлению. Одновременно подростки осваивают
азы научной работы, за каждым закреплен научный
руководитель. Польза и аспирантам, и школьникам.
По итогам конкурса научных работ получают
дипломы и даже премии.
Есть и классы компенсирующего обучения. В школе
утверждают, что детей действительно удается
вытягивать на нормальный уровень. При том, что в 10
класс в школе конкурс, туда попадают и дети из
коррекционных классов.
При последней аттестации школе рекомендовали
поменять статус, стать школой с углубленным
изучением отдельных предметов: уровень
экзаменационных работ высокий, ученики
регулярно участвуют в олимпиадах. Но Галина
Александровна считает изменение названия
несущественным: престиж школы зависит от того,
как она работает, а не как называется. Родители
школу знают, город небольшой: 300 тысяч жителей,
молва разносится быстро.
Работает школа в две смены – с восьми до семи.
Здание рассчитано на шестьсот пятьдесят
учеников, а учится в ней в два раза больше –
тысяча триста пятьдесят девять! На стене при
входе в школу висит самодельный плакат – “Мы вам
рады!” Действительно, это так, мы сами проверяли.
Школа не для всех, или 14 часов труда
Вологда, улица Пирогова. Так случилось,
что второй школой, в которую мы забрели, немного
заблудившись, – на самом деле искали вторую и
пятую, которые должны быть где-то поблизости, на
заросшей сиренью улице Пирогова, – оказалась
“Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 1 8-го вида”.
Школе вроде бы не до гостей – готовятся к
аттестации. Но директор Татьяна Петровна
Меньшакова с удовольствием рассказывает о
школьной жизни:
– Вот посмотрите: это индивидуальные карты
развития каждого ребенка, это личные учебные
планы, по которым ученик может изучать
одновременно русский язык по программе третьего
класса, а математику – по программе первого.
Экзамен в школе один – по трудовому обучению в 9
классе в форме собеседования. К экзамену
организуется итоговая выставка работ
одиннадцати школьных мастерских. Делают там
полезные вещи: один – оконную раму на дачу,
другой – подставку под музыкальную установку,
третий – обеденный стол, табуретки. Девочки
шьют русские костюмы, в которых выступают на
подиуме. Все это – выпускные проекты.
Гордость школы – шкафчики с самодельными
дидактическими монтессори-материалами,
изготовленными из того, что нашлось под рукой:
картона, коробочек, баночек, пуговиц, фасоли.
Такие учебные материалы здесь особенно нужны.
Именно через операции с конкретными предметами у
умственно отсталых детей легче и прочнее
формируются понятия. Ольга Александровна
Ворошилова, завуч школы, смеется: “У нас в
учительской коробка стоит, все приносят что-нибудь
из дома и складывают туда, а наши психологи из
этого собирают дидактические материалы”.
Ученики старших классов сшили из этих запасов
удивительную тряпичную книгу. На одной страничке
– вязаные цветы на липучках, чтобы можно было
учиться подбирать пары по колориту, на другой –
пришит симпатичный вельветовый ботинок, чтобы
учиться его зашнуровывать. Толстая-толстая
мягкая книжка с помятыми, затрепанными краями:
видно, что не один раз брали ее в руки.
Дмитрий Васильевич Зуев – дефектолог, работает
учителем труда 40 лет. Всю жизнь с восьми утра до
пяти вечера в школе. Замечает, что раньше отбор
был менее строгий, попадали во вспомогательную
школу и дети, которые вполне могли бы учиться в
общеобразовательной. Теперь отбор строгий,
соответственно дети стали гораздо трудней. Есть,
к сожалению, на учительском веку Дмитрия
Васильевича целые ученические династии: был у
него ученик, теперь шестеро его детей учатся в
этой школе. Коррекционная школа, пожалуй,
единственная, в которой не радуются, когда бывшие
ученики приводят сюда своих детей.
По сочинскому проекту, или Как
расширить круг общения?
ЕРМАКОВО. На другой день выезжаем из
Вологды. Дорога ведет в село Новое. Раньше там
тоже была коррекционная школа-интернат, но ее уже
шесть лет как закрыли. Детей раскидали по другим
интернатам. Сруб местные жители разбирают для
хозяйственных нужд. В пустые окна влетают галки и
разгуливают по анатомическим таблицам,
валяющимся на земле.
Ближайшая “живая” школа в двух километрах
отсюда – в поселке Ермаково. Вполне добротная,
трехэтажная, с огромными окнами и потрепанным
фасадом. Этот типовой проект – огромные окна и
плоские крыши – будет нам попадаться еще не раз.
Мы сначала хвалили – мол, много света, детям
заниматься удобно. Но все директора в один голос
жаловались: “Кто только это придумал – у нас на
Вологодчине строить школы по сочинскому проекту?
От таких окон холодно. А плоские крыши постоянно
текут.” Так и живут с протекающими крышами,
поскольку ремонт обычно приходится производить
своими силами. Каждое лето в ермаковской школе
работает подростковая ремонтная бригада –
ученики седьмых-восьмых классов с удовольствием
трудятся в родных стенах, реставрируя ветхие
парты, шкафы, подкрашивая стенки. Заодно и деньги
небольшие зарабатывают по договору с местным
Центром занятости населения.
В день нашего приезда одиннадцатый класс в
полном составе – 14 человек – уехал сдавать ЕГЭ в
Спасскую школу, а девятиклассники сдавали устный
экзамен в родных стенах. Правда, не литературу
или биологию, а физкультуру. На экзамен нас
пустили с радостью, только ребята немного
оробели, увидев незнакомых людей. Но учителя их
подбадривали, поддерживали. “История
Олимпийских игр”, “Значение физкультуры в жизни
человека” – это теория, по билетам. А еще
двухкилометровый кросс, прыжки со скакалкой,
метание мяча. Многие выбрали физкультуру,
особенно мальчишки – все-таки любимый предмет.
Большинство нынешних ермаковских
девятиклассников хотят скорее получить какую-нибудь
реальную профессию, поедут после школы поступать
в вологодские училища – на парикмахеров,
кондитеров, шоферов. Но есть среди них и те, кто
серьезно интересуется, например, литературой,
географией. Они писали экзаменационные рефераты,
больше похожие на маленькие научные работы. Для
этого чуть не за полгода до экзамена вместе с
учителями ездили в Вологду в городскую
библиотеку.
В Ермаковской школе – 234 человека. Около 70 детей
привозят на своем автобусе. На нем же ребята
ездят в Вологду в театры и музеи, на экскурсии.
Для своего автобуса нужен бензин, а значит, одна
из проблем директора – смета. Спросили Веру
Николаевну Кулезневу – и оказались правы. В этом
году смета составлялась по-новому: бюджетные
средства школа теперь получает из казначейства.
Казалось, все учли. Но всегда происходит что-то
непредвиденное. В смету не уложились, да еще и ее
урезали – на каждый квартал по тысяче.
СОСНОВКА.
На въезде в соседнюю Сосновку действительно
растут корабельные сосны. Трехэтажную школу
видно издалека, выглядит вполне по-городскому,
только низенький заборчик палисадника и грядки
прямо у входа сразу напоминают, что школа –
сельская. Наверняка в школьной столовой овощи с
этих грядок. “Так и есть, – подтверждает завуч
Галина Анатольевна Баданина. – Как сельской
школе без этого? Есть и свои трактора, чтобы
мальчишки могли получить права и профессию.
Раньше еще свиноферма была, но сейчас отказались,
слишком корма дорогие. А нас эта свиноферма
выручала – ребятам призы и подарки к праздникам
покупали”.
Сосновской школе повезло – недавно подарили
целый компьютерный класс на двенадцать мест,
проекционную установку для демонстрации с
компьютера на большой экран, набор дисков по всем
школьным предметам, появилась возможность
выхода в Интернет. Так теперь, говорит Галина
Анатольевна, стыдно бумаги от руки писать – все
на компьютере. И тут же, словно для контраста,
привычная жалоба – старые парты, реактивы,
приборы в физическом кабинете. “Надо бы все
заменить, да где денег взять? Лучше бы на те
средства, что в ЕГЭ вложены, обеспечить школы
материально – мы бы крышу отремонтировали. А
экзамены пусть бы ребята сдавали здесь. И
родители против – дети нервничают и очень устают
от одной дороги. Кое-где им надо в пять-шесть
встать, чтобы до пункта приема доехать, дорога
вымотает, как они там будут соображать, где
галочки ставить?”
УТКИНО. Следующее за Сосновкой прямо по дороге –
село Уткино, а на школьной двери написано
“Первомайская”. Так раньше колхоз назывался.
Школа на сто восемьдесят детей новая,
девяностого года постройки. Стены внутри
расписаны причудливыми парусниками,
вологодскими пейзажами с храмами. “Откуда у вас
такая красота, кто рисовал?” – спрашиваем мы.
Оказывается, сами – учительница рисования и
старшие ребята.
Уткинские ребята изредка ездят в Сосновку на
информатику или покопаться в Интернете. У себя
пока такой возможности нет – один компьютер на
школу.
Марина Ивановна Вахрушева, учительница
литературы, руководитель районного
методобъединения словесников и, как оказалось,
жена директора школы, считает, что главная
трудность – помочь ребятам найти информацию:
“До Вологды в городскую библиотеку все-таки
далековато ездить. Как им к экзаменам готовиться?
Я им даю толстые журналы из дома. У меня девочка
писала реферат по Северянину, он наш, вологодский,
в Череповце учился. Где ей о нем почитать? Весь
год готовились, чтобы спокойно материал собрать.
Раньше мы максималисты были, все требовали,
требовали. А теперь, наверное, жалеть научились.
Второгодников у нас теперь нет. Оставляем после
уроков, занимаемся индивидуально – и ребятам
легче учиться. И если ребенок спит на уроке,
спрашивать его не будем: мы же рядом живем, знаем,
что вчера дома у него творилось”.
Эта
тема будет всплывать потом и в других школах, и
окажется, что главное для здешних учителей –
ребенок, его судьба, а не его взаимоотношения со
школьным предметом. То ли это особое свойство
всех сельских учителей – способность видеть в
ученике прежде всего ребенка, соседа по улице,
знакомого с пеленок, то ли это местная,
вологодская черта, так же как и открытость,
мягкость, доверчивость, как окающий северный
говорок?
Какие проблемы? “Да, наверное, как у всех, –
улыбается Марина Ивановна. – У нас школа еще
только на ноги встает. Мой муж принял школу с
первого дня, и мы ее, как ребеночка, растим. Более
старые школы в советские времена обзавелись
техникой, берегут и сохраняют до сих пор, а мы “не
успели”, но права на трактор старшеклассники все-таки
получают: кабинет на базе производственных
мастерских колхоза. Все хотим нашим детям
побольше дать, чтобы у них шире был круг общения.
А то, что мы видим? Дом, семья, огород, школа. Но все-таки
стараемся выбираться. Вот хотим с ребятами своим
ходом, с палатками поехать в Кириллов, монастырь
им показать. Всего-то сто три рубля надо на дорогу,
да еще у каждого ли родители найдутся эти деньги?”
Там, где гуляют лисы, или Сколько
профилей у 15 выпускников
ЛАРИОНОВО. Ларионовская школа-девятилетка
в стороне от больших дорог. Когда ехали, перед
нашим автобусом проскочила лиса. И не убежала, а
как-то даже помедлила, людей бояться не привыкла.
Позавчера, рассказывала нам после директор школы
Татьяна Анатольевна Широгорова, двух лосей
видели. “А что вы хотите? Про наши места так и
говорят – согожская глубинка. Речка у нас
Согожа”. И правда, глубинка. В райцентр Шексну на
совещание ларионовским учителям никак не
доехать – автобус ходит раз в неделю, по
вторникам. Только если кто своим транспортом
подвезет или колхоз даст машину. Школа
малокомплектная, всего тридцать пять учеников.
Начальные классы, все девять человек, занимаются
в одной комнате с одним учителем. Недавно, три
года назад, школу перевели из бревенчатой избы в
помещение Дома культуры. У директора отпала
забота о школьной кочегарке, но зато крыльцо
теперь у школы общее с танцзалом. По выходным в
клубе – танцы, и понедельник часто приходится
начинать с уборки бутылок перед школьной дверью.
Но ничего, живут. Тем более что работники клуба
помогают школе проводить уроки и праздники.
Повесили домашние занавесочки, на окнах –
цветущая герань, и можно жить и учить детей. В
школе, такой крохотной, даже библиотека есть со
своим библиотекарем. И учебный процесс тоже
очень домашний – с индивидуальным подходом к
каждому ребенку, с сочетанием учебных и
хозяйственных хлопот. По осени прямо в школе
солят капусту и огурцы на уроках труда, потом
разбирают банки по домам, хранят в подполье и
приносят к школьному обеду в колхозную столовую.
Завтра вот пойдут всей школой картошку сажать, а
после экзаменов девятиклассники будут красить
школу к новому учебному году. Потом многие
выпускники отправятся доучиваться в
Любомировскую школу-интернат и будут приезжать
домой только на выходные. Но большинство все-таки
постарается уехать – в Шексну, в Череповец.
КЛИМОВСКОЕ.
Климовская средняя школа – это уже соседний с
Шекснинским, Череповецкий район. Здесь в одном из
классов, поделенном перегородками на “залы”,
собран прекрасный краеведческий музей с богатой
коллекцией крестьянской утвари, одежды, старыми
книгами, иконами. Часть вещей передана из бывшего
краеведческого музея при местной птицефабрике,
часть собрали ученики. Во всех школах
Вологодской области уже несколько лет
преподается предмет “Истоки”, вводящий
учеников первых – шестых классов в мир народной
культуры, дающий первые сведения по краеведению.
В Климовской школе уроки по этой программе
проходят в музее, рядом с экспонатами. И главное,
все можно трогать руками сколько угодно.
У Климовской школы необычный режим работы:
деревня компактная, дети ходят обедать домой в то
же время, что и родители с птицефабрики – на
обеденный перерыв. Четыре урока до обеда – потом
час перерыв, еда, отдых и прогулка до дома и
обратно. После обеда еще два-три урока,
тренировки, соревнования, секции, классные
мероприятия. В школе два спортзала, рядом еще
один – поселковый, есть тренажеры.
И снова мы приехали в день экзамена:
девятиклассники сдают ОБЖ. Экзаменующихся много,
больше мальчишки. Старательно строчат ответы,
Денис, слегка волнуясь, отвечает перед комиссией.
Но волнение скорее дежурное, чем настоящее. Ольга
Васильевна принимает экзамен, не торопясь,
старается задать побольше вопросов, чтобы
выяснить, что же на самом деле знает ученик. Может
и пошутить с ребятами, когда они тоже, то ли в
шутку, то ли, чтобы страх отогнать, ерничают,
выбирая билеты. Но пошутили – и хватит, садись
готовься. Главное, нет в этом классе накаленной,
нервной атмосферы. Ольга Васильевна сама
заканчивала эту школу, и вот теперь, вернувшись,
постаралась не забыть, каково это – сдавать
экзамены. И ребята за это ей благодарны.
Директора, Николая Григорьевича Карпова, очень
волнует, как будет организовано профильное
обучение в старших классах сельской школы. Во-первых,
задачи старшей школы в городе и в селе разные.
Сельская школа учит всех. Значительная часть
детей поступать в вузы не будет, а выпустить их
после девятого некуда: что они будут делать в
селе? Надо получить профессию. Удостоверение
тракториста-машиниста можно выдать только после
11 класса. И во-вторых, число детей, из которых
можно было бы создать профиль, невелико. Школа
может открыть специализацию по информатике, по
математике, по иностранному языку, по биологии,
химии, производственный профиль действует уже
сейчас – есть аттестованные учителя, есть
кабинеты, оборудование. Но если сказано будет,
что профиль можно открыть только при наличии,
например, 15 детей, то придется всех в один загнать?
Ответа на этот вопрос пока нет. Получается, что
решение надо принимать исходя не из интересов
ребенка, а из того, какое придет распоряжение.
Картофельная страда, или Почему учителя
не переводятся?
ВОСКРЕСЕНСКОЕ. У входа в школу –
взрослые с лопатами в рабочей одежде.
Оказывается, это учителя, вместе с техническим
персоналом школы и учениками, посещающими летний
школьный лагерь, только что вернулись с картошки.
У Воскресенской школы три филиала, но работает
только один – в Романове. Два других – в Анине (35
км от Воскресенского) и в Надпорожье (34 км) –
просто закрыты и ждут – не появятся ли маленькие
ученики. Пока их нет. А старших возят своим
автобусом в Воскресенское.
Школа недавно отметила большой праздник –
столетие основания. Бывшие ученики приезжали
даже из Москвы и Петербурга, многие выпускники
работают учителями в соседнем Климовском. На
юбилей районная администрация подарила школе
автобус – теперь можно будет ездить хоть в
Череповец, хоть в Вологду. Выпускников этого года
в шутку называют “юбилейными”. Они даже
выпустили альбом с рассказами о себе, надеясь,
что этот детский проект может оказаться не
только памятью о школьных годах, но и
своеобразным историческим источником для
продолжения летописи школы.
БЕЛОЗЕРСК. На берегу Белого озера за высоченными
древними земляными валами и рвами всего
несколько зданий: церковь, музей, педколледж и
его базовая начальная школа – сам райцентр давно
разросся за пределы территории, обнесенной валом.
В педколледже готовят учителей начальных
классов, педагогов дополнительного образования,
учителей ИЗО и черчения – всего 405 студентов, из
них 80 парней, из всех районов области. У каждого
молодого специалиста есть еще и дополнительная
подготовка: технология, физвоспитание, изо,
экологическое воспитание, а с будущего учебного
года будет еще и иностранный язык. Раз решено
преподавать иностранный язык со второго класса,
нужно учителей к этому готовить.
Директор колледжа Галина Викторовна Денисова,
заслуженный учитель, почетный гражданин
Белозерского района, в 1967 году сама закончила это
училище, а в 1987-м стала его директором. Приняла
здание без окон и дверей. Когда-то здесь было
духовное училище, в советское время – интернат, а
потом несколько лет здание пустовало, разрушаясь.
Дочь директора тоже закончила колледж – среди
студентов многие из учительских династий. Галине
Викторовне есть что рассказать им не только из
теории, но и из собственного опыта: начинала свой
учительский труд в деревне, при керосиновой
лампе, ходила семь километров пешком до школы и
обратно.
Через неделю у выпускников защита дипломов.
Галина Викторовна предварительно обзванивает
все районные управления, рассказывает, какие у
выпускников специальности, какая дополнительная
подготовка. И районы их ждут. В этом году 80%
выпускников колледжа приходят работать в школу.
А круг забот у вологодских учителей, можно
сказать, обычный – как вывести детей в мир, чтобы
они там не потерялись. Но беспокоятся о них, как о
собственных детях. Поэтому и о компьютерах
приходится думать, и о тракторной практике, и о
рассаде, которую выращивают дети на грядках под
школьными окнами. Рассаду по весне можно продать,
а значит, что-то купить для школы. Трудная, бедная
жизнь. Но люди все равно идут в учителя, идут в
школу. “Мы все преодолеваем любовью”, –
говорила нам в Уткине учительница литературы
Марина Ивановна. Сколько раз за три дня нашей
вологодской экспедиции мы слышали это слово! И
белозерские студенты, и климовский директор, и
учителя уткинской школы на самом деле уверены:
любовь – главное в педагогике. Особенно когда
протекают крыши, не хватает денег и с таким
трудом сдаются экзамены…
Фото Данилы РОМАНОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|