Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №38 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Вероника ДЕНИСОВА,
Зоя КАСАТКИНА

Путешествие сквозь “Бесконечную книгу”

Отправимся в этот путь, чтобы перенести чтение в видимое пространство, превратить строки в рисунки, предметы, движения, переплавить их в новые истории и... вновь вернуться к книге – и к самим себе

Дверь класса ведет в музей

На двери 4 класса вывеска, написанная детьми: “Музей БЕСКОНЕЧНОЙ КНИГИ”. Войдем внутрь. Со стен смотрят герои книги – большие маски из разных материалов. Здесь и людоед, и кикимора, и некий Вушвузуль, и древняя черепаха Морла. Большая бело-перламутровая кукла – везучий дракон Фухур – покачивается под потолком. Кроме масок, на стенах и шкафах иллюстрации к книге. Главные экспонаты музея – макеты из соленого теста, папье-маше, бисера, гипса, ткани, искусственных цветов, новогодней мишуры, крашеной поваренной соли, посеребренного картона.
Возле каждого макета – отрывки из книги: описания изображенного места или героя. Нас встречает экскурсовод-четвероклассник, который объясняет: все, что мы видим, связано со страной Фантазией из сказочной повести немецкого писателя Михаэля Энде “Бесконечная книга”. Переходя от одного экспоната к другому, экскурсовод рассказывает о Башне Слоновой Кости (весьма похожей на свадебный торт), в которой живет Детская Королева, и саде-лабиринте, населенном редкими зверями. Но есть в Фантазии и темные силы: в глубине Орхидеевого леса стоит замок в виде черной руки, торчащей из земли. А вот в огромной коробке расположился Ночной лес Перелин. Среди блестящей буйной растительности мерцают разноцветные огоньки. Вдруг из картонной земли “вырастают” новые деревья (ими “руководит” помощник нашего экскурсовода, сидящий под столом). “…Лес растет ночью, но каждое утро он рассыпается, превращаясь в цветную пустыню“, – поясняет мальчик, переходя к следующему макету. В низкой коробке “барханы” всех цветов и оттенков. На шести партах расположился город Амаргант. Здания причудливых форм стоят на кораблях посреди фиолетового озера, окруженного зелеными холмами. Экскурсовод рассказывает удивительную историю этого города. Потом мы заглядываем в золотой грот, звучит дивная музыка, все блестит и переливается. Это фонтан с живой водой! Вокруг него овал, образованный черной и белой змеей, заглотнувшими хвосты друг друга. “Здесь самое загадочное место Фантазии – Портал в наш мир, – поясняет экскурсовод. – А теперь я провожу вас к домику тетушки Ургл, она гном”. Из пещеры, в которой можно узнать туристическую палатку, выходит тетушка Ургл и приглашает в гости. Сидя на маленьких стульях вокруг низкого столика и попивая из кукольных чашечек чай из трав, мы беседуем с тетушкой о жизни гномов и пишем о своих впечатлениях в Книгу отзывов. Выходя из пещерки, видим, как новых экскурсантов ведет уже другой экскурсовод… У выхода смотритель музея вручает нам выигранный в лотерею приз – сувенир из соленого теста (талисман Детской Королевы). И предлагает взять почитать, как в библиотеке, “Бесконечную книгу” (многие дети класса решились пожертвовать на время своей книгой).

Пусть время в классе измеряется не уроками, а прожитыми книгами

Этот двухдневный музей – завершение длительной работы с книгой. Вернее сказать, завершение периода жизни класса в проекте “Бесконечная книга”. Коллективный детско-взрослый проект для нас – способ «проживания» основной части учебного времени как в первой, так и во второй половине дня. Такую модель учебного процесса мы условно называем “целостной жизнедеятельностью”.
Строить проект можно на самом разном материале. Проектная работа приучает детей выделять и удерживать общие цели, ближние и стратегические планы; увязывать свои интересы с общим контекстом; совершать самостоятельный выбор. Ведь проектная деятельность – это и первоначальное планирование, когда обсуждается конечный результат, приблизительные сроки; и еженедельное планирование, в которое входит анализ сделанного в сравнении с первоначальным планом. Такая работа предоставляет возможности для разнообразного выбора: партнеров, форм и способов работы, материалов, точек зрения, ролей…
Особый тип проектов – проживание литературного произведения. Если книга выбрана удачно и детям дана достаточная свобода для самовыражения, проживание даст ребенку возможность настолько глубоко, насколько для него возможно, погрузиться в мир конкретной книги, обнаружить в ней нечто ценное именно для себя.
Как найти подходящую для такого проекта литературу? Наш опыт подсказывает, что книга должна быть с приключениями, фантастическими героями или удивительными обстоятельствами. Это может быть довольно большое произведение. Мы пробовали так работать с книгами “Хоббит, или Туда и обратно” Дж. Толкина, “Питер Пэн” Дж.Барри, “Черная курица” А.Погорельского, “ Робинзон Крузо” Д. Дефо, “Хроники Нарнии” К. Льюиса. Важно, чтобы коллизии, описанные в книге, позволяли детям “примеривать” их к себе, находить связи со своей жизнью; чтобы в книге было описание пространства, позволяющее создавать его образ в картах, картинах, макетах, прослеживать путь героев; чтобы учитель, беря книгу в руки, видел веер предполагаемых видов деятельности.

Автор книги, дети и педагог становятся соавторами

По ходу проекта чтение книги идет в разных режимах. В зависимости от задач какие-то эпизоды могут быть прочитаны вслух в классе детьми, другие – учителем. Но в основном дети читают самостоятельно, договариваясь о том, сколько прочитать к следующему занятию. Иногда чтение “вперед” приветствуется, а иногда “запрещается”, что вызывает дополнительный “аппетит” к чтению…
Одни задания выполняются в процессе чтения или даже предвосхищают его; другие – сразу после прочтения определенного фрагмента; третьи возможны только когда прочитана большая часть или все произведение. В связи с “Бесконечной книгой” возникла и сквозная форма, где одну задачу можно было выполнять по ходу освоения всего текста.
Некоторые из этих работ как основа проекта планируются вместе с ребятами, причем учителя готовы следовать за детьми в выборе важных для них смысловых моментов, форм и способов реализации задуманного. Другие – предлагаются учителями или в процессе работы как очередное задание или как своего рода сюрприз. Кроме заранее планируемых форм, по ходу чтения спонтанно появляются неожиданные замыслы как у взрослых, так и у детей. Возникает такая атмосфера, в которой для участников “проживания” книги новые творческие идеи становятся ценностью.
Можно выделить три направления работы в таких проектах.
Во-первых, это освоение текста, осмысление книги, выделение разных содержательных пластов, идей; понимание точки зрения автора и своего отношения к ней. Это в основном вербальная деятельность.
Но, на наш взгляд, многое из того, что опытный читатель делает во внутреннем плане, ребенку нужно пережить вовне. И не только вербально.     
Поэтому второе направление – собственное творчество детей по поводу содержания книги. Здесь возможны и многочисленные способы работы и оформления ее результатов, литературное, художественное творчество, использование разных техник и материалов, обращение к разным предметным областям.
Третье направление – творческая деятельность детей, опосредованно связанная с текстом. Идеи и образы книги в этом случае служат толчком для создания других образов, порождают ассоциации с предметным материалом или реальными жизненными обстоятельствами.
На протяжении всего проекта по поводу разных глав книги детям предлагается большое количество работ, развивающих умение осознанно и внимательно читать текст, ориентироваться в его структуре, понимать контекст, восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи. Это и традиционные способы классного чтения (по ролям, по очереди с соблюдением меняющихся правил и т.д.), и разные виды пересказа, и составление плана главы, и ответы на вопросы по тексту, а также составление собственных вопросов друг для друга, и рисуночное конспектирование. Работая с книгой, мы открыли для себя еще ряд удачных, с нашей точки зрения, форм.
Например, сразу после прочтения какой-либо главы работа с этим текстом строится в виде такой игры. Определяется, с каким фрагментом текста играем (несколько страниц). Класс делится на две команды. Они будут загадывать друг другу специфические загадки. В свой ход ребенок водящей команды (устанавливается очередность) читает из любого места выбранного фрагмента отрывок (1–3 слова). Задача соперников – как можно быстрее найти в тексте предложение, из которого взяты слова. Нашедший читает предложение вслух. Дополнительное условие: дважды за игру один человек не может прочитать найденный отрывок. Нельзя также и подсказывать с места членам своей команды. Зато можно, если знаешь ответ, выбежать к доске и как-то, не используя слов, цифрами и знаками помочь товарищам. Кто-то догадается записать на доске номер страницы, кто-то – зарисовать схему расположения нужного предложения на странице… Такая игра, с одной стороны, тренирует просмотровое чтение, учит внимательно относиться к контексту, а с другой – держать несколько условий, находить нестандартный выход из ситуации.
Интересно складывалась и сквозная работа по “Бесконечной книге”. Когда дети только начинали читать первые главы, им было предложено вести словарь, в котором будет даваться характеристика и описание героев и местностей, встречающихся в повествовании. С одной стороны, дети понимали, что он работает как толковый словарь и помогает “удержать” в памяти многочисленные персонажи, их сложные имена, особенности существования. Пример подобного словаря уже встречался нам в издании “Хроник Нарнии”. Для учителя же это была хорошая возможность объединить в одной работе тренинг по формулированию мысли, выделение нужного отрывка и элементарное грамотное переписывание. Периодически дети делали записи в словаре о героях по своему выбору. А когда настало время организовывать музей, они очень пригодились для аннотаций к макетам и маскам. Вызвавшиеся ученики выбирали лучшие записи из разных словариков и перепечатывали их на компьютере для музея.
Часто мы предлагаем детям для самостоятельной работы с текстом листы с вопросами и заданиями, которые направлены не только на понимание текста, но и на развитие внимания и зрительной памяти, умение искать неточности и ошибки. Например, такие: “Вставь в клеточки слова, убежавшие с этой страницы” (в скобках к каждому слову дано несколько букв-опор); “Восстанови разговор героев”; “Исправь неточности в тексте”…
Особое место в работе над “Бесконечной книгой” занимали беседы, дискуссии о прочитанном. Ткань текста пронизана нравственно-философскими идеями, весь сюжет, в общем, построен как поиск ответов на вопросы, которые могут показаться сложными для детей. Но пласт идей так тесно связан с близким ребенку миром образов и переживаний, что удаются неформальные, глубокие обсуждения таких тем, как собственный выбор человека, последствия его поступков, судьба и высшие силы, память, сила власти, достоинства и недостатки, способность принимать человека таким, какой он есть, дружба, любовь, человеческая индивидуальность, важность фантазии…
В таких разговорах часть детей больше придерживаются текста, толкования его событий, а другие готовы делать переносы на свой опыт и серьезные обобщения. При этом учителю придется отказаться от привычки планировать заранее результат таких бесед, наоборот, нужно будет научиться поддерживать спонтанную активность детей, неожиданные повороты разговора, предлагаемые ими. Главная же задача – учить строить диалог, слышать мысль другого, относиться к ней, стараясь выстроить цепочку размышлений. Если дискуссия складывается, то совместными усилиями удается “добраться” до весьма глубоких смыслов, сохраняя широкую палитру индивидуальных точек зрения, подчас принципиально отличающихся друг от друга.
Поскольку в книге речь идет о безграничности страны Фантазии, вполне осмысленным, понятным для детей стали два направления творчества по поводу этого произведения. С одной стороны – отражение в наших работах того, как мы увидели описанное в книге, как бы оживление, материализация книжных образов. С другой – это наш вклад в расширение страны Фантазии, наши собственные образы.
Сам автор “Бесконечной книги” предлагает читателю одну из форм сотворчества. Почти в каждой главе есть такие слова: “…но это уже другая история, и мы расскажем ее как-нибудь в другой раз”, ставшие замечательной провокацией для юных соавторов. Дети с удовольствием придумывают и пишут свои “боковые ветви” бесконечной истории. Общий творческий энтузиазм объясняется тем, что ребенку проще начать фантазировать “не с нуля”. Но контекст книги требует определенных усилий по удерживанию своей фантазии в некотором русле.
“Йиха действительно встретилась с белым крылатым жеребцом, и у нее родился сын Патаплан, о котором потом ходило много легенд в Фантазии, но это уже совсем другая история, и мы расскажем ее как-нибудь в другой раз”, – говорится в одной из глав книги.
Вот как начинают свои вариации на эту тему дети.
“Йиха пошла в Сиреневый лес. Деревья там были сиреневые, разных оттенков, и на фоне этих деревьев, возле озера, стоял ослепительно белый крылатый конь. Она была такая неуклюжая и маленькая, что даже смутилась, как это она может подойти ему в пару. А он, как завороженный, смотрел на Йиху”… (Аля)
В процессе работы авторы готовы были прислушиваться к советам одноклассников и учителя, редактировать сочинения. Само собой, дети ждали с нетерпением, когда будут читать их истории. Вообще, на наш взгляд, необходимо читать классу все законченные тексты. А при обсуждении важно анализировать как соответствие текста поставленным задачам, так и его оригинальность, индивидуальный стиль.

Прочтение книги не цель, а только повод для следующего шага в образовании

В отличие от многих форм, которые возникали по ходу чтения книги, музей был запланирован как конечный результат проекта почти с самого начала. Поэтому, читая, мы вместе прикидывали, какие именно места книги можно интересно воссоздать в макетах. “Интересно” в смысле неожиданного использования материалов и разнообразия способов.
Работа над макетом заставляет увидеть то, о чем читаешь. А если это видение у нескольких авторов одного макета разное, то тем более нужно обращаться к тексту, искать в нем поддержку…
Изготовление масок – хороший способ работы с “портретом героя”. Использование папье-маше, мятой бумаги и ваты, пропитанных клеем ПВА, любых материалов, позволяющих ребенку делать выразительную форму, для такой работы выгоднее, чем традиционная иллюстрация. А вот события, состояние, настроение эпизода дети отражали в графических и живописных композициях.
Для “погружения” в мир фантазии хотелось расширить предмет нашего с детьми исследования. Так появилась серия занятий с использованием репродукций очень широкого диапазона.
Первая работа была связана с нереалистическими картинами художников ХХ века (сюрреалистов, дадаистов, конструктивистов), а также фрагментами картин Иеронима Босха. Сначала детям предлагалось рассмотреть репродукции, развешанные по всему классу, размышляя, чем все они связаны. Потом все желающие высказывали свои предположения. Они по-разному формулировали мысль о том, что во всех этих картинах есть что-то загадочное, необычное, нереальное. Стали разбираться, кто что видит в разных картинах, чему удивляется, что представляет. Некоторые дети говорили о том, что вся экспозиция – это страна Фантазия из “Бесконечной книги”. После бурного обсуждения детям было предложено задание выбрать одну репродукцию и написать по ней текст.
В результате получились тексты самых разных жанров: от небольших эссе до детективно-мистических рассказов, от сказок до белых стихов.
“Этот день ничем не отличался от других. Джон как обычно шел домой из школы, светило солнце. Джон посмотрел на часы: они показывали 13:00:54. Он смотрел в небо и мечтал. Мечтал о том, чтобы сейчас произошло что-нибудь необычное. Но в следующее мгновение он уже точно знал, что этого не будет, потому что ему уже 14 лет. Он опустил голову и… увидел дом!!! Дом стоял прямо там, где раньше была дорога, но самое странное было то, что вокруг дома была ночь. Точнее, это была не ночь, время там шло так же, но вокруг было темно, как ночью…”
(Сережа, фрагмент сочинения по картине Р.Магрита “ Ностальгия”)
Другая работа с репродукциями возникла в связи с обсуждением главы “Рудник сновидений”. В ней герой – мальчик Бастиан – попадает к удивительному горняку, который добывает в руднике тонкие ледяные картины – забытые человеческие сны. Бастиану необходимо среди множества снов найти тот, который вызвал бы у него какие-то собственные воспоминания… На этот раз репродукции были с картин разных эпох, жанров и стилей. Детям предлагалось выбрать ту, которая напоминает им что-то свое, личное, и объяснить свой выбор. Занятие проводилось в непривычной для детей форме: в класс с репродукциями, разложенными на столах, дети заходили по двое, искали “свою” картину столько, сколько было нужно, а потом рассказывали свои ассоциации учителю. Всю работу снимали на видео, так что потом можно было посмотреть и послушать всех. Опыт актуализации своих воспоминаний, ощущений нам кажется очень важным в процессе узнавания себя, проявления своего “я” ребенком.

«Путь ко мне»

Одна из самых неожиданных работ возникла в связи с образом Храма Тысячи Дверей, который в книге предстает как модель процесса постоянного выбора, совершаемого человеком в жизни. Перед героем в этом храме все время возникают альтернативные пары дверей, из которых нужно выбрать одну, ведущую к цели. Из Храма Тысячи Дверей может вывести только желание прийти куда-то. В парах дверей всегда есть что-то общее, но есть и обязательное различие. Идея игры “Путь ко мне” возникла у учителя неожиданно, когда дети уже читали о Храме. Она была вынесена на обсуждение в классе. Окончательный вариант игры придумывали и пробовали вместе. Каждый ребенок сделал 5 пар карточек – “дверей на пути к себе”. Каждая пара отвечала на один из вопросов: “Что я люблю?”, “Что я могу?”, “Что я не люблю?”, “Что бы я выбрал?”, “Какой я?”. При этом только одна из двух карточек верно изображала то, что ребенок думает о себе. Например, в паре “Что я больше люблю?” на одной из карточек мальчик рисует любимое ЛЕГО, а на другой – что-то иное, менее любимое. Играют одноклассники, проверяя, насколько хорошо они знают друг друга. Задача играющих – правильно выбрать из каждой пары “дверей” и за меньшее количество ходов дойти до последней, одиннадцатой карточки. На ней фотография “хозяина дверей” и его текст о себе.
Изначально педагогам, работающим в классе, хотелось подвигнуть детей на изобретение разных способов невербально рассказать о себе. Дети с энтузиазмом приняли задачу. Многим удалось найти интересные решения. Например, на вопрос “Какой я?” отвечали с помощью противопоставления фактур (наждак и кусочек меха), силуэтов (резких, угловатых и мягких, плавных), способов изображения (чертеж по линейке и свободные акварельные пятна)… При всем этом в каждой паре “дверей” надо было показать что-то общее (размер, форму, цвет, какую-то деталь)… Надо было выдержать каждую пару в едином стилистическом ключе, сделать карточки аккуратно и красиво… Со всеми этими задачами дети справились очень хорошо. Но в процессе создания карточек появились новые идеи, реализованные уже в вербальном плане. Сначала это была идея текста “Про себя” на последней карточке. Заявил ее один из детей, а учитель предложил в качестве опоры несколько вопросов на выбор: “Считаю ли я себя взрослым? Легко ли другим людям со мной? Легко ли мне самому с собой? Хочу ли я что-то в себе изменить?..” В результате появились рефлексивные тексты:
“Человечеству со мной нелегко, потому что, когда я спорю, то, если человек не может меня переубедить, он заканчивает спор, а я – нет. Я его стараюсь снова втянуть в спор, чтобы убедить в своей правоте…”
“Мне с собой нелегко, потому что, когда много людей, я не могу сосредотачиваться, трудно понять, чего хочу я сам…”
“Я боюсь потерять своих родных, ведь они самое главное для меня. Я их люблю больше всего на свете!!!”
“Я разный. Я резкий, нервный. Часто обижаюсь ненадолго. А так я веселый. Если я в хорошем настроении, то неплохо думаю мозгами…
Вообще я люблю воду! Люблю рыбалку, ставить палатку, разжигать костер и варить суп под дождем! Мне нравятся праздники, в которых есть игры, испытания, поиски подарков. Я сам люблю делать подарки и как-нибудь хитро их дарить…”
“Думаю я все время о том, кто вообще придумал жизнь, чтобы что-то существовало...”
“Я человек добрый. Люблю мягкие вещи, собак, кошек, мышей. Ненавижу незакрытые двери и беспорядок на столах…”
“Легко ли другим со мной? Со мной всем тяжело. Но некоторые пытаются понять, почему я плачу. Если вам это интересно, могу рассказать. Иногда я плачу потому, что у меня что-то случилось, или потому, что мне обидно (например, мне обидно то, что Витя считает всех людьми, а меня игрушкой!)”.
В процессе изготовления карточек речь зашла о том, что интересно будет показать их и родителям. Сумеют ли они найти быстрый путь к своим детям? А когда договаривались о том, что каждый ребенок напишет о себе, один мальчик предложил попросить родителей, чтобы они тоже написали о своем ребенке. Идея всем понравилась. Учителя написали письма родителям, напоминая, что эти тексты будут читать в классе вслух и поэтому особенно важно выразить детям свое уважение, отметить те реальные продвижения и успехи, которые радуют родителей. В качестве опоры можно было использовать те же вопросы. Большинство родителей откликнулись на эту просьбу. Получились очень интересные, серьезные тексты.
Их читали в классе в течение нескольких недель вместе с детскими, проводили параллели, отмечали, что общего в разных текстах. Этих чтений ждали и те, о ком говорилось в этот раз, и их друзья…

Этап подготовки музея – хорошая возможность для каждого ребенка найти себя в общем деле. Конечно, некоторым детям при этом нужно помочь с выбором, а главное, совместно спланировать необходимые шаги. Но находятся и те, кто готов не только свою часть работы самостоятельно выполнить, но и другими руководить, удерживая общие задачи.
Поскольку очень важно создать условия для успешности разных детей, то учителям надо быть готовыми передать в не очень умелые детские руки многое из того, что проще и быстрее сделать взрослым. В то же время в большом проекте, рассчитанном на внешнего зрителя, надо помогать детям достичь достаточного качества работ, многое делать сообща, подготавливая поле деятельности и обеспечивая фронт работ для всех. Тогда общим результатом можно будет гордиться, напряжение и усилия, которые пришлось приложить, будут оправданы. Нам кажется, что пережитый успех, признание – это хороший стимул для того, чтобы и в другой раз найти силы для напряженной работы.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА

– Какое количество детей в классе оптимально для подобной работы? Может ли быть слишком мало или слишком много учеников для «проживания» книги?
– Если судить по нашему опыту, оптимально 15–20 человек. При меньшем количестве – дефицит разнообразия идей, подходов, интересов. При
большем – трудно дать проявить себя каждому. Для организации в большом классе нефронтальных способов работы желательно иметь больше места и больше взрослых, одновременно работающих с классом.
– Какое количество времени в день можно отводить для проектной работы, чтобы это было необременительно для детей (и для прохождения программы)?
– Очень по-разному. На каких-то этапах проекта достаточно одного-двух уроков в день, чтобы оставаться в контексте этого проекта, параллельно занимаясь и чем-то другим. А бывают периоды, когда проектная работа идет целыми днями, причем ей отдается не только первая, но и вторая половина дня. Чтобы это не было обременительно для детей, безусловно, важны и возможности смены деятельности, и наличие выбора, и достаточно свободная обстановка этих занятий. Поскольку проектная форма – основная в нашей «целостной жизнедеятельности», а проекты разнообразны по темам, то наша задача – по возможности встраивать предметный материал в ткань проектов.
– Как долго можно заниматься одной книгой, чтобы и работа не наскучила, и результат был весомым, качественным.
– В первую очередь длительность проекта определяется объемом книги, поскольку ее читают по ходу проекта. Тем важнее выбрать такую книгу, работа с которой не наскучит.
– С какого возраста ребенок может участвовать в проектной работе?
– Мы пробовали организовывать маленькие коллективные проекты уже с детьми первого класса. Это вполне удается, если в основе проекта лежит игра, а учителя не пытаются навязать слишком «взрослые» формы.
– В чем для вас заключается успешность проектной работы?
– Если в проекте большинство детей находят свой интерес, могут реализовать свои способности. Если в движении к общему результату происходит открытие детей как личностей друг для друга, преодоление себя. Если создается атмосфера общего творчества, взаимопонимания и взаимопомощи. Если качество общего продукта дает детям ощущение успешности. Если в дальнейшем дети демонстрируют некоторые умения, приобретенные в процессе проектной деятельности.
– За проектную работу может браться любой учитель? Иными словами, какие личностные качества необходимы для этого педагогу?
– Это должен быть человек, которому доставляет удовольствие порождение новых форм, подходов, способов. При этом ценящий детскую инициативу больше, чем свои замыслы, и готовый отказываться от своих планов, идя за детьми. Безусловно, педагог должен быть готов работать с ребенком в партнерской позиции, при этом не «подводя» ребенка к тому, что заранее ясно и известно учителю, а совместно пускаясь в некоторый поиск. Он должен быть готов работать в команде с коллегами, т.к. для организации достаточно крупных и ярких проектов одного взрослого мало.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru