Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №38 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Валентина ЕРЕМЕЕВА,
кандидат биологических наук
Санкт-Петербург

А в левой руке – не меньше, чем в правой

Если ребенок левша, нужно ли требовать, чтобы он стал таким же, как все?

Помните, как звали умельца из сказки Лескова? О том, что левши талантливы, что у них совершенно особый тип мышления, не устают напоминать врачи, физиологи, психологи. Левши организуют свои сообщества, в России существует их интернет-клуб. А во всем мире 13 августа отмечают День левши. Но, к сожалению, наш стереотип праворукости так силен, что многие родители и педагоги не учитывают в полной мере особенностей маленького левши. В лучшем случае – не переучивают его.
Наступит новый учебный год, и в вашем классе, возможно, окажется ребенок, которому будет удобнее держать ручку в левой руке. Помните, пожалуйста, что при общении с ним, при выборе методики нужно непременно учитывать особенности его психики.

Левшей в нашей стране в среднем 4–7 человек на 100 жителей. А в Соединенных Штатах Америки, например, их еще больше – 13%.
Исследования по оценке творческих способностей людей в возрасте от семи до двадцати лет показали, что результаты у леворуких значительно выше, чем у праворуких. Вообще среди левшей много выдающихся людей: Пабло Пикассо и Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бетховен и Чарли Чаплин. Известно, например, что Леонардо часть рукописей написал зеркально и справа налево. А леворукий Эрне Рубик придумал знаменитый кубик Рубика. Важно, что для создания такой игрушки необходимо прекрасное пространственное мышление, но и оно у левши носит совершенно специфический характер.
Сам Эрне Рубик объясняет, что для него маленькие кубики, из которых состоит большой куб, не одинаковые, как для большинства правшей, а все разные, “как листья на деревьях”. И задача складывания кубика носит для него совсем иной характер (складывание узора листьев) и требует использования совершенно иных стратегий мышления.
Это еще раз говорит о том, что мышление леворукого человека может быть иным, определяться иными закономерностями, непонятными и недоступными праворуким.
Об этом особенно важно помнить тем учителям, в классе у которых есть левши.
Для них мы предлагаем сегодня несколько рекомендаций.
Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог использовать не только уши, но и глаза, и руки, – пусть обучается не столько через слова, сколько через предметы.
Не переусердствуйте с соблюдением режима: для левши жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Уникальность, непохожесть на других – его достоинство.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru