ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №38
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Валентина ЕРЕМЕЕВА,
кандидат биологических наук
Санкт-Петербург
А в левой руке – не меньше, чем в
правой
Если ребенок левша, нужно ли требовать,
чтобы он стал таким же, как все?
Помните, как звали умельца из сказки
Лескова? О том, что левши талантливы, что у них
совершенно особый тип мышления, не устают
напоминать врачи, физиологи, психологи. Левши
организуют свои сообщества, в России существует
их интернет-клуб. А во всем мире 13 августа
отмечают День левши. Но, к сожалению, наш
стереотип праворукости так силен, что многие
родители и педагоги не учитывают в полной мере
особенностей маленького левши. В лучшем случае –
не переучивают его.
Наступит новый учебный год, и в вашем классе,
возможно, окажется ребенок, которому будет
удобнее держать ручку в левой руке. Помните,
пожалуйста, что при общении с ним, при выборе
методики нужно непременно учитывать особенности
его психики.
Левшей в нашей стране в среднем 4–7
человек на 100 жителей. А в Соединенных Штатах
Америки, например, их еще больше – 13%.
Исследования по оценке творческих способностей
людей в возрасте от семи до двадцати лет
показали, что результаты у леворуких значительно
выше, чем у праворуких. Вообще среди левшей много
выдающихся людей: Пабло Пикассо и Гай Юлий
Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело,
Бетховен и Чарли Чаплин. Известно, например, что
Леонардо часть рукописей написал зеркально и
справа налево. А леворукий Эрне Рубик придумал
знаменитый кубик Рубика. Важно, что для создания
такой игрушки необходимо прекрасное
пространственное мышление, но и оно у левши носит
совершенно специфический характер.
Сам Эрне Рубик объясняет, что для него маленькие
кубики, из которых состоит большой куб, не
одинаковые, как для большинства правшей, а все
разные, “как листья на деревьях”. И задача
складывания кубика носит для него совсем иной
характер (складывание узора листьев) и требует
использования совершенно иных стратегий
мышления.
Это еще раз говорит о том, что мышление
леворукого человека может быть иным,
определяться иными закономерностями,
непонятными и недоступными праворуким.
Об этом особенно важно помнить тем учителям, в
классе у которых есть левши.
Для них мы предлагаем сегодня несколько
рекомендаций.
Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке,
а в устройстве мозга.
Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните,
что он эмоционален и раним.
Обучая левшу, старайтесь сделать процесс
обучения ярким и красочным, привлекайте
наглядные пособия, чтобы он мог использовать не
только уши, но и глаза, и руки, – пусть обучается
не столько через слова, сколько через предметы.
Не переусердствуйте с соблюдением режима: для
левши жесткое следование режиму может быть
непомерно трудным.
Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок,
будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая
его.
Не старайтесь сделать левшу таким, как все,
больше доверяйте его природе. Уникальность,
непохожесть на других – его достоинство.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|