Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №38 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Марина ЕРМОЛАЕВА,
Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства

Расскажи о себе единым росчерком!

Игра-знакомство, в которой достаточно сделать всего одно движение

Каникулы. Можно наконец сменить обстановку и отложить серьезные дела до конца лета. И даже если вы продолжаете пока работать в городском или загородном летнем лагере, нет лучше занятия, чем игра. Сегодня мы представляем игру, которая придется кстати и в отряде, и для большой компании, собравшейся дождливым вечером на даче. В нее даже можно поиграть, сделав перерыв в затянувшемся педсовете или семинаре, чтобы разогнать скуку и по-новому взглянуть друг на друга.

Игра “Росчерк” создает условия для развития наблюдательности, памяти, а также для более глубокого знакомства друг с другом и познания самого себя.
Для игры потребуются листы писчей бумаги (210 х 97 мм) и небольшие карточки-визитки для каждого участника игры. Если игра идет в комнате без доски, то нужны большой лист ватмана и фломастеры. У каждого участника должно быть какое-нибудь пишущее средство.

1. Ведущий предлагает участникам высказать свои ассоциации со словом “росчерк”.
Как правило, называют легкость, быстроту, рисунок одним движением руки, росчерком пера. Именно поэтому для названия игры взято слово росчерк, а не подпись. На наш взгляд, это слово предполагает большую неоднозначность и неофициальность. И игру интереснее строить на оригинальности и необычности росчерка.
2. Теперь предлагается придумать для себя росчерк, который по возможности делается быстрым, легким движением руки, но при этом отражает своеобразие, неповторимость автора. Конечно, росчерк может быть сколь угодно причудливым, представлять собой рисунок, символ или просто быть затейливой линией. Сначала стоит потренироваться на любом черновом листочке, а затем, выбрав вариант росчерка для игры, зафиксировать его на карточке-визитке, которые к этому моменту розданы участникам. Работа идет индивидуально, без обсуждения с соседями. Выбранные для себя росчерки пока сохраняются в тайне.
Ребятам лучше сразу объяснить, что росчерк не должен быть громоздким и длинным, поскольку расписываться придется много, а значит, и рука устанет, и времени на слишком затейливый вариант может уйти много. Тем более что в ходе игры необходимо будет твердо придерживаться выбранного варианта росчерка, в точности воспроизводя все его детали. В целом на создание и выбор росчерка дается 3–5 минут.
3. Теперь участникам раздают листы писчей бумаги, и каждому предлагается собрать на свой лист росчерки всех присутствующих в классе.
Время на эту процедуру, как правило, специально не оговаривается, поскольку на этом этапе ажиотаж и так велик.
4. Идет сбор росчерков. Те, кто считает дело завершенным, возвращаются на свои места и ждут дальнейших указаний.
В целом эта процедура занимает обычно 8–10 минут в зависимости от числа играющих. Как правило, по классу видно, когда работа подходит к концу.
5. После того как все расселись по местам, ведущий предлагает сосчитать количество росчерков, которые удалось собрать каждому. Для этого каждый росчерк обводится в кружок и нумеруется.
В результате обмена мнениями получаются разные варианты. Правильное количество росчерков получается пересчетом всех присутствующих в помещении за вычетом единицы (собственного росчерка). Присутствующие – это не только игроки, но и ведущий игры, а может быть, и гости, которые находятся в этот момент в классе. По сути, на этом шаге делается небольшая диагностика точности выполнения игровой инструкции. Чаще всего участники собирают росчерки только игроков, в то время как в инструкции сказано “присутствующих”. Всегда обнаруживаются отклонения от верного числа и в сторону его уменьшения, и в сторону увеличения. Для каждого участника правильное число росчерков – ориентир, насколько точно он выполнил игровую задачу первого этапа. Когда собирают росчерков меньше, чем людей в классе, ясно, что кого-то забыли. Но собирают и больше: к кому-то подошел не один раз и даже не заметил этого.
6. Теперь наступает самый трудоемкий этап игры. Ребятам предлагается расшифровать все росчерки, то есть любым удобным для себя образом указать предполагаемых авторов росчерков. Например, это можно сделать на свободном пространстве своего листа в виде таблички, в которой указать номер росчерка и предполагаемого автора.
Как правило, редко удается однозначно распознать все росчерки. Некоторые остаются полной загадкой, для каких-то есть несколько вариантов.
После расшифровки происходит перекличка, во время которой каждый сообщает примерное число однозначных предположений и количество неразгаданных вариантов.
Здесь интересны крайние цифры: самая большая и самая маленькая.
7. Теперь участникам могут пригодиться их карточки-визитки, которые позволят при необходимости вспомнить точный вариант своего росчерка. Игроки по очереди выходят к доске (или к листу ватмана) и после небольшой паузы, в течение которой внимание участников фиксируется, расписываются в любом удобном месте, воспользовавшись мелом или фломастером того цвета, с которым участвовали в игре. Задача остальных – проверить свое решение, если оно есть, пометить знаком “+” – в случае угадывания, знаком “–” – в случае ошибки, записать при необходимости правильный ответ.
Этот этап требует особой четкости и неспешности.
В итоге на доске возникает как бы копия любого листа, поскольку на ней есть росчерки всех играющих.
8. Завершается игра аплодисментами и приветствиями в адрес тех, кто оказался самым прозорливым, догадливым и наблюдательным. Свое удовольствие можно выразить и в адрес тех, кто был наиболее изобретателен в создании своих росчерков. Обычно в конце игры на листах ставится дата их заполнения и они сохраняются до следующей игры, поскольку время от времени (например, в начале и в конце учебного года) интересно возвращаться и анализировать, что и как меняется в росчерках участников. Как показывает опыт, после игры и знакомства с росчерками других участников у многих возникает желание что-то изменить и в своем росчерке.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru